Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Челюсть. Телесная характеристика

По образному определению В. Даля челюсть состоит «из двух личных костей, в коих сидят зубы; верхняя челюсть недвижима и вверху образует скулы; нижняя челюсть ходит мыщелками своими; кусает и жует». А челюстной сегмент включает в себя еще и мышцы затылка.

Наверное, каждый из вас чувствовал когда-либо, как его челюсти сильно сжимаются в стрессовых ситуациях. О, сколько за этим обычно стоит!  Область челюсти, она же область рта, она же стоматическая область, несет большую психологическую нагрузку с точки зрения телесно-ориентированной психотерапии.

Ну, во-первых, это эволюционное приспособление  возможность откусить, оторвать, вцепиться необходимо для захвата, пережевывания пищи, т.е. для выживания. Во-вторых, челюсть была необходима для  защиты от животных и враждебно настроенных людей.

Это самая прочная кость. Без нее человек не выжил бы. Челюсть обеспечивает удовлетворение базовых потребностей: еда, защита. «Вырвать зубами», «Перегрызть горло».

И до сих пор эти функции челюсти имеют значение, только в цивилизованном мире все как-то сглажено и завуалировано. Но наши мышцы, которые регулируют сжатие челюсти и расслабление, по-прежнему работают. И чаще всего мы, телесные терапевты,  сталкиваемся с напряжением и  сжатием в этой области.

Зажимы формируются, когда человек что-то не выражает. Формируются с раннего детства (отказ от груди, соски). Когда впервые в жизни вы хотели высказать свою злость, но не сделали это по какой-то причине, организму пришлось для подавления этой реакции задержать дыхание, сдавить челюсти и сжать кулаки.

В детстве нас воспитывали и прививали поведение культурного человека: «Не кричи громко, не плюй, не кривляйся, не говори  чепуху, не зевай громко, не причмокивай и т.д.». Но нам иногда этого очень хотелось (и хочется). Почему? Потому что так мы снимали напряжение в челюсти, которое возникало в ответ на гнев, обиду, насмешки.

И нас никто не научил, как выражать гнев социально приемлемыми способами и как «выводить» из тела напряжение, связанное с непроявленными сильными эмоциями.

Был просто запрет на проявление сильных эмоций в детстве. Запрет на выражение плача, крика, обиды, гнева, агрессии. «Закрой рот», «Дам по губам», «Ты же мужчина», «Что надулся?».

Поэтому здесь, в этом сегменте, блокируется все невысказанное значимым для нас людям, невыплюнутое, недополученное, недовырванное зубами.

С помощью напряжения современные люди научились сдерживать крик, гнев, злобу. И у некоторых это так хорошо получается, что их рот уже не может раскрыться полностью, чтобы что-то громко  сказать, их речь становится малопонятной, человек «мямлит», возникают множественные проблемы с зубами, начинаются боли в челюсти и в области затылка. И еще может снижаться зрение.

И вы сейчас можете проверить, насколько сжаты ваши челюсти. Сложите три пальца и поместите их между зубов. Насколько вам комфортно удерживать длительное время такую позицию? Если удобно и комфортно, то сильного зажима скорей всего нет. Если помещаются только два и появляется боль - сильное сжатие.

А теперь, выберите какую-то деталь на противоположной стене и посмотрите на нее, а потом сильно сожмите челюсти и посмотрите на эту же деталь. Очертания размываются?

Преодолевая жизненные сложности, мы неосознанно сжимаем челюсти и «собираем волю в кулак». По развитости жевательных мышц мы можем судить о развитости приобретенных волевых качеств человека. По силе захвата мышц челюсти мы можем оценить стратегии активного действия человека. И здесь может быть несколько вариантов:

  • открытый конфликт,
  • подстройка и манипуляция,
  • поступательное неуклонное давление,
  • поиск нестандартных решений.

А какие стратегии вы используете?

Понятно, что человеку со слабой челюстью в открытом бою делать нечего и, он интуитивно выберет более комфортную для него тактику.

Понимая типичные шаблоны поведения и свои доминирующие стратегии, вы сможете более объективно осознавать, что выбор тактики достижения результата должен базироваться на изучении альтернатив, а не на привычных моделях реагирования.

 

Перейти к следующей статье ➯ Голос и наш характер 

 

Если хотите узнать еще больше о своем теле и психосоматике, посмотрите бесплатный видеокурс Ирины Созоновой «Психосоматика. Как не допустить?»
Получить видеокурс ⇙⇙⇙

 

Об авторе
Ирина Созонова
-->