Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
18.01.2014
2 315
Перекрестная компетентность

Перекрестная компетентность

Про важность границ своей компетентности

Феномен перекрестной компетенции означает следующее – человек становится профессионалом в одной сфере, но при этом считает себя компетентным в другой сфере, в которой он на самом деле специалистом не является.

Помню, дело было в Турции. Мы проводили там семинар. По вечерам мы с участниками собирались в каком-то баре или в беседке и что-то обсуждали. В один из вечеров речь зашла о положении дел в энергетическом секторе страны. Мы жарко спорили об энергетической реформе, затеянной Чубайсом. В качестве основных спорщиков выступал я и один участник, который уже несколько лет работает в энергетике.

В итоге я вроде как выиграл, по крайней мере, большая часть людей, присутствующих при обсуждении встала на мою сторону. Когда мы уже расходились по номерам, меня догнал мой оппонент и сказал примерно следующее: «умение вести дискуссию у Вас супер, но Вы даже не представляете, какую ахинею Вы несли».

Он был профессионалом в данной сфере, а я нахватался различной информации из открытых источников. Я сначала чуть не возмутился его замечанию, а потом понял, что он прав. Он профессионал, работающий в этой сфере, а я так «мимо проходил». И то, что у меня лучше, чем у него с аргументацией, не значит, что я прав.

Перекрестная компетентность - явление достаточно распространенное. Например, многие руководители уверены, что они в персонале соображают лучше специалистов по персоналу. В маркетинге лучше, чем маркетологи. В технике лучше, чем инженеры. И, на основании этой уверенности, активно лезут в дела специалистов, а подчас и продвигают свою точку зрения.

Многие психологи через некоторое время начинают лезть в медицину, причем не ищут легких путей, а сразу берутся за неизлечимые заболевания, типа онкологии, рассеянного склероза и системной красной волчанки.

Предприниматель,  достигнув успеха с одном сегменте бизнеса, зачастую считает, что он компетентен во всех сегментах без исключения.

Можно еще привести массу примеров, но суть в том, что зачастую, чем больших результатов человек добивается в какой-то одной сфере, тем в большем количестве сфер он себя считает профессионалом, на самом деле не являясь таковым.

Дай Бог, если перекрестная компетентность заканчивается на уровне категоричных позиций в какой-то дискуссии. Хуже, когда перекрестная компетентность начинает реализовываться в деле.

Руководитель, считающий себя докой в маркетинге, продавливает собственную маркетинговую стратегию, которая оказывается неудачной. Больной, который хочет победить онкологию у психолога, упускает драгоценное время для полноценного лечения.  Предприниматель с «шашкой наголо» пытается открыть новый бизнес и прогорает.

На мой взгляд, любому человеку важно осознавать меру своей компетентности, иначе его может занести не туда, куда нужно. Это не означает, что не нужно открывать новый бизнес предпринимателю, или руководителю не принимать участие в разработке маркетинговых программ. Просто осознание собственной некомпетентности, либо недостаточной компетентности в каком-то вопросе, во-первых, избавит человека от категоричности, а во-вторых, у него появится понимание зоны роста.

Любое развитие человека начинается с осознания собственной некомпетентности. Если человек это понимает, то он может предпринять усилия для того, чтобы стать компетентным в этом вопросе. Это важный фактор развития. Если же он считает, что он спец в этом вопросе, то его «стакан полон» и новые знания в него просто не войдут.

Следовательно, он и будет функционировать на уровне категоричного дилетанта, что будет приводить к ошибкам и неудачам.

Можно выделить несколько видов перекрёстной компетентности:

  • Перекрестная компетентность вниз.

  • Горизонтальная перекрестная компетентность.

  • Перекрестная компетентность вверх.

Перекрестная компетентность вниз

Ситуация, когда человек является специалистом в одной сфере, достиг на этом поприще результата, а поэтому считает себя компетентным абсолютно во всех сферах, которые ставит ниже своей компетентности.

Примеры:

Руководитель считает, что если он руководит организацией, то он знает, как правильно построить работу какого-то отдела лучше руководителя отдела. (Иногда действительно так, но часто это перекрестная компетентность).

 

Некоторые главные врачи проводят обходы больных, хотя мало что соображают в клинической медицине. Но наблюдал ситуации, когда главный врач, при этом, начинает лезть в тактику лечения, вообще не соображая в специфике вопроса.

 

Люди, у которых более взрослые дети учат воспитывать тех, у кого дети поменьше. При этом главный аргумент: «Поверьте мне, я это уже прошла» и «Вот когда твои вырастут, тогда и поговорим».

Горизонтальная перекрестная компетентность

Человек является специалистом в одной сфере, но при этом считает, что компетентен в другой, близкой сфере.

Дизайнер, специализирующийся на дизайне интерьеров может себя считать специалистом и в полиграфии, и в веб дизайне.

 

Психологи, которые начинают заниматься лечением соматических больных. При этом, имея нулевые знания в медицине. Кучу таких психологов встречал, которые лечат болезни, не имея ни малейшего представления о том, что они лечат. То один с гордостью объявил об избавлении пациента от рака. Второй рассеянный склероз вылечил. Третий - саркоидоз. Четвертый - цирроз печени. И все, конечно же, лечат аллергию. Я тут у одного такого товарища поинтересовался, как они это делают. Оказалось, что нужно представлять, как кровь омывает тучные клетки и тканевые базофилы (это клетки, которые содержат медиаторы аллергии). И был очень удивлен, что эти клетки кровью не омываются напрямую. Что всегда отличает психологов, так это 100% и непоколебимая уверенность в том, что они делают, в особенности там, где они ничего не соображают.

Горизонтальная перекрестная компетентность может нанести серьезный вред, например тем же больным. Хорошо еще, когда пациент занимается лечением традиционным способом, но и к психологу ходит. Тогда, может быть, действительно работа психолога принесет какую-то пользу. Гораздо хуже, когда веря убежденности специалиста, человек отказывается от традиционного лечения.

Перекрестная компетентность вверх

Ситуация, когда человек компетентен в одной сфере, но при этом считает себя компетентным и в сферах, которые находятся на более высоком уровне.

  • Хороший исполнитель может считать, что он является хорошим руководителем, и справился бы с руководством отдела или фирмы не хуже, а то и лучше нынешнего руководителя. Практика доказывает, что далеко не всегда хороший исполнитель становится успешным руководителем.

  • Медсестра может считать, что она, в принципе, может выполнять функции врача. Опыта у нее хватит.

  • Больной считает, что он может определить какой врач хороший, а какой плохой.

Есть еще вариант, нередко встречающийся, когда человек реально некомпетентен ни в чем, но считает, что компетентен во всем. Таких людей, к сожалению, великое множество. Этакие монтеры Мечниковы из «12 стульев». Но это случай не перекрестной компетентности, а всеобщей некомпетентности.

Почему нужно знать границы своей компетентности?

  • Во-первых, не наломать дров, будучи уверенным, что ты спец.

  • Во-вторых, понимая, свои ограничения ты будешь развиваться, чтобы стать действительно компетентным.

  • В-третьих, ты будешь ценить профессионалов в этой сфере, и учиться у них.

  • В четвертых, ты сможешь управлять рисками, понимая, что сфера для тебя новая, и необходимо набраться новых знаний и навыков.

  • В пятых. Ты будешь понимать и хотя бы пытаться разделять свое мнение, основанное на опыте, от своих глюков.

P.S. После разговора в Турции, я стараюсь всегда следить за собой и определять, где зона моей реальной компетенции, а где я в реальности некомпетентен. И если этот вопрос меня интересует, то я стараюсь изучить его глубоко. Не всегда получается, но, наверное, явление перекрестной компетентности присутствует у каждого человека.

Важно понимать, что такое явление есть, нужно его учитывать и стараться объективизировать свою картину мира.

Перейти к следующей статье ➯ Оценка времени руководителя 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Адаптация сотрудников 

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.