Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Механизмы воздействия в воспитании ребенка

Воспитание представляет собой сложный процесс, в котором используются различные приемы. От того, что родители вложили в малыша в детстве, зависит не только то, какие отношения будут между ними в будущем, но и вся дальнейшая жизнь ребенка. Рассмотрим механизмы воздействия, с которыми мы сталкиваемся в воспитании детей.

Импритинг

Под этим термином понимается:

  • запечатление образов людей и объектов;
  • отношения между членами семьи;
  • модели поведения.

Одним ученым проводился простой эксперимент с утками. После того, как утенок вылуплялся из скорлупы вместо того, чтобы видеть мать, он видел лицо именно этого человека. Далее малыш не реагировал на утку, а пытался следовать в сторону ученого.

То же самое происходит и с людьми. То, что дети видят в течение первых лет жизни, запечатлевается и откладывает отпечаток на их дальнейшую жизнь. К примеру, если девочка видит пьющего отца, который поднимает руку на мать, то велика вероятность, что в будущем она найдет мужа, похожего на него. Причем, скорее всего, сделает она это несознательно. Просто у нее отпечатался образ мужчины именно такого поведения.

Условное подкрепление

Условное подкрепление выполняется на двух уровнях: поступка и личности. Чем же они отличаются?

Уровень поступка предусматривает осуждение именно поведения ребенка. Классическим примером могут служить родители с детьми на детской площадке. Известно, что вечерами здесь выводят своих питомцев любители собак, соответственно, с утра на площадке можно найти много неожиданностей, которые могут заинтересовать ребенка. Если ориентироваться на уровень поступка, то следует сказать, что не стоит этого делать, так как это плохо и пр. Но есть родители, которые начинают кричать о том, что ребенок балбес, дурак и т. д., так как берет то, что не нужно. Это уже переход на уровень личности, то есть обсуждаются непосредственно качества ребенка.

Уровень личности сильно влияет на формирование «Я». В данном случае включаются механизмы «хороший» и «плохой».  Эти понятия закладываются у ребенка и в последствии негативно отражаются на самооценке. Уже став взрослым он будет на любое событие смотреть через призму заложенных в него понятий.

Механизмы воздействия на уровень личности подкрепляются по-разному. Одним из факторов может служить любовь. В таком случае ребенку дается установка «Я буду любить тебя, если ты будешь хорошим, делать что-то». Но что делать малышу, если он понимает, что не может соответствовать ожиданиям? Это влияет на самооценку и закладывает негативные черты характера, которые в будущем отрицательно скажутся на личности человека.

С точки зрения социализации нормальным явлением считается уровень поступка. Поэтому основным правилом общения и воспитания считается не трогать личность ребенка. К примеру, когда ребенок приносит двойку, то оценивать это с точки зрения его личных качеств (ты глупый, никак не можешь понять, в кого ты такой и т. д.) не следует. Необходимо узнавать, почему это случилось, чем вы можете помочь, обсудить, как это исправить.

Почему же родители чаще переходят на уровень личности? Потому что это проще. Уровень поступка требует мужества, времени, терпения. При этом не исключается вероятность того, что ребенок и в последствии сделает также, как того не хотят взрослого. Для тревожных родителей проще накричать и проявить агрессию, чтобы исключить повторение неприятного поступка. Например, маленький ребенок лезет к розетке. Теоретически необходимо объяснить ему, что этого делать нельзя, рассказать, почему и пр. Однако, подобное не исключают возможность того, что малыш потеряет интерес к опасной забаве.

В случае, если накричать и проявить агрессию, большая вероятность того, что ребенок больше не полезет к розетке. Однако, такое поведение взрослых способствует формированию механизма страха перед неизведанным, тревожности. Каждый раз ребенок будет бояться нового дела, так как у него оно будет ассоциироваться с агрессией.

Любовь к малышу может быть двух видов: безусловная и условная. В первом случае ребенку показывается, что его любят, чтобы он не сделал. Условная любовь нуждается в подкреплении на уровне личности. Ее суть заключается в том, что ребенку следует соответствовать определенным требованиям, в этом случае он будет хорошим, а родители его будут любить.

Проблема «отцов и детей» известна давно. Несмотря на все конфликты и неприятие поступков взрослых, мы часто повторяем ошибки своих родителей. Мы делаем с детьми то, что в детстве делали с нами. Причем, это характерно для большинства семей.

Интерпретации

Мировоззрение ребенка значительно отличается от взрослого. Поэтому многие поступки и ситуации выглядят для малышей совсем не так, как для их родителей. К примеру, в семье появляется младший ребенок с разницей в 4-5 лет. Родители больше времени начинают уделять малышу, происходит перераспределение внимания. Старший ребенок может интерпретировать это как то, что его больше не любят. Причем, взрослые будут считать, что никаких проблем нет. Если вовремя не заметить и не скорректировать формирование данного механизма, то, скорее всего, в будущем ребенок ко всем событиям будет относиться как к несправедливости.

Еще один классический пример интерпретации – семья с тремя дочерьми. Старшей родители покупают новую одежду, которую она немного поносив передает средней. Для младшей, соответственно, вещи уже «не доживают», и ей тоже покупают новые. С точки зрения родителей, не происходит ничего страшного. Такое положение вещей всего лишь экономически обосновано, но никак не влияет на отношение к детям. Но средняя все это время считала, что ее не любят, ведь только ей из всех дочерей не покупают новые вещи.

Негативные стили воспитания

Давайте рассмотрим несколько ошибочных стилей воспитания:

  • избавительство;
  • преследование;
  • повышенная моральная ответственность;
  • игнорирование.

В реальной жизни часто встречается, что эти стили комбинируются между собой. В чем же заключается их суть?

Избавительство включает в себя следующие пункты:

  • делать за ребенка то, что он может сам;
  • принимать за него решения;
  • давать готовые решения;
  • решать проблемы ребенка, с которыми он может справиться сам;
  • ограничение активности под видом заботы.

Преследование может проявляться в агрессии, физических наказаниях. Часто этот стиль воспитания приводит к принуждениям, унижениям и оскорблениям со стороны взрослых к детям.

Под моральной ответственностью понимается соответствие ребенка определенным стандартам. В этом случае у малыша формируется механизм следования по определенному пути. Часто этому способствуют семейные легенды, предания.

При игнорировании ребенку не уделяется должное внимание. Обычно у взрослых нет времени поговорить, а тем более чем-то заняться с ним вместе. Такая ситуация часто встречается при появлении младенца, когда все внимание первые месяцы направлено на него, а старшего «забывают». Тот, в свою очередь, будет пробовать обратить на себя внимание различными способами, причем, не всегда они адекватны.

Именно от взрослых зависит то, какую реакцию даст ребенок на ту или иную ситуацию. Ошибки в воспитании малышей могут привести к возникновению у них проблем во взрослой жизни. Внимание, терпение, забота – основные качества, которые необходимо проявлять по отношению к ребенку.

                                              Курс в подарок от клуба КРОСС 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Секреты воспитания 

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.
-->