Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
17.09.2015
2 747
Мифы современной жизни

Мифы современной жизни

Вот несколько типичных фраз, которые я систематически слышу у себя в кабинете: «Он меня довел до такой жизни, что я все время нахожусь в стрессе!», «Если бы она хоть капельку меня понимала, неужели я был бы в таком стрессе?», «Я все время в стрессе! У  соседа почти всегда играет громкая музыка. Невозможно ни сосредоточиться, ни заснуть!», «Как можно не пить, добиться успехов в жизни, быть хорошим, не болеть, когда у меня такие дети?», «Вот если бы у меня не было такой тещи, то я бы не пил». Кто еще виноват, что я в стрессе? Муж, жена, теща, свекровь, дети, начальники, подчиненные, сослуживцы, учителя, ученики, врачи, больные, плохое воспитание в детстве, плохая работа транспорта, невозможные социальные условия, инфляционные процессы, предательство друзей, мороз, жара, амброзия... 

И мы не осознаем, что в омут болезней, несчастий, жизненных катастроф, тюрьму и могилу ведут нас легенды и мифы современной жизни. Их мы принимаем как руководство к действию, а они направляют нас по тому пути, который ведет в пропасть или прозрачный тупик, откуда видна счастливая жизнь. Даже дойдя до пропасти, мы не сворачиваем с этого пути и падаем в нее, а зайдя в тупик, продолжаем как мухи биться о стекло, хотя истинный путь где-то рядом. Нужно просто его поискать. Я живу на 14-м этаже. Самый короткий путь в светлый мир - через окно. Если я  пойду этим путем, то испытаю незабываемое чувство полета, но только потом никому из друзей не смогу о нем рассказать. Или расскажу через много лет, тогда, когда и они уйдут в мир иной, если, конечно, попадут в ад. И я ищу правильные пути, которые, как правило, обходные. Это Закон: любые прямые действия дают прямо противоположный результат. Дерево затеняет садовый участок. Я спилил его. Сразу стало светло, но через год или два, если я не удалил корни, оно стало еще более ветвистым. У человека болит голова. Я назначил обезболивающее средство. На какое-то время боли прекратились. Но опухоль, которая была причиной головной боли, в это время продолжала расти. 

Я стараюсь вскрыть мифы, эти неосознаваемые источники стресса, которые стали правилами жизни для моих пациентов, помочь им избавиться от них, выздороветь и стать счастливыми людьми. Мифам современной жизни и истокам психологического вапиризма посвящена отдельная статья. Она так и называется "Истоки психологического вампиризма".  В этих работах я пытался доказать, что человек живущий для других, только потому жив, что он еще живет и для себя, а если бы он жил только для себя, то от этого другим было бы еще больше пользы. 

В этой статье я хочу дать краткий обзор тем мифам, которые часто встречаются в клинической практике и которые сопровождают нас всю жизнь, от момента рождения до смерти. Они делают нас несчастными, а потом мы, стараясь, чтобы и наши дети жили в соответствии с этими мифами, делаем несчастными своих детей. Сливаясь в единое  целое с верными представлениями, количество мифов постоянно увеличивается. 

Миф 1. Невроз беременных

Ситуация: женщина до беременности была ласковой и покладистой. Во время беременности стала раздражительной. Свекровь говорит, что она теперь показала свое истинное лицо. Сын уже никуда не денется. Несложный анализ позволил выявить, что у нее сформировался характер Золушки. 

Она была вне себя от счастья, что вышла замуж за своего Принца. В благодарность матери за то, что она воспитала такого чудесного сына, она добровольно взвалила на себя всю домашнюю работу, надеясь, что это будет оценено, и в конце концов ее избавят от лишней работы (еще один миф). Получилось совсем наоборот. Члены семьи вообще прекратили делать ту работу, которую  делали раньше. 

Закончился медовый месяц, начались трудовые будни. Справляться  с возросшими обязанностями становилось все труднее. В душе она, роптала, но продолжала терпеть. Когда же она забеременела, чему была очень рада, то  иногда она стала вспыхивать по любому поводу. Обратились к врачу. Он поставил диагноз: невроз беременности и сказал, что все пройдет после родов. Самое интересное, что никто из близких и она сама не осознавали, что причиной тому был ее характер. Потом у нее было еще много неприятностей. Более подробно о ее судьбе я рассказал в книге «Если хочешь быть счастливым» в главе «Психологический вампиризм». 

Миф 2. Ребенок до рождения, находясь в утробе матери не подвержен психическим травмам, живет как в раю, и воспитывать его еще не надо

Слава Богу, этот миф уже начинает развеиваться. С.Грофф, известный современный психотерапевт, утверждает, что именно психотравмы, которые наносятся ребенку во время внутриутробного развития, приводят к таким болезням, как алкоголизм, наркомания, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. Им предложен и метод лечения, направленный на ликвидацию этой внутриутробной травмы. Не со всеми теоретическими положениями С.Гроффа я согласен, но подход его перспективный, и методики в ряде случаев весьма эффективны. Здесь не место давать конкретные рекомендации по воспитанию ребенка на внутриутробной стадии развития, но я готовлю книгу по воспитанию и перевоспитанию детей, где эти вопросы будут обсуждаться. 

Миф 3. Болезненные дети

Бич всего процесса воспитания. Действительно, дети часто болеют. Но давайте подумаем: почему? Достаточно ли мы уделяем им внимания и любви, даем ли им возможность жить так, как им хочется? Как им добиться своего? Есть несколько способов. Но у маленького ребенка только один - заболеть. Тогда он получает внимание и любовь родителей, все блага, как материальные, так и духовные, и сразу становится в центре внимания. 

Но как он только выздоравливает, то сразу внимания и любви получает гораздо меньше. Когда ребенок перестает болеть? Как мы говорим, «перерастает»? В 13-14 лет внимание и любовь родителей становятся ненужными. А в той среде, где они хотят получить внимание и любовь, при помощи болезни их не получишь. Вот они и перестают болеть. Я предлагаю уделять внимание детям не тогда, когда они болеют, а тогда, когда они здоровы. Кстати, на это, в конечном итоге, уйдет меньше времени и средств, чем тогда, когда они уже заболели. 

Вот некоторые рекомендации. Уделять внимание надо в той форме, в какой хочется детям, а не в той, какую мы считаем нужной и полезной. А чего им хочется. Да того же, что и нам: чтобы нас признавали как личность,  чтобы с нами считались, чтобы общение основывалось на принципах  психологического равноправия, чтобы мы делали то, что хотим, а не то, что нам навязывают. Общаться с детьми нужно глаза-в-глаза. Т.е. поднять их на руки, или опуститься к ним. Следует научиться искусству управления, а не администрировать. Это значит поступать так, чтобы ребенок выполнял ваше желание, а считал бы, что выполняет свое. Так сейчас вы читаете эту статью и выполняете свое желание и не замечаете и даже не возражаете, когда я говорю, что вы выполняете мою волю. Но в каком случае вы дочитаете статью до конца? Только в том, если она вам интересна. Добейтесь, чтобы дети с интересом и желанием делали то, что с вашей точки зрения они  должны делать. Ведь когда человеку интересно в кровь выбрасываются морфиноподобные вещества, которые обладают мощным оздоровительным действием. Познакомьтесь с хорошими книгами по управлению. В книге «Если хочешь быть счастливым» этой теме посвящена целая глава. Регулярно переиздается моя книга «Командовать или подчиняться». 

Миф 4. Непослушные дети

Абсолютно не соответствует действительности. Дети предельно точно выполняют наши инструкции. Только мы часто сами не осознаем, какую инструкцию мы им даем. Родители говорят детям: «Тебе еще рано(пить, купить, грубить, путаться с девочками...)». Истинный смысл этой фразы таков: «Придет время и ты должен  будешь (пить, курить, грубить, путаться с девочками...)» и они пытаются это делать в 10, 12, 15 лет, пока, наконец, не настанет то время. А время наступает тогда, когда мы с  ними уже не можем справиться, когда они обретают самостоятельность. Мы часто запрещаем, не осознавая, что именно «запретный плод слаще». Один из моих учеников, когда хочет, чтобы его дети прочли ту или иную книгу, запрещает им это делать. 

У многих детей единственный способ обратить внимание на себя - это совершить недостойный поступок. Кстати, многие плохо учатся только для того, чтобы на них обращали внимание. Я в своей педагогической практике двоечникам внимания не уделяю, ставлю им тройки или, если они просят, даже четверки и вожусь только с отличниками. Поскольку со мной интересно, через некоторое время и так называемые «двоечники» начинают хорошо учиться. 

Миф 5. В первом классе необходимо ребенку уделить максимум внимания хотя бы в первой четверти

Подверженные этому мифу учителя убеждают родителей, что первые месяцы крайне важны для всего школьного обучения. То, что будет упущено в это время, потом не наверстаешь, и вся учеба пойдет кувырком. И мамы берут отпуск с первого сентября и сидят рядом с детьми, когда те выполняют домашние задания, приходя в ужас от корявых палочек. Убеждают себя и своих отпрысков, что у тех «не оттуда руки растут»,что если дальше так пойдет, то они «станут дворниками». Учеба превращается в кромешный ад для всей семьи. На следующий день примерно то же говорят учителя. Ребенок начинает бояться школы, а потом ненавидеть ее, или у него развивается невроз. Я понимаю, что не отговорю ретивых родителей не вести себя подобным образом. Но если уж сидеть над душой ребенка, то лучше не реагировать на корявые палочки. Рано или поздно наконец появится красивая палочка или красивый крючочек. Вот тогда ребенка следует похвалить. Те, кто пользовались этим приемом, отмечают его эффективность. Через некоторое время можно предложить, чтобы ребенок сам оценил, как он написал ту или иную букву. Если он даст чрезмерную оценку, нужно показать ему более красивую букву, написанную им же, но несколько раньше. Один мудрец советовал вообще не ругать и наказывать своих детей, а если есть в этом необходимость, то нанять для этого другого. Подумайте! 

Миф 6. Если ребенок в 5-6 лет играет со своими половыми органами, то у него разовьется онанизм

Родители, зараженные этим мифом, буквально терроризируют и преследуют своих детей за этот «грех». Естественно, запретный плод слаще. Дети начинают это делать украдкой, что в конечном итоге и может привести к онанизму. К сожалению, многие родители не знают, что внимание к половым органам в этом возрасте является нормой, и пройдет само по себе. 

Миф 7. Пубертатный криз

Этим термином в медицине обозначаются некоторые психологические отклонения и нарушения в поведении подростков в возрасте 12-16 лет. В учебнике детской психиатрии В.В.Ковалева выделяются две фазы: негативная (12-114 лет) и позитивная (15-16лет).

В первой фазе отмечается эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость и несдержанность, колебания настроения, импульсивность, черты демонстративности и рисовки в поведении. Очень характерны контрастные, противоречивые личностные проявления: сочетание повышенной чувствительности и ранимости по отношению к себе с холодностью, отсутствием чувства сострадания к другим, прежде всего к близким; сочетание упрямства, особенно «духа противоречия», негативизма с повышенной внушаемостью, слепым подражанием формам поведения, манерам и высказываниям случайных «авторитетов» и «предметов обожания» (киноартистов, чемпионов в том  или ином виде спорта, эстрадных певцов и т.д.); сочетание застенчивости и робости в незнакомом обществе с показной развязностью и грубостью с родными в присутствии друзей.

Подобная противоречивость личностных проявлений, считает В.В.Ковалев, свидетельствует об отсутствии стабильности личности, о несформированности взаимоотношения отдельных компонентов. Подросткам в этой стадии также свойственны такие характерологические реакции, как реакции активного и пассивного протеста (вспышки грубости, непослушание, уходы из дома и т.п.). Вариантом реакций протеста против опеки может считаться оппозиционное, иногда недоброжелательное отношение к родителям. 

Вторая - позитивная фаза пубертатного периода отличается постепенной гармонизацией личности подростка. Гармонизация личности проявляется в постепенном уравновешивании эмоционально-волевой сферы, сглаживании эмоциональной неустойчивости, возбудимости, импульсивности, уменьшении контрастности и противоречивости эмоционально-волевых реакций. Теперь уже юноша осознает свое место в обществе, появляются определенные цели в жизни. Ну в общем, все становится хорошо. А если хорошо не стало, то значит, заболел. 

Хочется не согласиться с такой трактовкой. В психологии описан «треугольник судьбы» (Преследователь - Избавитель - Жертва). При неправильном родительском воспитании (стиль избавителя или стиль преследователя) у ребенка в первые пять-семь лет формируется «сценарий» жизни, (или, если хотите, характер, социоген, лягушачья кожа, алгоритм поведения). Человек становится рабом этого «сценария», как артист становится рабом пьесы. Он сам хороший человек, но в соответствии с содержанием пьесы должен убивать, насиловать, стесняться, бояться, грубить, подчиняться и т.п. 

Так вот, с моей точки зрения, в первой, негативной, фазе подросток пытается выскочить из этого «сценария». И эту фазу следует рассматривать как совершенно нормальную реакцию здорового, свободного человека, старающегося избавиться от преследования или чрезмерной опеки, старающегося что-то сделать по-своему. Обычно взрослым удается вернуть юношу в «сценарий». И так называемая позитивная фаза пубертатного периода свидетельствует о том, что личность прекратила борьбу за свободу. Рабско-тиранический характер можно считать сформированным. Мой дорогой читатель, это я не о вас! Это о моих пациентах, которые сдирали с себя лягушачью кожу и выходили из «сценария». 

О, если бы коллектив учителей мог провести эту работу по выходу наших детей из «сценария». Тогда, может быть, меньше было бы у нас болезней и преступлений, и не надо было бы укреплять милицию. Но так как учителя не владеют такой техникой, приходится наблюдать различные формы борьбы детей за самостоятельность. Зачастую в результате они попадают «из огня в полымя» (например, в различные преступные группировки). Но дети не  испытывают к нам доверия, так как знают, что при попытке с нашей помощью удовлетворить вновь появившиеся потребности, они услышат: 

«Тебе еще рано...(встречаться с девушками, гулять так поздно, читать такие книги и т.п.)». 

В школе среди учеников младших классов большая группа, которую условно можно назвать разгильдяйской. К 7-8-му классу она станет алкогольно-наркоманической, а чуть позже алкогольно-наркомано-сексуальной. В этой группе будут не только тупицы. Среди них будет много Евгениев Онегиных, которым скучно плестись за двоечниками. Неизрасходованная энергия может уйти на проведение времени в таких группах. Эти группы нередко начинают носить антисоциальный характер. 

Вот как описывает эти группы известный детский психиатр А.Е.Личко

Группа может стать жестко регламентированной с наличием постоянного лидера, фиксированной ролью каждого члена группы, с твердым местом в иерархии взаимоотношений между членами группы(одни помыкают, другие подчиняются). Вожак завоевывает свое место в борьбе с другими, изгоняя из группы тех, кого не удается подчинить. Есть у него и «цепная собака» - обычно физически сильный  подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть антилидер, мечтающий занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают и т.п. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников-чужаков, особенно членов других аналогичных групп, в борьбе с которыми протекает жизнь. Состав группы довольно стабилен. Прием новых членов нередко сопряжен с особыми испытаниями и ритуалами. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свой «язык», свои клички, особые отметки на одежде. Подобные группы образуются из подростков мужского пола среднего и старшего возраста. 

Свободные подростковые группы - это другой тип групп, отличающийся нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Его роль исполняют различные члены группы в зависимости от того, чем в данный момент группа занята. Состав группы нестабильный - одни уходят, другие приходят. Жизнь группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, которым необходимо соответствовать, чтобы примкнуть к ней. Это аналог культурно-развлекательных групп взрослых. Свободные подростковые группы обычно многочисленны, если педагогический процесс в школе поставлен неинтересно, и ребята не видят смысла в учебе. Нестабильность последней группы позволяет при хорошем знании группового процесса привлечь ребят к серьезной учебе, ибо группировка идет не столько вокруг лидера, сколько вокруг увлечения, хобби. А последних может быть множество. Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким  интересом к самому предмету(музыке, рисованию, конструированию и т.д.). Окружающим подобные занятия могут показаться ненужными и странными. Но самим юношам или девушкам они кажутся чрезвычайно важными. Им даже безразлично, как на это смотрят другие. Иногда они пытаются заразить своим увлечением окружающих. Приведу пример. 

Ко мне на консультацию привели девушку 16 лет с подозрением на шизофрению. Она была так увлечена эстрадным певцом Богданом Титомиром, что даже организовала группу из 60 подростков. Они собирали все записи песен певца, знали где он гастролирует. Заодно они имели представления и о других течениях эстрадной музыки. Моя клиентка (не поворачивается язык называть ее пациенткой) вступила в переписку с певцом. Зная, что он не женат, она собиралась познакомиться с ним во время гастролей и постараться выйти за него замуж. Неистовость этого увлечения привела к тому, что она отдавала этому делу все время в ущерб учебе, отдыху и другим развлечениям. Все это конечно насторожило родных. 

Я, вместо критики, предложил ей содействие в ее попытках выйти замуж за Титомира и предложил ей освоить практическую психологию. Во время занятий ее кругозор настолько расширился, что она потом с улыбкой говорила о своем увлечении. Я просто применил известный в психотерапии прием подстройки под пациента (клиента), а затем его ведения. 

Бывают группы, организующиеся вокруг телесно-мануальных увлечений. Школьники пытаются укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость, определенные умения или ручные навыки. В таких случаях они идут в спортивные секции, кружки ручного творчества, автомобилизма и т.п. 

Некоторые подростки проводят время в неутомимом поиске новой легкой информации. Они испытывают потребность в постоянных поверхностных контактах, позволяющих подобным обмениваться подобными новостями. Когда у нас появились видеосалоны, они стали бичом для школы. Многие подростки все свое время тратят на просмотр кинобоевиков, эротических фильмов, фильмов ужасов и т.п. Контакты и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их смысл глубоко не вникают, каких-либо выводов из них не делается. Увлечения становятся путем ухода от неприятностей, серости обыденной школьной жизни и могут лежать в основе нарушений поведения. 

Почему именно в подростковом и юношеском возрасте начинают  наблюдаться реакции группировки, и групповой процесс идет особенно интенсивно? Я думаю, что это связано с вышеописанными  воспитательными воздействиями в первые пять-семь лет жизни. Дети ищут героя, которому они хотели бы подражать. Ведь слова не воспитывают. Воспитывает поступок! Как может стать героем для ребенка неудачник-отец, который срывает на нем и забитой матери свою злость? Как может стать героиней для своего ребенка мать, которая во всем потакает ему, еще ничего не заслужившему своими делами, работает на него в ущерб своим интересом, и он видит только ее спину, когда она готовит еду или стирает его белье? 

Нужно стать героем для своего ребенка! А для это состояться на службе уметь отстаивать свои интересы, быть интересным собеседником и человеком. Нужно показать, а не рассказать ребенку, как надо жить. Это положение можно сформулировать иначе: Если хочешь счастья своему ребенку, стань счастливым сам! 

Многие родители, которые прошли наш тренинг, отметили, что им удалось избежать конфликтов с детьми, когда те были в подростковом возрасте. Они занялись интересными для детей делами, и дети стали  тянуться к ним. Если это не удается, то можно поощрить  появившийся у ребенка интерес, быть с ним и в нужный момент увести к себе. 

Послушайте рассказ одного моего ученика. 

«Я очень переживал, что мой сын решил пойти в профессиональные охранники. В это время я занялся одним перспективным делом, которое еще не давало материального эффекта. Сын не видел перспективы моего дела и считал, что он быстрее заработает, став телохранителем крупного дельца. Но я вместо споров тоже записался в секцию ушу. Правда, в свою секцию он меня не пустил. По вечерам мы хвастались своими успехами. У него получалось лучше, чем у меня. Он меня подучивал и ехидно критиковал. Но я был доволен, так как был в курсе всех его дел. Когда ко мне пришел финансовый успех, я попросил у сына помощи. Мне нужно было получить крупную сумму денег, а он должен был меня охранять. Во время получения денег сын увидел, с каким уважением ко мне относятся лица, выплатившие эту сумму. Он заинтересовался моим делом. Сейчас мы сотрудничаем. И если раньше он стремился почаще  уходить из дома, то сейчас иногда его из дома не выгонишь». 

Миф 8. «Все мужчины - бабники»

Есть даже песня такая: «Наш Борька - бабник». Но это клевета на мужской пол. Мужчина - это  ленивое животное, которое, если его не трогать, то после работы будет лежать на диване, читая газеты, или уткнется в телевизор и будет смотреть репортажи о футбольном матче или информационные программы. Есть и другие  варианты: машина, сад, компьютерные игры и т.п. Если бы у женщин было бы немного терпения, или они были бы менее агрессивны, или хотя бы хоть чуть-чуть знали мужскую психологию, то они понимали бы, что через какое-то время им тоже будет уделено внимание, да еще и с извинениями. 

Дорогие мои читательницы, это я не о вас. Это я о тех женщинах, которые приходят ко мне с просьбой вернуть их беспутных мужей в лоно семьи. Я им всегда задаю вопрос: «А что вы сделали, чтобы муж ушел от вас?». «Из лесу - змея, из  дома - жена (выгоняют)»-гласит пословица. Ведь если это ленивое животное решилось уйти со своего дивана, то, следовательно, вы его допекли. В душе своей он готов убить вас. У А.П.Чехова Рауль Синяя борода так и поступал со своими женами. Но и он возмущался, когда его обвиняли в том, что отравлял он их ради собственного удовольствия:

«Видит бог, сколько нравственных мук, тяжких сомнений, мучительных дней и недель мне приходилось переживать прежде, чем я решался угостить одно из этих маленьких, тщедушных созданий морфием или фосфорными спичками! Не блажь, не плотоядность обленившегося или объевшегося рыцаря, не жестокосердие, а целый комплекс кричащих причин и следствий заставлял меня обращаться к любезности моего доктора. Не оперетка, а целая драматическая раздирательная опера разыгрывалась в моей душе, когда я после мучительнейшей совместной жизни и после долгих жгучих размышлений посылал в лавочку за спичками».

Далее он приводит психологическую характеристику своих жен, которых вынужден был отравить. Сейчас не то время, и мужчины не достигли уровня развития Синей Бороды. Тем, кто располагает средствами, приходится уходить с насиженного места. Другие становятся бабниками, а потом уходят, если находят женщину, которая согласна их содержать. 

А брошенные женщины и приходят ко мне с просьбой вернуть мужа в лоно семьи. Всех их объединяет один лозунг: «Если я тебя придумала, стань таким как я хочу!» То, что их бросят, запрограммировано их сценарием. Женщин, которых бросают можно разбить на две категории: Матери и Дочери. Матерей бросают чаще, но шуму они поднимают меньше, а просто тихо плачут. Дочерей бросают реже но не потому, что не хотят этого сделать, а потому, что боятся, так как те нередко прибегают к скандалам, шантажу, а раньше обращались в партком. В свою очередь Матери и Дочери подразделяются на ряд типов. 

Тут вы меня можете упрекнуть: собирался писать о бабниках, а пишет все время о женщинах. А что писать о бабниках? Ведь это миф! Бабников не существует! Поэтому я пишу о корнях явления. Ведь не возмущались же вы, когда я рассказывал мифы о детях, а больше говорил о родителях. Уберите корень - завянет цветок! 

Итак, продолжим. Я не претендую на полноту изложения в этой статье. Может быть, когда-нибудь напишу на эту тему целую книгу. А пока что рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся типы. 

ЗАБОТЛИВАЯ МАТЬ. Лучше А.П.Чехова не скажешь. 

«Маленькая брюнетка с длинными, кудрявыми волосами и большими, как у жеребенка, глазами. Стройна, гибка, как пружина (это внешность, здесь могут быть варианты. А далее - характер и поведение типичны. - М.Л.). Я был тронут смирением и кротостью, которыми были налиты ее глаза, и уменьем постоянно молчать - редкий талант, который я ставлю в женщине выше всех артистических талантов! Это было недалекое, ограниченное, но полное правды и искренности существо. Она  смешивала Пушкина с Пугачевым, Европу с Америкой, редко читала, ничего никогда не знала, всему всегда удивлялась, но зато за все время своего существования не сказала сознательно ни одного слова лжи, не сделала ни одного фальшивого движения: когда нужно было плакать - она плакала, когда нужно было смеяться, она смеялась, не стесняясь ни местом, ни временем. Была естественна, как глупый, молодой барашек. Сила кошачьей любви вошла в поговорку, но, держу пари на что хотите, ни одна кошка не любила так своего кота, как любила меня эта крошечная женщина. Целые дни она неотступно ходила за мной и, не отрывая глаз, глядела мне в лицо, словно на моем лбу были написаны ноты, по которым она дышала, двигалась, говорила...

Никогда я не едал того, что умели приготовлять ее пальчики. Пересоленный суп она ставила на высоту смертного греха, а в пережаренном бифштексе видела деморализацию своих маленьких нравов. Подозрение, что я голоден, или недоволен кушаньем, было для нее одним из ужасных страданий... Но ничто не повергало ее в такое горе, как мои недуги. Когда я кашлял, или делал вид, что у меня расстроен желудок, она, бледная, с холодным потом на лбу, ходила из угла в угол и ломала пальцы... Мое самое недолгое отсутствие заставляло ее думать, что я задавлен конкой, свалился с моста в реку, умер от удара... Когда после приятельской попойки я возвращался домой «под шефе» и, благодушествуя, располагался на диване с романом Габорио, никакие ругательства, ни даже пинки не избавляли меня от глупого компресса на голову, теплого ватного одеяла и стакана липового чая (Ночью она отказывала ему в близости. Чехов, правда, об этом не пишет. Это я знаю из клинической практики.  - М.Л.)

Это вечное заглядывание в мои глаза, этот постоянный надзор за моим аппетитом, неуклонное преследование моих насморков, кашля, легкой головной боли, заездили меня. В конце концов я не вынес... Я отравил ее...». 

Те, кто читал мои предыдущие книги, наверное узнал тип Золушки. Тех, же кто не читал, я хочу отослать к книге «Если хочешь быть счастливым». 

Повторяю, современные мужчины не травят своих жен. Они становятся бабниками. Тип их зависит от типа женщины. Существуют несколько типов бабников при данном типе жены. 

Первый тип - Преуспевающий делец. Как правило, он сангвиник или холерик. Женщины к нему так и липнут. Он не собирается  бросать такую удобную жену, но довольно часто меняет любовниц. Эта его «слабость» известна сослуживцам, но относятся они к ней довольно снисходительно. Кто из нас без греха! Любовницы его - или гетеры высокого полета, или деловые партнеры. И если Заботливая мать смирится с его изменами и не будет устраивать ему сцен, то такой брак может продолжаться неограничено долго. Залог сохранности семьи - частые измены. Опасность появляется тогда, когда связь становится длительной и Преуспевающий делец начинает понимать, что те прелести, которые можно получить от женщины-подруги, от женщины, которая является единомышленником и соратником (соратником, а не помощницей) в делах. У него исчезает потребность в частой смене сексуальных партнерш. Брак распадается, и он женится на своей бывшей любовнице. 

Второй тип - Научный сотрудник. Часто он является носителем меланхолического или флегматического темперамента, а по структуре характера является гадким утенком. Поэтому большим успехом у женщин он не пользуется, да и по службе продвигается медленно. Он доволен своей семейной жизнью и слывет примерным семьянином. Ситуация меняется, когда он начинает двигаться вверх по служебной лестнице. Его общественное положение становится весьма солидным, материальное благополучие ощутимым, а поведение более вальяжным и уверенным. И тут начинается охота за ним. А охотятся за ним Сладкозвучные сирены или Принцессы на горошине. Они начинают помогать ему в его делах, восхищаясь им, демонстрируя ему свои способности не только в деловых и сексуальных вопросах, но и в ведении домашних дел. Неспособный вести двойное существования, научный сотрудник бросает Заботливую мать. Он уходит к своей пассии. На первых порах они наслаждаются своей новой жизнью, забыв обо всех и вся. Шум вокруг этой истории поднимается несусветный, но в опьянении он его не замечает, как не замечает и того ущерба, который наносит эта новая связь его делам, здоровью и творчеству. После того, как из него все вытянут, его выбросят, и опустошенный, он возвратится как побитая собака к своей Заботливой Матери (если, конечно, не погибнет от какого-либо заболевания). У меня есть наблюдения, когда при неудачах Научный сотрудник возвращается к жене, а когда снова восходит солнце, идет к своей пассии. И таких циклов бывает несколько. 

Интересно отметить, что Заботливая мать не таит обиды на своего непутевого мужа. Во всем она обвиняет разлучницу, а супруга не без основания считает просто больным и обращается за консультацией, чтобы оказать ему помощь. Своей роли в этой ситуации она не видит и менять себя не считает нужным. 

Одной женщине, проклинающей разлучницу, я посоветовал выяснить, что делает ее соперница, чтобы удержать ее мужа, и сделать то же самое. Выяснилось, что соперница является инициатором интимного сближения. Моя подопечная категорически отказалась так себя вести, ибо считала, что только проститутки могут сами предлагать интимное сближение. Жена директора совхоза, 55-летняя женщина, с моей помощью вернула в семью мужа. Я ей предложил умерить рвение в своих заботах о муже и делать ему только то, что он просит. Она моей инструкции не выполнила, стала навязчивой в своих заботах о его питании, сне и одежде, и он снова ушел из семьи. Благо, второй раз это сделать легче. 

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ МАТЬ. Этот тип женщин как бы берет мужа на воспитание. Нередко социальный статус и общий культурный уровень у жены выше, чем у мужа, и она старается дотянуть его до своего уровня. Социальный статус поднять проще, чем культурный уровень. Когда по социальному статусу муж-дитя сравняется с женой  или даже превзойдет ее, он начнет изменять ей или даже бросает ее, так как не считает нужным повышать свой культурный уровень и не хочет более слушать ее нотаций. Он становится совершенно непотребным бабником, подбирая себе партнерш гораздо более низкого культурного уровня, чем его супруга. Все это повергает женщину в отчаяние или даже в глубокую депрессию с мыслями о самоубийстве. Возвратить такого бабника в лоно семьи несложно, техника эта описана в моей книге «Психологическое айкидо». Но вот что интересно: когда жена добивается того, что ее беспутный супруг хочет вернуться к ней, она теряет к нему интерес, ибо к этому времени в результате занятий ее личностный уровень стал намного выше и уже она сама не хочет жить с таким мужчиной. Я советую женщинам выходить замуж не за «полуфабрикат» в надежде, «доработать» его, а за «готовую продукцию» 

Конечно, и здесь можно ошибиться, но в случае неудачи приобретешь опыт, или хотя бы не будешь испытывать тех мук, которые испытала одна моя пациентка. К болезни ее привели измены мужа. Выясняя историю их семейных отношения, я установил такой факт. В молодости она встречалась с одним молодым человеком, которого любила и который сделал ей предложение. Но в это время за ней ухаживал парень с более низким культурным уровнем и социальным статусом, чем у ее жениха. Он уговорил ее отказаться от намечавшегося брака. Его довод: «Я без тебя пропаду, а он без тебя обойдется» возымел действие. Она вышла за него замуж. Итог вы уже знаете. Ее мучения усиливались еще и тем, что ее бывший жених сделал очень неплохую карьеру и удачно женился, и она об этом знала, ибо жили они в одном небольшом городке. 

У Синей Бороды одна из его жен была умной и мечтала о научной карьере. И вот что он нам поведал: 

«Говорила она только об «умном». Спиритуалисты, позитивисты, материалисты так и сыпались с ее языка... Беседуя с ней в первый раз, я мигал и чувствовал себя дуралеем. По лицу моему она догадалась, что я глуп, но не стала смотреть на меня свысока, а, напротив, стала учить меня, как перестать быть мне дуралеем... Умные люди, когда они снисходительны к невеждам, чрезвычайно симпатичны! 

Когда мы возвращались из церкви в венчальной карете, она задумчиво глядела в каретное окно и рассказала мне о свадебных обычаях в Китае. В первую же ночь она сделала открытие, что мой череп напоминает монгольский; тут же кстати научила меня измерять черепа и доказала, что френология, как наука, никуда не годится. Я слушал, слушал... Дальнейшая наша жизнь состояла из слушанья... Она говорила, а я мигал глазами, боясь показать, что ничего не понимаю... 

Через неделю после нашей свадьбы в моей башке сложилось убеждение: умные женщины тяжелы для нашего брата, ужасно тяжелы!... Как вор, подкрался я к ней однажды и сунул ей в кофе кусочек цианистого калия. Спички недостойны такой женщины!» В наше  время Синяя Борода стал бы бабником. 

 Жены-Дочери подразделяются на три типа: Сладкозвучная сирена, Принцесса на горошине и Деловая женщина. 

 У СЛАДКОЗВУЧНОЙ СИРЕНЫ муж обычно делает карьеру, а она заводит любовников, довольно часто меняя их. Рано или поздно тайное становится явным, и он в отместку ей становится бабником. Можно даже определить время, когда это случится. Тогда, когда он достигнет пика в своей карьере и у него будет свободное время. 

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ рано или поздно своими капризами доводит мужа до импотенции. Он с ней разводится. Через некоторое    время на его пути попадается толковая женщина. С ней он почувствует, что он не импотент, а скорее половой атлет, и становится бабником. 

ДЕЛОВАЯ ЖЕНЩИНА делает карьеру, муж углубляется в ведение домашнего хозяйства, что вынуждает его общаться с домохозяйками, и он становится бабником. 

В нашем доме все женщины ставили мужьям в пример одного мужчину, который стирал жене даже ее белье. Я не удивился, когда узнал, что у него на стороне есть побочная семья, где он успел завести ребенка. С тех пор моя жена перестала сравнивать меня с другими мужчинами. У меня появился  хороший козырь. И действительно, когда мужчина обучается вести только домашнее хозяйство, он приобретает самостоятельность, а это уже опасно. Некоторые женщины скорее интуитивно, чем рационально отстраняют мужчин от домашней работы. Мужчины становятся беспомощными и никуда не могут деться от своих жен. 

Вы меня спросите, почему интуитивно? Отвечу. На уровне сознания женщины жалуются, что по дому все делают сами. Но если вдруг мужчина решится ей помочь, то услышит массу упреков по поводу того, что пол помыт плохо, белье осталось грязным, пыль в углах не вытерта... Если он не помогает, то получает один упрек, если помогает, то несколько десятков. 

Миф 9. Все женщины шлюхи 

Здесь просто логическая ошибка. Одно из правил логики гласит: Все то, что верно по отношению к собирательному понятию может оказаться неверным по отношению к отдельному члену, входящему в данное понятие. К собирательным понятиям относятся понятия состоящие из однородных предметов. Примерами собирательных понятий являются парламент, библиотека, взвод и т.п. Парламент принял некий закон. Для парламента как собирательного понятия это верно, но некто Иванов, член парламента, голосовал против. Вообще это довольно частая логическая ошибка. Когда начнут бороться с парламентом, то под одну гребенку причешут и Иванова. То же самое по поводу этого мифа. 

Мужчины! Да даже, если это правда, по отношению к женщинам, с чем я в корне не согласен, так же как и с тем, что все мужчины бабники, то это скорее статистическая закономерность. Вам же не нужны все женщины. Вам нужна только одна. Так ищите такую, какая вам нужна. Думайте и не наказывайте невинных, не вешайте ярлыков. Мы уже отошли от принципа коллективной ответственности. 

Очень много мифов, связанных с сексуальной жизнью. Я их объединил одним заголовком «Легенды и мифы современного секса» в книге «Если хочешь быть счастливым». Многим эта работа помогла наладить сексуальную жизнь. 

Миф 10. Связан с климактерическим периодом

Название я придумать ему не смог. Суть заключается в том, что в климактерическом периоде якобы происходит увядание сексуальных функций. Исчезают желания и потребности и развивается климактерический невроз, который особенно тяжело протекает у женщин. В одном нужно согласиться, что у женщин угасает детородная функция, но что касается всего остального, то, пожалуй, на первых этапах этого периода оно не угасает, а расцветает. В народе давно подмечено: «Сорок лет - бабий век, сорок пять - баба ягодка опять». И это действительно так. Подумайте сами. В детородном периоде у женщин гормоны распределяются и на поддержание тонуса всего организма и на детородную функцию. Постепенно функция яичников начинает угасать, и вот все то, что раньше организмом отдавалось детородной функции, теперь используется им для стимуляции всех остальных функций. И женщины расцветают, становятся еще более сексуальными, более активными. Но мифы, которые ими управляют, заставляют сдерживать как деловую, так и сексуальную активность, и вместо бурного  личностного роста - болезнь - инволюционный невроз. Если бы не было бы этого мифа, если бы женщина после сорока лет не накладывала на себя крест, то, может быть, только в этом возрасте она могла бы прочувствовать, что такое настоящее счастье. 

Ведь дети уже взрослые, здоровье еще хорошее, имеется высокий социальный статус. Вот и поживи для себя! 

Миф 11. Старость - самое печальное время жизни

Конечно же, нет! Об этом свидетельствуют многочисленные заметки мудрецов, доживших до глубокой старости и сохранивших светлый ум и хорошее здоровье, а исчезновение сексуальных потребностей делает старого человека независимым и самодостаточным. А.Шопенгауэр в связи с этим считал  старость лучшим периодом жизни. 

Но к старости себя нужно готовить, чтобы она не возникла внезапно и неожиданно, как для наших коммунальных служб снег в конце декабря. И вообще, к неизбежностям судьбы нужно себя готовить заранее. Эта проблема для меня стала ясной, когда я в течении года работал в качестве профессора на кафедре воспитательной работы военного института. Там мне вдруг стала ясной печальная судьба многих военнослужащих, для которых социальная старость наступает лет в 45, когда в звании полковника его увольняют в запас. После этого выясняется, что для жизни в гражданских условиях многие оказываются непригодными и после выхода в отставку быстро декомпенсировались. Вот мы и занялись такой подготовкой. В гражданских условиях старость ассоциируется с выходом на пенсию. Так вот, к этому моменту тоже нужно себя подготовить, как начальствующему составу, так и рядовым работникам. Руководителям нужно уходить на пенсию, как только подошел срок, даже если они еще и могут успешно работать в этой области. А нужно это для того, чтобы руководящие места были заняты молодыми. Если руководитель вовремя со своей должности не уйдет, то он может погубить многих людей. Таких примеров я вижу много в вузах. Заведующий кафедрой или ректор и его заместители, когда у них наступает пенсионный возраст, нередко сохраняют бодрость духа и ясный ум и на пенсию не уходят. А надо бы, даже если их приемник на сегодняшний день несколько слабее. Предположим, такой руководитель на должности продержится еще 10 лет и потом уйдет на пенсию. Тогда его молодому приемнику 35-40 лет будет 45-50, и он станет уже бесперспективным в плане выдвижения, а может быть, и сам не захочет принять предложение. 

Вот почему, как бы Вы себя бодро не чувствовали, уходите на пенсию, иначе дождетесь того, что Вас какое-то время будут терпеть из жалости, а потом все-таки «уйдут» в тот момент, когда вы потеряете все ваши приспособительные механизмы. Как говорил Крепелин, лучше уйти, когда только ты один замечаешь свою несостоятельность, чем уйти тогда, когда ты один не замечаешь своей несостоятельности. 

Так вот, для того чтобы уйти вовремя, нужно себя подготовить. 

Послушайте рассказ одно руководителя, который внял моему совету и стал себя готовить к пенсии, когда ему было 45 лет. Он стал письменно обобщать свой опыт работы. К 60 годам он уже опубликовал несколько книг. Он стал ездить на семинары и конференции, где выступал с докладами. Вначале он ездил сам и за свой счет, позже его уже приглашали и оплачивали расходы, а потом и стали выплачивать гонорар. Когда ему стукнуло 60, он ушел на пенсию, хотя его уговаривали остаться. Вот его рассказ. «Не предполагал я, что, оказывается, и в пожилом возрасте, после выхода на пенсию можно не только не опускаться вниз, но и даже расти вверх. Раньше, когда работал в своем учреждении и все силы отдавал ему, я и не подозревал, скольким людям я, оказывается нужен. Я стал работать консультантом. Меня стали приглашать в другие города и страны. За несколько дней я успевал там проделать необходимую работу. Работать стало гораздо интереснее. Я выполнял только свою любимую работу. Не нужно было готовить громоздких отчетов, заниматься проблемами снабжения. Туда, куда я приезжал, мне создавали все условия. Я объездил весь мир за чужой счет, мне пришлось еще многому учиться, так как варианты работ были разными. Я бы не сказал, что зарплата у меня этого уменьшилась. Сейчас мне уже за 70. Связь с родным коллективом я тоже не потерял. И там я тоже выполняю кое-что. Исчезла в моей жизни суета. В моей деятельности нет рутинной работы. Кстати, книжки мои пользовались спросом и тоже давали небольшой доход. Оказывается, Шопенгауэр был прав, утверждая, что старость - самая лучшая часть жизни. А самое привлекательное во всем это то, что, сколько бы мне ни заплатили, я не возьмусь за дело, которое мне не интересно, и никогда не буду работать с людьми, которые мне не интересны. А это большое счастье». 

В заключение хочу заметить, что избавление от мифов помогает стать счастливым и избавиться от болезней. А как была бы прекрасна жизнь, если бы нас этими мифами не заражали! 

Перейти к следующей статье ➯ Психологическое айкидо. Введение 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Беспомощная личность 

Об авторе
Михаил Ефимович Литвак
Психотерапевт международного уровня, основатель CROSS