Механизм интерпретации в формировании самооценки
Начну с примера, чтобы было понятно, что же такое механизм интерпретации. В семье почти чеховская ситуация – три девочки, три сестры. Дело было в советские времена, когда тяжело было и с деньгами и с одеждой. Поэтому, как водилось во многих семьях, новую одежду покупали старшей сестре. Она вырастала из этой одежды раньше, чем успевала ее привести в непотребный вид, поэтому одежда «по наследству» переходила к средней сестре. Она «добивала» одежду окончательно, поэтому младшей сестре родители покупали новые вещи.
Логично? Да. Практично? Очень. Это если посмотреть с точки зрения взрослого человека. Теперь давайте посмотрим, как эту ситуация воспринимал ребенок. Средняя сестра интерпретировала это следующим образом. Старшую сестру любят, младшую любят, а ее нет.
Интерпретация – один из важнейших механизмов в формировании самооценки
Об этом механизме почти никто не пишет в книгах, хотя он очень важен, для понимания того, какие механизмы формируются у ребенка.
Еще один более распространенный пример.
В семье был один ребенок, но когда ему исполнилось пять лет, появилась сестра (брат). Естественно внимание родителей распределяется между двумя детьми, что опять же с точки зрения взрослого вполне логично. Но ребенок видит ситуацию совершенно по-другому. Раньше все внимание было обращено к нему, а сейчас появилось какое-то существо, на которое обращают не меньше, а подчас и больше внимания, чем ему. И восприятие ребенка может интерпретировать эту ситуацию, что теперь родители его не любят.
Когда люди рассказывают свои биографии, многие произносят фразу: до появления младшего брата/сестры все было хорошо. Более того, родители могут понимать, что появление маленького в семье, может быть травматично для старшего. Стараются всячески нивелировать негативные последствия, но далеко не всегда это получается.
Я это почувствовал на примере моей семьи. Когда родился сын, дочке было 3,5 года. Понимая всю сложность этого периода для дочери, мы всячески старались сделать этот процесс максимально безболезненным. Я специально не назначал никаких командировок в этот период, чтобы больше времени проводить в семье. Супруга много говорила с дочкой, обсуждала будущее пополнение. И все, казалось бы, шло нормально.
Супругу положили в роддом. Я остался вместе с дочкой. Настроение ее все больше портилось и на третий день, в телефонном разговоре она потребовала, чтобы сына, когда он родится оставили в роддоме. После родов, когда мы пришли навестить супругу, она показала фото сына на телефоне. Дочка схватила телефон и попыталась разбить его.
Когда мы возвращались из роддома, я спросил дочку, что это было. Она сказала, что она ненавидит этого (так она назвала брата), потому что из-за него мамы нет дома. Вот такая была интерпретация. Понимая все процессы, происходящие с дочерью, мы постарались максимально нивелировать этот процесс. Уделяли больше времени. Общались. Играли с ней. Причем не только я, но и жена, несмотря на занятость сыном.
Когда в гости приезжали бабушки и дедушки, друзья, мы их инструктировали, чтобы обязательно они общались с дочкой, а не только толпились возле сына. К новорожденному обычно все приходят с подарками, но некоторые забывают, что в семье есть еще ребенок. Поэтому мы предупреждали, чтобы для дочки тоже был презент, и на всякий случай закупили подарков, для тех, кто не понял как это важно.
Постепенно было видно, что дочка успокаивается, стала гораздо позитивнее относиться к брату. Примерно через месяц думаю, что инцидент был исчерпан. Реальность не подтвердила ее первоначальную интерпретацию, что теперь она не любима.
Кстати, в большинстве случаев, когда старший ребенок, не любит младшего, это скорее гнев, адресованный родителям. Просто родителям он показать его не может, т.к. они сильнее, поэтому вымещает злость на младшем, как на более слабом.
Интерпретации могут быть первичные и вторичные
Первичные интерпретации формируют установку, или механизм в голове ребенка. Пример с дочкой, это пример первичной интерпретации. До рождения сына, она считала себя любимой, а появление брата интерпретировала так, что ее теперь любить не будут.
Когда ребенку постоянно ставят кого-то в пример, он может решить, что родители им недовольны, что он не дотягивает до их требований, и начнет пытаться подражать внешним образцам, чтобы получить эту любовь.
Если отец и мать часто ругаются, а мать потом плачет, то дочка, наблюдая за этой сценой, может решить, что мужчины опасны. От них одни неприятности, а когда станет девушкой, будет крайне настороженно относиться ко всем мужчинам, воспринимая их как зло.
Если в семье старшая дочка, а младший сын, родственники со словами «вот и хорошо, начала нянька, потом лялька», начинают возлагать функции заботы о сыне на сестру, хотя она сама ребенок. При этом девочка может это интерпретировать, что она может получить любовь родителей, только если за кем-то ухаживает. Этот механизм затем будет определять формат построения отношений с другими людьми.
Имениннику на день рождения обычно дарят подарки. Детский день рождения не исключение. Естественно именинник хочет как можно быстрее испробовать подарки. Но есть еще дети, которые приглашены на день рождения, и их тоже интересуют игрушки.
Они еще не сильны в правилах приличия, поэтому пытаются забрать игрушки у именинника. Тот не дает. Родителям неудобно перед гостями, и они требуют, чтобы ребенок поделился. Как он интерпретирует этот эпизод, никто не знает. Может, решит, что у него хотят все забрать, поэтому нужно все сразу прятать. Может быть, решит, что важно, чтобы родители были довольны, и будет со всеми делиться, даже если не хочет.
Первичная интерпретация означает, что ребенок делает впервые какой-то вывод, на основании своего детского видения ситуации. Иногда это проходит и следов не остается, а иногда интерпретация является основанием для формирования стойкой механизма, установки. В том числе по поводу того, какой я.
Вторичные интерпретации
Вторичные интерпретации возникают тогда, когда установка уже сформирована, и ребенок использует интерпретацию, чтобы подтвердить и закрепить уже существующую установку. Начинает интерпретировать ситуацию так, чтобы подтвердить свою установку.
Ребенку обещали сходить в зоопарк на выходных. Внезапно у отца появилась срочная работа, и он никак не может сходить в детьми в зоопарк. Если у ребенка уже есть установка, что родителям нет до него дела, то в этой ситуации он найдет очередное подтверждение своей теории, что в свою очередь приведет к подтверждению установки.
Иногда детям делают одинаковые подарки, чтобы никто никому не завидовал и не чувствовал себя обделенным. Но бывает, что это не помогает. Один из детей считает, что он вечно обделен, и родители его любят меньше, чем брата. Поэтому когда родители дарят обоим одинаковые вертолеты, но разного цвета, он все равно может интерпретировать это как подтверждение своей установки. Ведь ему подарили синий, а он хотел красный, как у брата. Самое интересное, что если бы ему подарили красный, то ситуация была бы аналогичной.
По вторичным интерпретациям можно понять, какой механизм уже сформировался у ребенка. И пока он не нашел кучу подтверждений правильности своей установки и она не стала его сутью, родители могут помочь ребенку избавиться от этой установки.
Большое количество интерпретаций ребенка связано с тем, как к нему относятся родители и какой он. Причем далеко не всегда это связано может быть исключительно с родителями. Например, ребенок может посчитать, что с ним что-то не так, потому, что он не так быстро бегает как сверстники. Или, что он боится высоты, поэтому не может ходить по крышам гаражей.
В Турции, в аквапарке девочка хотела съехать с реально страшной горки, но испугалась и пошла назад. Потом она долго смотрела, как катаются дети младше нее и горько плакала. Молодец мама, которая не оставила ребенка, а постаралась помочь пережить ребенку ее же интерпретацию.
Я думаю, что любой родитель сможет вспомнить ситуации, когда его ребенок что-то «надумывал» и начинал грустить по этому поводу. В подавляющем большинстве случаев родители не придают этому значения и отмахиваются от интерпретаций ребенка, что только подтверждает правильность его выводов.
Однажды дочка вернулась из детского сада очень расстроенная. Закрылась в своей комнате, и оттуда доносились всхлипы. Супруга пошла разбираться в причинах расстройства. Оказалось, что дочка переживала, что у нее кожа, более смуглая по сравнению с другими детьми. Казалось бы смешно.
С точки зрения взрослого - бред. Куча женщин, которые бьются за такую кожу, посещая солярии и косметологов. И вот тебе раз. Но с детской точки зрения это не смешно, ведь она начала ощущать себя «какой-то не такой». Поэтому мы не стали игнорировать интерпретацию ребенка, а вполне серьезно обсудили с ней ситуацию. На этом вопрос закрыт. Сейчас дочке 12 и мы иногда вспоминаем этот момент с юмором. Но тогда, для нее было важно, чтобы с ней поговорили.
Первичная интерпретация может определять специфику оценки, даже, если родители любят ребенка безусловно. Этот механизм я наблюдал у своего сына. У нас есть компания друзей, с которыми мы регулярно общаемся. У них есть дети, и сын самый младший из детей. Так как он очень активный и обаятельный ребенок, то он всегда был в центре внимания. Его любили и взрослые и дети. Он интерпретировал это, что теперь он везде должен быть в центре внимания, и когда пошел в школу, то поначалу болезненно относился, когда внимание концентрировалось на ком-то другом.
В его картине мира он должен быть центром, а если это не так, то он и обижался и старался привлекать к себе внимание. А когда оставался на вторых ролях очень расстраивался.
Когда стало понятно, что у сына формируется самооценка по типу «Я+Если я Лучший», мы начали помогать ему менять картину мира. И сейчас если не полностью этот механизм исчез, то подвижки серьезные.
Что в итоге:
-
Восприятие ребенка может кардинальным образом отличаться от восприятия ситуации взрослыми.
-
Нельзя отмахиваться от интерпретаций ребенка, даже, если они кажутся Вам глупыми.
-
Постарайтесь разобраться определить первичная или вторичная интерпретация. Со временем остаются только вторичные интерпретации.
-
Вторичные интерпретации могут помочь вовремя определить установки и тип самооценки, который начинает формироваться у ребенка.
-
Если Вы увидите, что ребенок испытывает чувство неполноценности в каких-то моментах, постарайтесь помочь ему убрать эту установку.