Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Раненый внутренний ребенок: как обрести контакт

Раненый внутренний ребенок: как обрести контакт

Вы наверняка слышали про такое понятие, как внутренний ребенок.

Но есть и другое понятие — травмированный/раненый внутренний ребенок. Он формируется, когда одна или несколько важных потребностей человека с детства не удовлетворяются, и в этом месте возникает дефицит.

Как может проявляться травмированный ребенок?

Травмированный ребенок выражается в форме мыслей про себя:

  • «Я ничего не значу и недостаточно хорош»;
  • «Мало что умею, все из-за меня, я беспомощный»;
  • «Обязан быть послушным и милым»;
  • «Не должен защищаться»;
  • «Мое кредо — всегда поступать правильно»;
  • «Нужно оставаться сильным, не имею права показывать слабость;
  • «Мне необходимо сохранять лидерство» и т. д. 
  • Если такие мысли есть, важно долечивать своего внутреннего ребенка. Так как, если он раненый, установки выше будут неожиданно проявляться в разных ситуациях.

Неосторожное слово, критика легко разбередят рану, и человека сразят эмоции травмированного ребенка, начнет одолевать сильная эмоциональная боль. Иногда это проявляется даже на физическом уровне — болят сердце, голова, какие-то части тела.

Человека могут захватывать гнев, грусть, чувства одиночества, страха. Иногда это проявляется, наоборот, в отсутствии чувств. Тогда люди жалуются на ощущение внутренней пустоты, и это бывает следствием того, что попали в очень болезненную рану.

Раненый ребенок проявляется еще и в том, когда мы ведем себя с другими людьми как дети. Обижаемся, путаем факты с интерпретациями. Например, человек говорит нам одно, а мы вместо этого слышим другое, интерпретируем слова человека в негативном русле. К примеру, считаем, что человек сомневается в наших умственных способностях, подозревает нас в чем-то.

Одна клиентка рассказывала, как у нее постоянно происходит внутренняя борьба со свекровью. Ей кажется, что та постоянно нарушает установленные границы. И это действительно так. Но взрослый человек может спокойно об этом сообщить и обозначить свои границы.

А клиентку это ранит, она еще два часа возмущается и пытается справиться с нахлынувшими чувствами. На волне таких эмоций может даже совершать опасные для здоровья вещи, например ехать в машине на большой скорости.

Или, к примеру, человеку на работе дали достаточно трудное, новое для него задание. И у него все время не находится времени на его выполнение.

И когда человек приходит к начальнику и говорит, что не успел закончить задание в срок, то чувствует необъяснимое удовлетворение, что получилось именно так. Это про протест внутреннего ребенка против правил и установок родителя. Когда мы попадаем в зависимость от таких эмоций из травмированной части, это может вредить нашей жизни и отношениям.

Конечно, не каждое чувство связано с раненой частью. Мы можем испытывать разные эмоции, например, грустить, если уезжает наш друг. Но тогда и не возникнет последующих осложнений и проблем. Например, человек не перестанет общаться с другими своими друзьями.

Если возникают сложности во взаимоотношениях с другими людьми, то это может быть связано с травмированным внутренним ребенком.

Сейчас я дам вам небольшое практическое упражнение для проработки травм внутреннего ребенка.

Способ может показаться странным, но он рабочий и взят из техник психодрамы.

Упражнение можно использовать, если в вашей жизни произошла ситуация, после которой вами овладели сильные эмоции. И вы понимаете, что с точки зрения взрослого человека реакция на событие была неадекватна.

Возьмите пустой стул. Представьте своего внутреннего ребенка. Можно положить на стул свою детскую фотографию или купить куклу, мягкую игрушку, которая вам симпатична, и посадить ее на стул.

Начните разговаривать с фотографией или игрушкой. Говорите слова, которые важно услышать ребенку. Причем говорите не из родительской позиции, например: «Нужно собраться. Посмотри, ты нерационально себя вел в этой ситуации. Мы не можем себе позволить столько денег, чтобы поехать в эту поездку». Так не нужно.

Со своей детской частью нужно разговаривать так, как вы бы разговаривали с маленьким ребенком. Нужно говорить детские слова, понятные ребенку.

Попробуйте также вспомнить похожую ситуацию из детства, связанную с родителями, бабушкой, дедушкой, другом, учителями. Ситуацию, в которой испытывали схожие эмоции.

Скажите своему внутреннему ребенку о том, что произошло. Объясните, почему люди вели себя так, поддержите ребенка и убедите его, что с ним все в порядке и его вины в той ситуации нет. Очень важно сказать, что ребенок не виноват. Люди могли быть виноваты и ответственны за ситуацию — обстоятельства так сложились, — но не ребенок.

Иногда людям сложно найти слова, которыми можно поддержать своего внутреннего ребенка. Этот навык можно развить.

Какие слова можно сказать внутреннему ребенку:

  • «Ты имеешь право переживать все свои чувства»;
  • «Ты имеешь право хотеть то, что тебе хочется»;
  • «Ты можешь просить других людей о помощи»;
  • «Ты можешь добиваться того, чего тебе хочется»;
  • «Ты имеешь право на отдых и развлечения тогда, когда ты этого хочешь»;
  • «Ты имеешь право сам решать с кем, когда и сколько хочешь общаться»;
  • «Ты имеешь право выражать собственное мнение»;
  • «Ты можешь слышать других, но решать самостоятельно, что для тебя является правдой»;
  • «Ты можешь устанавливать свои личные ограничения и границы. И ты не должен нести ответственность за мысли, чувства и поступки других людей»;
  • «Ты имеешь право на ошибку. Ошибки нужны, они помогают нам учиться».

Эти и другие слова, которые хочется сказать своему внутреннему ребенку, вы произносите игрушке или стулу со своей фотографией. Если это игрушка, можно взять ее на руки, прижать к себе. Важно ощутить к внутреннему ребенку те чувства, которые испытываете при виде своего любимого человека: тепло, расслабление, нежность, умиление. Таким образом будет происходить контакт с внутренним ребенком — через ощущения и чувства.

Перейти к следующей статье ➯ Проживание горя и утраты привычной жизни

Вернуться к предыдущей статье ➯ Дефицит конструктивной агрессии 

Об авторе
Ирина Созонова
-->