Принцип сперматозоида и зомбирование
С проблемой зомбирования молодежи и граждан с неустойчивой психикой и вовлечения их в религиозные секты мне приходится сталкиваться довольно часто. В более мягкой форме это происходит на сеансах многих гастролирующих экстрасенсов, биоэнергетиков и других представителей альтернативной медицины. Многие их них попадали к нам на лечение в клинику после этих сеансов. Поэтому могу привести свои соображения на этот счет.
Сразу же упущу из анализа те случаи, где воздействия этих лиц являлись провокационным моментом, способствующим обострению психического заболевания. Поведу речь о невротических состояниях, одним из проявлений которых является зомбирование. Наиболее часто зомбированию подвергается группа лиц, которые находятся в состоянии экзистенциального вакуума и у них теряется смысл жизни.
Не удовлетворяется одна из важнейших духовных потребностей человека - потребность в удовлетворении чувства собственной значительности. Этому способствует обезличенный характер учебы и труда, где человек рассматривается как винтик в общем механизме и не имеет возможности актуализировать свои способности. Отсутствие индивидуального подхода к личности со стороны педагогов, родителей и начальников, необходимость без рассуждений выполнять усредненные требования, невнимание к внутреннему душевному миру создает ощущение у человека, что он превращается в слепое орудие, автомат, винтик, что вызывает выраженное душевное напряжение и хроническое состояние подавленности.
Есть четыре асоциальных или патологических способа выхода из экзистенциального вакуума.
- Делинквентное поведение. Оно проявляется в нарушениях учебной дисциплины от опозданий и пропусков до грубости и демонстративности. Тем самым студент неосознанно становится в центре внимания как студентов, так и преподавателей. Некоторые особо отличившиеся удостаиваются внимания декана, проректора, а иногда и ректора. Жизнь становится осмысленной, а человек удовлетворяет чувство собственной значительности.
- Алкоголизация и наркотизация. В моменты больших достижений у эффективной личности в результате успехов в труде и учебе возникают эмоциональные состояния интереса и радости, которые сопровождаются выбросом в кровь эндогенного морфия и алкоголя. Победы эти сопровождаются чувством собственной значительности. Человек, не имеющий реальных жизненных успехов, может получить так необходимые ему эти эмоциональные состояния приемом алкоголя и наркотиков. Эти два способа купирования экзистенциального вакуума мы наблюдаем у студентов, которые поступили в институт просто для того, чтобы как-то убить время, из-за соображений престижа и пр.
- Неврозы и психосоматические заболевания. Этот способ заполнения экзистенциального вакуума развивается у студентов с верными социальными установками, желанием учиться, но не способных в силу некоторых черт своего характера, чаще тревожной мнительности, правильно распределить свои силы. Они находятся в постоянном эмоциональном напряжении, не справляются с заданиями, теряются во время ответов. Появляющаяся академическая задолженность нарастает как снежный ком. Развивается невроз с выраженной сомато-вегетативной симптоматикой. Такие студенты часто лечатся у врачей соматического профиля. Получают академические отпуска. После выхода на учебу, какое-то время учатся неплохо. Но когда начинает идти новый материал, все начинается сначала. Психосоматические заболевания имеют ту же психогенную природу. Болезнь начинает носить «условно желательный» характер, ибо служит оправданием его несостоятельности и ставит его в центре внимания.
Эта группа наиболее благоприятна в плане реабилитации и профилактики. Эта работа проводится нами уже в течении многих лет со студентами нашего университета в виде тренинга общения в группе «Психологическое айкидо», организованное при Спортивном клубе «Медик». В результате такой работы у них уменьшился уровень невротизма и улучшилась успеваемость, тогда как у контрольной группы уровень невротичности увеличился, а успеваемость ухудшилась. Работа эта проводилась мною (психокоррекционная работа), и группой студентов.
Результаты этой работы докладывались на научных конференциях различного уровня, в том числе и на Третьей Российской конференции по психотерапии. В 1996 году эту работу проводили в нашем лицее преподаватели психологи. Была создана группа лицеистов, которая под моим руководством провела и продолжает проводит психологическое изучение учащих, прошедших тренинг. Эти исследования показали положительное влияние психологической подготовки. Результаты должны на научной конференции лицея и имеются в документах лицея.
Хочу кратко привести один случай.
Учащаяся лицея, отличница, поступила в лицей по настоянию родителей, которые являются видными врачами г. Ростова-на-Дону. В процессе психологической подготовки она призналась, что ей хотелось бы быть модельером, а не врачом. Учебу в мед. университете она считает бессмысленной, но она не решается огорчить мать, которая и слушать не хочет о такой карьере девочки. Я ей предложил не отказываться от своей мечты, но планировать стать не просто модельером, а видной кутюрье типа нашего Зайцева. А таких высоких достижений можно добиться, только хорошо зная анатомию человека и его психику.
Во время обучения в ВУЗе она сосредоточит внимание на этих предметах, а в свободное время будет моделировать одежду, обшивая своих однокурсниц. И чтобы сейчас не терять время, я предложил ей заняться психологическими исследованиями. Не буду описывать детали, но сейчас девочка с увлечением учится в лицее. Мысли стать профессиональным модельером исчезли. Сейчас она учится в нашем университете, ведет научные исследования по психотерапии при научном студенческом кружке кафедры, хочет стать психотерапевтом, а наша задача помочь ей в этом. Но даже, если потом, она изменить свои планы, психологические навыки и навыки научной работы останутся при ней навсегда, помогут в жизни и защитят от зомбирования.
4. Зомбирование с вовлечением в деятельность различных сект и группировок. Те сведения, которыми я располагаю, говорят, что в эту группу попадают нередко лица, отличающиеся большими, иногда выдающимися интеллектуальными способностями, которые не могут найти должного применения своим силам во время учебы, не нашедшие себя в избранной специальности. Это хорошие студенты и работники, тихие и робкие. У преподавателей и начальников они больших тревог не вызывают, даже нередко являются образцом.
Нередко они пытаются найти себя, посещая то один, то другой кружок в институте или пытаясь проявить некоторую инициативу на производстве, Но от них отмахиваются. А так как пробивной силы они не имеют, то в конце концов разочаровываются в своей будущей или настоящей профессии и теряют смысл жизни. Иногда их посещают мысли о самоубийстве. Обычно это бывает на последних двух-трех курсах учебы или в первые два-три года работы. В такие моменты душевного надлома индивид, встретившись с представителями сект, получают от них удовлетворение этой потребности (чувства собственной значительности).
Он перестает на первых порах ощущать себя винтиком, и даже, наоборот, чувствует себя избранным, стоящим на голову выше тех, которые ранее смотрели на него свысока. Потом он уже не замечает, что если он раньше чувствовал себя просто потерянным, то теперь он стал частью системы, ветвью ствола, слепым орудием в руках фанатиков. Родители на первых порах даже бывают довольны, замечая, что их сын или дочь стали целеустремленными, прекратили метаться, у них появился свой круг общения, тем более, что при этом нет пьянок драк и других хулиганских действий.
И лишь тогда, когда они заявляют о своем решении уйти из семьи, бросить институт, уволиться с работы и пр., они начинают бить тревогу. Психологически неграмотные родители, не зная принципа сперматозоида и пытаясь психологически неграмотно, то есть, волевым способом - путем запретов, решить проблему, достигают прямо противоположного эффекта - ускоряют разрыв с семьей, производством или ВУЗом. Когда эти родители обращаются за помощью к профессионалам, зомбированные уже отказываются от встречи с ним. Если отношения хотя бы с кем-нибудь из близки сохранены, то удается через этого родственника провести кое-какую работу.
Приведу один пример.
Неопределенность его изложения связана с проблемами конфиденциальности. Студент, (а может быть студентка) в сентябре прошлого года заявил, что после окончания вуза, он посвятить себя служению секте.
«Работа», которую с ней провели его близкие привели к тому, что он решил перейти в секту немедленно и прекратить с близкими общение. Придти к профессионалу он отказался.
Один из родственников прошел у нас курс обучения психологически грамотному общению. За две недели, разрешив уехать в принципе и приняв активное участие в подготовке к отъезду, родителям удалось добиться того, что он отложил отъезд до окончания учебного года и обещал, что будет сохранена связь с семьей при отъезде. Как бы мне хотелось сообщить, что все кончилось благополучно!
Но я все таки пишу научную работу, хотя часто то, что я пишу, некоторыми учеными за науку не признается. Так вот здесь нужно придерживаться фактов. Все-таки он после окончания института уехал в секту, но связь с родителями поддерживает. Через полгода у него появились трудности жизни в этой секте, и он с этими трудностями поделился с родителями. Знающие принцип сперматозоида, они теперь не торопятся говорить сакраментальное: «А что мы тебе говорили!», а советуют еще раз подумать, не торопиться делать скоропалительные выводы, простить своих обидчиков и т.д.
Полагаю, что: если родителям удастся правильно использовать принцип сперматозоида и не форсировать возвращение своего ребенка в лоно семьи, может им удастся добиться желаемого результата.
А теперь некоторые подробности, связанные с техникой по раззомбированию. Здесь как вы уже поняли на основе принципа сперматозоида используется прием «подстройки к клиенту». Если зомбированный приходит ко мне на прием, я не стараюсь тут же его переубедить в том, что он не прав, а говорю ему, что хочу разобраться в основах его учения. Может быть я стану на его сторону. Если работа ведется через родственников, то на первом этапе родственники просят прощения у зомбированного за то, что упустили момент, когда их сын (дочь) стали уже взрослыми и что теперь не они, родители, должны учить своих детей, а им самим следует учиться у них. Так происходит «подстройка к клиенту».
Если я сам работаю с зомбированным, то веду с ним беседу в стиле «Сократического диалога», т.е. задаю вопросы для того, чтобы он сам заметил противоречия в исповедуемом учении. Этим еще и достигается один важный психологический эффект. У партнера создается впечатление, что не я его учу, о он меня просвещает. На первых этапах такой работы следует дать «припереть себя к стенке», попросить время для обдумывания, попросить соответствующую литературу.
Главное - не торопиться «атаковать». Основная задача при этом - сохранить хорошие доверительные отношения, чтобы мой подопечный увидел во мне человека, которого он может вовлечь в секту. За это время я сам детально знакомлюсь с его учением и нахожу в нем слабые места. Добиться того, чтобы зомбированный просто вышел из секты и стал таким, каким он был раньше, уже невозможно. Есть один плюс, который появляется у зомбированного, вовлеченного в секту - он начинает ощущать свою жизнь осмысленной. И если мы вместо мировоззрения секты не сможем дать ему другое, но более привлекательное мировоззрение, философию, которая сделала бы его жизнь осмысленной, то работа по раззомбированию не сможет быть эффективной. Вот для чего необходимы частые беседы.
Во время этих бесед по капле незаметно для самого зомбированного мы как бы «заражаем» его своей идеологией. Она у нас основана на положениях гуманистической этики, детально разработанной Э.Фроммом. Положения гуманистической этики полностью соответствуют природе человека и у незомбированного укореняются очень легко, а у зомбированного - с трудом. По мотивам этого учения, основной заботой которого является личностный рост человека, что делает его счастливым и социально полезным, я написал книги: «Я: алгоритм удачи», «Психотерапевтические этюды», «Психологическое айкидо», «Психологическая диета» и др.
Такой подход в ряде случаев, когда удается установить контакт с «зомбированным», его удается вырвать из секты. Если работа ведется через родственников, то они, получая у нас соответствующее образование удерживают его какое-то время в «миру» и добиваются того, что они приходят к нам в наши клубы. А дальше уже дело за профессионалами. Не хочу сказать, что наши успехи в раззомбировании велики, но мы имеем представления, как следует организовать эту работу. К сожалению, когда мы встречаемся с такими явлениями, мы прежде всего хотим их запретить начинаем бороться с ними, тем самым в соответствии с принципом сперматозоида, создаем им рекламу и привлекаем на их сторону далеко не самых плохих людей.
Я уверен, что вы меня поймете правильно. Есть секты, с которыми нужно вступать в непримиримую борьбу. Но успех работы мне видится не в этом. Нам необходимо создавать свои клубы, кружки, секции, где человек мог бы найти себя, реализовать свои способности, удовлетворить чувство собственной значительности, которое соответствует нашей «сперматозоидной» сущности идти против течения, обходя препятствия и достигать цели.
Я полагаю, что наш клуб КРОСС способствует тому, что с нашей помощью членам клуба удается добиться желаемого. Я думаю, что члены нашего клуба получают хорошую прививку против зомбирования. Мы считаем, что профилактика зомбирования заключается в организации труда и учебы ориентированных на развитие творческого потенциала человека, и успех этой работы целиком и полностью зависит от степени заинтересованности в этой работе ПЕРВЫХ ЛИЦ, т.е. директоров предприятий, школ, ректоров институтов и университетов, старших тренеров команд и т.п.
В учебных заведениях эта работа не требует особых материальных затрат, ибо ее можно организовать силами самих учащихся в и виде кружковой работы. К сожалению, нам всегда приходится шить паруса в разгар бури, хотя мы владеем многими способами профилактики, а те, кто успешно прошли тренинги получают стойкий иммунитет против зомбирования. Необходимо, конечно, психологическое изучение студенчества, но и без психологического исследования их можно вычислить. Как показали наши исследования, в студенческих и производственных коллективах имеются три вида неформальных групп: учебно-карьеристская, культурно-развлекательная и алкогольно - разгильдяйско - сексуальная. Мне больше знакомо положение дел в учебных заведения. О них и у буду писать, хотя и в производственных коллективах ситуация в качественном отношении примерно та же.
В аудиториях учебно-карьеристская группа сидит у окна на первых рядах, культурно-развлекательная - ближе к выходу, алкогольно-разгильдяйская на последних рядах. А если контроль за посещением лекций отсутствует или во время «окон», то представителей разгильдяйской группы можно встретить в многочисленных кафе, расположенных на территории или сразу же за территорией учебного заведения. Представители учебных групп в это время сидят в институтских буфетах и, прихлебывая теплый чай и закусывая пирожком с картошкой, «грызут» гранит науки.
Если алкогольно-разгильдяйская группа и культурно-развлекательная более или менее сплочены, тем, что с ними руководство ведет ту или иную борьбу, то учебно-карьеристская группа сплоченностью не отличается, так как много времени уделяет учебе или производству, а руководство, педагоги, да и родители, как вы все знаете, меньше всего уделяет внимания хорошим производственникам, студентам и детям. Если им, нашему золотому фонду - отличникам, хорошим производственникам - не помочь в удовлетворении чувства собственной значительности, их легко можно будет «зомбировать».
Те формы борьбы, которые проводятся с представителями альтернативной медицины и сектантами - запреты и неумная критика - способствуют только рекламе этих лиц и организаций. Психологически правильный подход - это создание соответствующих клубов и организаций, организованных на современных научных принципах, где человек мог бы удовлетворить свою экзистенциальную потребность. Это сложная, кропотливая длительная работа по психологической коррекции личности. Отсутствие сенсационности приводит к тому, что привлечь к этой работе средства массовой информации не удается. Тем более не удается привлечь внимание официальных органов.
Тем не менее в течение 23 лет в г. Ростове-на-Дону успешно работает клуб КРОСС (Клуб Решивших Овладеть Стрессовыми Ситуациями) В работе этого клуба за это время участвовало до 10000 тысяч человек с эффективностью до 85%. В плане предложений по профилактике зомбирования считаю, что нам в конце концов удастся создать в г. Ростове-на-Дону областной психотерапевтический центра и развернуть сеть психотерапевтической службы. Ростов уже получил широкое признание как научный психотерапевтический центр, а Ростовский медицинский университет по приказу Минздравамедпрома N 290 один из немногих имеет право на подготовку врачей-психотерапевтов; сейчас завершается организация курса психотерапии на факультете усовершенствования врачей.
Но, к сожалению, г. Ростов - единственный город такого масштаба в России, который не имеет ни одного отделения неврозов, а созданная с большим трудом суицидологическая служба под угрозой закрытия. В учебных заведениях самым лучшим способом профилактики зомбирования можно было бы считать такую организацию учебного процесса, при которой по окончанию ВУЗа студент получал бы не только диплом, но солидные навыки практической работы. И тут ведущая роль, как мне кажется должна принадлежать научным студенческим кружкам, руководство которыми должны взять на себя наиболее опытные педагоги. А если возникли подозрения на то, что студент вовлечен в секту, то работу с ним следует поручить профессионалу.
Здесь действует правило: «Не знаешь, что делать, - лучше ничего не делай». К сожалению, многие добровольцы в своих попытках напоминают мне одну маму, которая пинцетом пыталась вытащить вишневую косточку из носа своего сына, загнав ее еще глубже. Тем кто хочет вести эту работу, я хочу представить тех, кто им противостоит. Для этого знакомства приведу вам письмо настоятеля одного монастыря ко мне. Вовлечение в религию - это не самое страшное, но тем не менее несколько сотен молодых людей: не самых плохих по руководством этого человека дали обет безбрачия. Конечно, такой человек может привлечь колеблющегося интеллектуала, находящегося в проблемной ситуации на свою сторону. Сможем ли это сделать мы? Я ему, конечно ответил.
Ниже привожу свой ответ.
Глубокоуважаемый Н...!
Должен признаться, что Ваше письмо и высокая оценка моей работы доставили мне большое удовольствие. Из всех своих работ я больше всех ценю именно «Из Ада в Рай». Мне нравится, что вы терпимо отнеслись к тому, что я атеист. Но я верующий, ибо жизнь без веры бессмысленна. И вера моя основана на том, что существует Закон, в соответствии с которым устроено все, в том числе и каждый из нас. И если мы хотим жить счастливо, то мы должны изучить этот Закон и следовать его предписаниям, которые как раз и открывает наука.
Себя я считаю представителем науки и пытаюсь исследовать и открывать те законы, по которым живет и действует наш духовный и душевный мир. Я стараюсь помочь моим пациентам, которые и заболели именно потому что нарушили этот Закон, изучить его и жить по его предписаниям. И если мне удается это сделать, то они поправляются. Вы правильно подметили, что то, чем я занимаюсь примыкает к принципам святоотеческой аскетики, то только по конечным результатам, а не по исходным позициям. Те пациенты, да и просто люди, находящиеся в проблемной ситуации, которые посещают наши группы психологического тренинга, в конечном итоге не только выздоравливают, но и перестают употреблять алкоголь ВООБЩЕ, начинают есть в два, а то и в три раза меньше, перестают прелюбодействовать не по Моисею, по Иисусу Христу.
Они не прелюбодействуют даже в сердце своем. Но они не чувствуют, что они как-то умерщвляют свою плоть или как-то сдерживают себя и ведут аскетический образ жизни. Просто они начинают жить в соответствии со своей природой, а тогда уровень плотских потребностей просто резко снижается. Наоборот, именно после успешной психологической коррекции они чувствуют, что все их желания сбылись или на стадии осуществления. Они даже не ставят себе это в заслугу, более того они даже не замечают этого. Ибо истинно верный и честный не осознает, что верен и честен, никак не может поставить это себе в заслугу.
Если же он ставит себе это в заслугу, то в душе своей он хотел изменить или украсть, но сдержался. Точно так же тот, кто воистину простил не осознает, что он простил и никогда об этом не упоминает. Тот же кто осознает, что он простил на самом деле не простил, а просто временно не высказывает своей обиды. Так вот в своей работе мы не призываем укрощать свои желания, а лишь правильно их удовлетворять, и люди начинают жить так, что не нарушают ни Законов природы, ни Божиих, даже если формально верующими не являются.
Я пытался эту работу проводить совместно с представителями различных конфессий, но их нетерпимость к моим воззрениям и желание как можно быстрее обратить меня в «истинную веру» приводила меня к выводу, что они нарушали заповедь: «Не делай себе кумира», и наше сотрудничество довольно быстро прекращалось, о чем я всегда жалел. Честно говоря, я верующим завидую, и сам был бы рад поверить, например, в загробную жизнь, но, к сожалению, не получается.
Что же касается богословской литературы, особенно Библии, то к ней я отношусь с глубоким уважением и почтением, читаю практически ежедневно и не нахожу никаких противоречий с данными науки. Относительно Вашего предложения переложить принципы Лествицы и Аввы Дорофея на современный язык, то я постараюсь это сделать после того, как проникнусь их идеями. Первый и беглый просмотр показал, что книги для психотерапевта могут представить определенный интерес. Благодарю Вас за них.
Высылаю вам еще 4 свои книги. Хотелось, чтобы они Вам понравились. Деньги за них высылать не следует. Я хотел, чтобы вы их приняли в дар, если по вашим правилам это можно Вам сделать. Если Вам лично нельзя принять их в дар, то может быть их может принять в дар Ваша община.
С уважением М.Литвак
На производстве лучшим способом профилактики зомбирования может служить творческий производственный процесс, позволяющий человеку раскрыть лучшие свои качества, личностно вырасти и удовлетворить чувство собственной значительности. Если особенности производства исключают момент творчества. Тогда необходимо создать такие условия при дворцах культуры в многочисленных кружках.
Ни одна способность личности не должна остаться нереализованной. «Ангел, если его не выпустить на волю, превращается в дьявола».