Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Тело и характер. Психологическое значение мышц

Дорогие друзья, хочу познакомить вас с некоторыми интересными историями о вас самих, начиная с внутриутробного развития и заканчивая подростковым периодом.

Подробно каждый из 7 периодов мы будем разбирать на курсе по телесной терапии «Тело и характер. Психологическое значение мышц». Уверена, что серия статей поможет вам определиться для чего нужен этот курс лично вам.

Итак, в телесной терапии существует своя теория, которая описывает развитие психики человека и одновременно развитие тела (психомоторное развитие). Эта теория получила название «бодинамический анализ» и в своих статьях я буду опираться на нее.

Дело в том, что наши черты характера вписаны в наше тело и, изменяя тело, его позу, походку, осанку посредством работы с мышцами, и одновременно осознавая, как это связано с характером, вы сможете более широко использовать свои способности, более адресно удовлетворять свои потребности и большую часть времени чувствовать себя счастливым человеком, принимаемым самим собой и другими людьми. Большое внимание в теории уделяется отношениям.

Ведь что такое характер?

Вот определение, которое М.Е.Литвак дает в своих книгах: Характер – это совокупность устойчивых и сущест­венных форм индивидуальных свойств личности, отра­жающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.

Как видите, речь идет об отношении к себе, другим людям и труду, т.е. к миру. И в этот период мы учимся устанавливать связь с собой, другими людьми и миром вокруг нас.

Так вот, личная увлекательная история формирования нашего отношения ко всему  начинается с первых трех месяцев беременности и продолжается вплоть до юности. В бодинамическом анализе выделяют семь периодов, каждый из которых организован вокруг особенной потребности ребенка или права.

Начиная с самых ранних, это:

  • право на существование;
  • право иметь потребности;
  • право быть автономным;
  • право иметь намерения и быть прямым и своенравным;
  • право переживать любовные и сексуальнее чувства;
  • право иметь собственное мнение;
  • право с одной стороны, быть полноправным членом группы, не будучи особенным, с другой стороны, быть способным действовать, блистать и конкурировать.

Каждая из этих потребностей или прав социальная по природе, т.е. они реализуются в контексте отношений. Если что-то мешает удовлетворению этих потребностей, потому что родители и социум не могут быть толерантными к чему-либо в ребенке, прерывается связь между ними.  Имеется в ввиду связь, которую можно описать словами: «я могу быть собой, и ты можешь быть собой, и мы можем быть вместе».

И тогда у нас формируется защита характера, мы вынуждены идти на компромисс. И тогда «я буду делать это или откажусь от этого, для того, чтобы не потерять связь с тобой». «Я буду отказываться от своих границ или своей сексуальности или еще от чего-нибудь до тех пор, пока я могу оставаться членом семьи или группы». Но хотя мы идем на компромисс, это уже прерывание связи, т.к. мы не являемся больше самими собой.

А ведь единственный путь иметь глубокую связь с другими – быть самим собой.

Что происходит с нашими мышцами в те моменты, когда нас не принимают такими, какие мы есть?

Реакция мышц на стресс может быть двойственной- гипо- или гипертонус. Есть еще нейтральная реакция.

Если интенсивность стресса находится в пределах переносимости данного человека, эластичность его мышц остается нейтральной. Нейтральная отзывчивость мышц соответствует живости, энергичности и гибкости по отношению к выполняемой психомоторной задачи данного периода. В каждом периоде развития активируется своя специфическая группа мышц. И если у взрослого человека мышцы, активированные в данный период эластичные, то мы говорим о том, что у него на данной стадии сформировалась здоровая позиция отношений.

Если стресс проявился на ранних этапах рассматриваемой стадии развития и ресурсы были исчерпаны, соответствующие мышцы будут гипореактивными. Это будет соответствовать психологическому отказу от выполнения специфической психомоторной задачи. Во взрослой жизни в состоянии стресса это будет проявляться как отказ от деятельности, от контактов с другими людьми, уход в себя. Тогда мы будем говорить о ранней позиции отношений.

Если стресс проявился на поздних этапах рассматриваемой стадии развития, мышцы будут гиперреактивными. Это будет соответствовать психологической ригидности, сопротивлению, контролю, удержанию или борьбе при выполнении специфической психомоторной задачи. Во взрослой жизни такой человек в стрессовых ситуациях будет упрямо отстаивать свои позиции и не сможет вовремя увидеть или услышать новые более рациональные решения. И тогда мы говорим о поздней позиции отношений.

В течении 7 циклов занятий мы будем исследовать на какой стадии стресс разрушил ваше целостное восприятие себя и других, вашу самооценку, самомотивацию и способность проявлять энергичность, силу, любовь и сексуальность, дружбу, осознавать свою ценность и уникальность.

Будем активировать мышцы, относящиеся к определенному периоду развития и через это дополучать другие способы движения, выражения себя и установления отношений.

Ну и, конечно, не обойдется без осознавания, установления связи между процессами, происходящими в теле и в мозге.

P.S. Для тех, кто с удовольствием дочитал статью до конца и все прочувствовал на себе, – могу предположить, что у вас были стрессы на более ранних этапах развития. Те, кто выхватывали некоторые абзацы при чтении и особо не вчитывались – у вас, вероятно, были стрессы на поздних стадиях развития, ну а те, кто с интересом читали и не умерли  от скуки – много здоровой позиции отношений.

 

Перейти к следующей статье ➯ Воспитание начинается до рождения 

Вернуться к предыдущей статье ➯

 

Если хотите узнать еще больше о своем теле и психосоматике, посмотрите бесплатный видеокурс Ирины Созоновой «Психосоматика. Как не допустить?»
Получить видеокурс ⇙⇙⇙

 

Об авторе
Ирина Созонова
-->