Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Почему родители не дают своим детям отделяться и взрослеть?

Почему родители не дают своим детям отделяться и взрослеть?

Процесс отделения детей от родителей в психологии называют сепарацией. Она бывает двух видов: эмоциональная (психологическая) и физиологическая.

Физиологическая сепарация включает в себя возможность человека позаботиться о себе материально: уметь заработать себе на жизнь, одеваться по погоде, нормально питаться, заботится о себе при болезни, справляться с возникающими задачами, знать куда обращаться за помощью, если она нужна.

Эмоциональная и психологическая — это все, что касается способности человека быть отдельным в психоэмоциональном плане. Это про способность принимать собственные решения и нести за них ответственность, про сформированную собственную позицию по многим вопросам, свой взгляд на жизнь, который в чем-то может отличаться, а в чем-то совпадать с родительским.

Так же это про возможность открыто говорить родителям и другим людям о своих взглядах, и быть способным выдержать недовольство, обиду или злость, не проваливаясь в чувство вины, страх или стыд.

В норме родители в процессе воспитания должны помочь своим детям стать взрослыми, и отдельными. Но, к сожалению, так происходит довольно редко.

Чаще родители не умеют или не хотят, чтобы их дети становились самостоятельными и автономными.

Давайте рассмотрим несколько причин почему так происходит:

  • Страх собственной ненужности

Отделение детей пугает родителей. В яркие моменты сепарации (4 года, 7 лет, подростковый возраст) у родителей появляются переживания о своей возможной ненужности. Чтобы этого не ощущать, родители неосознанно стремятся привязать детей к себе, затормозить процесс взросления.

Здесь могут транслироваться такие послания, как «Не взрослей», «Не будь самостоятельным», «Без меня ты не выживешь» и т. п.

Такие мамы могут водить ребенка в школу до 11 класса или отказываться от работы и собственной реализации, объясняя это тем, что нужно присматривать за ребенком, а еще он часто болеет или не может сам справиться с уроками.

  • Тревожность родителей и чрезмерный контроль.

Тревожные родители переживают о том, не случится ли чего плохого практически постоянно. В моменты сепарации тревога усиливается. Много катастрофичных мыслей о том, что может произойти. Много страха и мыслей о том, что ребенок просто не выживет, если будет под меньшим надзором.

Чтобы снизить тревогу, родители сводят к минимуму самостоятельную деятельность ребенка. Это, конечно, влияет на способность ребенка изучать мир, развиваться, учиться справляться с поставленными задачами и без помощи родителей.

  • Отсутствие собственной сепарации

Очень часто родители сами эмоционально не отделились от своих отца и матери. Тогда сепарация воспринимается как что-то угрожающее, нарушающее привычные устои, как надо жить, по каким правилам и законам.

При попытке ребенка сепарироваться, такие родители сталкиваются с собственными сильными чувствами в этой теме. Собственной болью, тревогой, страхами, виной и т. п.

Вплоть до паники, ужаса от возможного отделения, разрушения привычного, страха одиночества. Чтобы не сталкиваться с сильными, трудно переносимыми чувствами, родители блокируют попытки ребенка стать отдельным и другим.

  • Осознанное или нет желание эксплуатировать своего ребенка

Некоторые родители ожидают, что их дети им должны, обязаны возместить те вложения, которые они сделали в процессе воспитания.

Некоторые родители осознанно или неосознанно стремятся эмоционально или материально использовать своих детей. Не учитывая желания самого ребенка, принуждают, давят и заставляют делать то, что им выгодно. Внушают чувство вины, манипулируют, угрожают, если ребенок сопротивляется.

Грустно, но бывает и так.

 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Ошибки при постановке целей

Об авторе
Марина Ступникова
-->