Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
31.08.2013
2 078
Школьные ребусы. Ранее развитие

Школьные ребусы. Ранее развитие

Зло или благо

У нас два ребенка. Они очень разные. Если Диана такая спокойная, уравновешенная, рассудительная. То Саша очень активный, безумно позитивный парень. Кроме того, он очень быстро усваивает новую информацию. Причем делает это легко и непринужденно, практически без усилий.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Так получилась, что Диана, когда начала говорить, то сразу начала говорить рано и чисто. Поэтому с логопедом она не занималась. Сын начал говорить в более позднем возрасте, кроме того делал это неправильно, поэтому пошел заниматься к логопеду. Дефекты речи он исправил довольно быстро, но т.к. заниматься ему нравилось, то мы попросили преподавателя заняться с ним его развитием.

Без каких-то особых усилий Саша к четырем годам довольно бегло читал. Я сам это обнаружил внезапно. Мы ехали в машине, сын сидел сзади и что-то бормотал. Оказалось, что он читал все рекламные вывески, которые попадались на нашем пути.

Год перед началом учебы в школе он занимался с преподавателем, который специализируется на подготовке к школе. Как-то они так разогнались, что не только подготовились к школе, но и прошли программу первого и второго класса. Был еще один интересный эпизод. Мы с Сашей ехали по трассе. Дорога заняла около 2-х часов. Все время в пути, он чем-то занимался на заднем сиденье. Я даже не видел чем. Когда мы приехали домой, он сообщил, что выучил таблицу умножения.

Честно говоря, я не поверил и начал его проверять. Действительно выучил. Оказалось, что он нашел в машине  таблицу умножения, которую учила дочка, и пока мы ехали, сам ее выучил. Его кстати никто об этом не просил.

С одной стороны, меня как отца не могло не радовать развитие сына. Но когда он начал заниматься в школе я заметил, что такое раннее развитие имеет и обратную сторону. Сейчас закончилась третья четверть, и я могу делать определенные выводы. Их несколько:

  • Ему неинтересно. Получается, что он проходит материал, который уже знает. Пока основная часть класса думает над ответом, он уже все сделал.
  • Не формируется навык длительной работы. Периодически делаю с ним уроки. Все успевает сделать за 15 минут, потому что задания очень легкие.
  • Начали проскакивать элементы высокомерия по отношению к одноклассникам. Периодические жалуется на то, как они «тупые» и что они пол урока думают, как решить элементарные примеры. Еще злится, что учителя его не спрашивают, хотя он знает ответ. Но это традиционная школьная тема – больше внимания уделять отстающим.
  • Начинает формироваться самооценка по типу «Я+Если я лучший». Этому правда способствует еще один не школьный фактор.

В этой ситуации я вижу определенную опасность. Когда я учился в школе, у нас тоже были ребята, которые начинали учебу хорошо подготовленными. Изначально они были более развитыми и имели неплохие знания. Но школа не занимается развитием способностей детей. Школа усредняет уровень детей. В итоге, все дети с ранним развитием постепенно теряли гандикап и к средним классам ситуация уравнивалась.

Правда к этому моменту дети иногда привыкали к своей исключительности и пытались в дальнейшем ее подтвердить. Плюс успевало сформироваться отношение к сверстникам по типу сверху-вниз. А вот навыка интенсивно работать как раз не формируется. В итоге может сформироваться тип самооценки «Я+Если Я лучший», без какого-либо серьезного базиса.

Можно было конечно отдать сына сразу в третий класс, но я не сторонник таких решений, т.к. это может нарушить социализацию ребенка. Мы решили пойти немного другим путем. Школа идет путем стандартизации, очевидно, что ожидать чего-то другого от нее не стоит. Задача воспитания – индивидуализация, т.е. развитие сильных сторон ребенка, его природных способностей. Этим мы и будем заниматься. Хорошо, если бы это можно было делать в школе, но мы у себя в городе таких школ не нашли. Придется выкручиваться самим.
А рассказал я об этой ситуации, потому, что многие родители сейчас много времени уделяют раннему развитию ребенка. Но при этом нужно понимать, что это ситуация может иметь и обратную сторону.


Вернуться к предыдущей статье ➯ Принцип сперматозоида и воспитание детей 

Подробней ознакомиться с этой темой можно на нашем курсе ⇩⇩⇩

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.