Путь победителя: цели, мотивация, самооценка
Считаете ли вы себя победителем? Что при этом включаете в это понятие? Как стать успешным? В поисках ответов на эти вопросы многие тратят не один год. Давайте попробуем разобраться вместе.
Э. Берн считал, что победителем является тот человек, который ставит перед собой цели и добивается их. Отчасти это верно, но не менее важно, что он при этом чувствует. Следует обратить внимание на такое понятие, как комфорт реальной жизни. К примеру, человек стремится к материальному благополучию. Он много работает, его повышают по службе, но при этом у него проблемы со здоровьем, разлад в семье, своих детей он практически не видит. Можно ли говорить о том, что он победитель, даже если его цель достигнута? Вряд ли. Процесс достижения цели не должен быть связан с дискомфортом.
Какие качества характеризуют победителя?
- понимание себя и управление собой;
- свобода и осознанность выбора;
- управление жизнью;
- расстановка приоритетов;
- развитие;
- понимание окружающих;
- эффективное взаимодействие;
- внутренний комфорт.
Не победитель – это человек, который:
- не может понять себя и не управляет собой;
- нацелен на запрограммированный выбор;
- «плывет по течению»;
- имеет проблемные приоритеты;
- направлен на удержание;
- ждет оценки окружающих;
- специфически взаимодействует;
- испытывает дискомфорт.
Для того чтобы измениться и стать успешным, довольным собой человеком, требуется понять механизмы того, как это происходит. Для начала рассмотрим компоненты, без которых не стать победителем.
Цели
Цели имеются практически у каждого человека. Существуют специальные методики, которые учат, как их правильно формулировать, чтобы действительно достичь результата. Одной из них является SMART, достаточно популярная в последнее время. Она говорит о том, что цель должна быть достижимая, определенная по времени, конкретная, реалистичная и измеримая. Ко мне приходили клиенты, с которыми мы занимались по этой методике. Они действительно правильно и красиво формулировали свои цели, однако, результатов это не приносило. Отчего это происходило? Потому что иногда недостаточно просто поставить цель.
Существует правило, заключающееся в том, что место, занимаемое человеком в настоящий момент, является результатом динамического равновесия между силами развития (мотивацией) и силами сдерживания. В качестве подтверждения данного правила можно привести следующий пример. Девушка пытается похудеть, но у нее это не получается. Она четко поставила перед собой цель, знает, сколько кг и через какое время ей надо сбросить вес, но результат отсутствует. Почему? У нее нет мотивации. Она понимает, что не мешало бы немного похудеть, но ее на данный момент все устраивает, или она себя в этом убеждает. Но вдруг девушка встречает молодого человека, с которым у них начинаются отношения. Даже без особых усилий через некоторое время она сбрасывает вес до необходимого. Что произошло? У нее появился интерес, мотивация.
Можно выделить три элемента системы:
- цели;
- силы развития (мотивация);
- силы сдерживания.
При постановке целей важно уметь прислушиваться к себе. Иногда они могут быть нам навязаны, следовательно, и мотивация к их достижению будет минимальной. Часто мы ставим материальные цели. К примеру, приобрести автомобиль Mersedes. Однако, следует спросить у себя, зачем он необходим? Чаще всего, постановка материальных целей связана с вопросами финансового планирования, а не с развитием человека как личности.
Мотивация
Условно можно выделить два типа мотивации:
- достижения;
- избегания.
Во втором случае ярким примером может служить работа по найму. Обычно у людей, отправляющихся на такую службу, не хватает собственной мотивации. Они знают, что если что-то не сделают или получится плохо, им сделают замечание или другое предупреждение. Отсутствие мотивации не позволяет самостоятельно нести ответственность за свою работу.
Барьеры могут быть внешними и внутренними. Для большинства людей актуальны именно внешние причины. К примеру, я часто сталкиваюсь с тем, что клиенты мне говорят, что хотят открыть бизнес. Основным препятствием на пути к достижению данной цели называют отсутствие стартового капитала. Но на вопрос: «А что уже имеется?» многие затрудняются ответить. Они совершенно не готовы, не прилагают никаких усилий. Иначе говоря, эти люди убедили себя в том, что препятствие существует, и не стараются его обойти или преодолеть другими путями.
Внутренние барьеры могут быть психологическими. К ним можно отнести:
- страх неудачи;
- пассивность;
- поиск виноватых;
- черты характера (застенчивость и пр.).
Ментальные барьеры включают в себя:
- узость мышления;
- неправильную расстановку приоритетов;
- установки;
- ловушки мышления.
Самооценка
Самооценка имеет отношение к целям, их достижению и мотивации. В психологии часто встречается понятие, что она бывает завышенной, заниженной или адекватной. Однако, я склонен придерживаться немного другого мнения. Данная классификация представляет собой оценку со стороны другого человека. Причем, различные люди будут по-разному смотреть на ситуацию. Кому-то человек покажется заносчивым, другой будет считать, что он страдает заниженной самооценкой.
На самом деле важно то, как мы сами себя воспринимаем. С этой точки зрения можно выделить стабильную и нестабильную самооценку. Что это значит?
К примеру, представим, что менеджер среднего звена подъезжает к супермаркету. У него в жизни все неплохо: жена, дети. Недавно его повысили до руководителя отдела. Он живет в новой квартире, взятой в ипотеку, где недавно закончили ремонт, ездит на неплохой машине. В целом, человек достаточно успешен и доволен собой. На стоянке возле супермаркета он встречает одноклассника, выходящего из машины представительского класса. Они начинают разговор, который как обычно ведется в такой ситуации. И тут выясняется, что его одноклассник имеет серьезный бизнес, живет где-нибудь в Монако, а сюда приехали ненадолго и т. д.
Что произойдет после этого разговора? Человеку с нестабильной самооценкой станет не по себе. Он начнет чувствовать себя неудачником, которого обогнали. Особенно остро возникнет неприятное ощущение, если в школе он был невысокого мнения об умственных способностях одноклассника. Но что, по сути, изменилось в жизни менеджера? Ничего. Его самооценка упала в результате сравнения себя с другим, несмотря на то, что он остался прежним.
Суть нестабильной самооценки заключается в том, что «Я» человека сцеплено с событиями, происходящими в его жизни. Но в подавляющем большинстве случаев к реальной ситуации это не имеет никакого отношения.
Самооценка связана со следующими факторами:
- цели,
- деньги,
- карьера,
- эмоции и чувства,
- отношения в семье,
- удовлетворенность,
- отношения с детьми,
- отношения с родителями.
У каждого типа самооценки есть свои сильные и слабые стороны. В течение жизни она может меняться, как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Формирование самооценки происходит по следующим сценариям:
- копирование;
- условное подкрепление;
- интерпретация.
Копирование
У каждого из нас есть черты характера тех людей, которые нас воспитывали. Не стоит забывать, что ребенок – это чистый лист, впитывающий все, что происходит вокруг. Когда мы вырастаем, то можем заметить, что иногда повторяем поведение своих родителей. Причем, часто это может происходить совершенно неосознанно.
Условное подкрепление
Практически всегда воспитание происходит по данному сценарию. Ребенок старается сделать что-то, что понравится родителям. Если взрослые одобряют поведение, то они поощряют: хвалят, гладят по спине и пр. Иначе говоря, происходит условное подкрепление. И малыш постепенно учится соответствовать ожиданиям окружающих, отодвигая свои желания и стремления на второй план.
Интерпретация
Иногда ребенок интерпретирует события со своей точки зрения. Взрослые могут не обратить на это внимание, посчитав все за «глупость» и отмахнувшись от малыша. Если интерпретация обесценивается родителями, то ребенок решает, что она правильная, что впоследствии может привести к негативным результатам.
В основе стабильной самооценки лежит так называемая «презумпция невиновности». Человек знает, что он хороший и не сомневается в этом. Нестабильная самооценка представляет собой позицию «со мной что-то не так, но могу доказать, что могу быть лучше». И человек начинает стремиться поступать так, чтобы его оценили окружающие. Такое поведение не является конструктивным и вряд ли сможет дать ожидаемые результаты.
Вебинар клуба КРОСС на тему "Философия победителя"