Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Что такое КРОСС? Чем мы отличаемся от других?

Что такое КРОСС?

Чем мы отличаемся от других?

Попытаюсь сформулировать тот подход, которого мы придерживаемся в «КРОССе». А то, действительно, в голове понимание есть, а в письменной виде четкой концепции «Клуба КРОСС» не сформулировано. Получится, правда, чувствую длинновато, и маркетологи опять начнут жаловаться, что слишком длинно, и люди не будут читать так много. Коротко, боюсь, не получится, возможно, придется разделить на несколько постов.

Первое. Система знаний и методик.

Хотя мои маркетологи не в восторге от этого пункта, мол, людям это будет не очень понятно, и так многие центры личностного развития себя позиционируют, но начну все-таки с него. Речь идет о системе знаний и технологий, которые мы используем в «КРОСС».

Во-первых, у нас есть большое количество собственных, эксклюзивных, авторских разработок, которые касаются различных аспектов личностного развития человека.

Во-вторых, мы используем наиболее эффективные методики (на наш взгляд), выбрав лучшее из различных психологических направлений и технологий личностного роста.

Действительно, как-то туманно получилось. Хотя можно ознакомиться с материалами,размещенными на сайте, и самостоятельно сделать вывод, относительно нашего подхода в «Клубе КРОСС».

Второе. Системный подход.

Сейчас буду объяснять, что я под этим подразумеваю. Наверное, на формирование такого подхода оказало влияние медицинское образование. В медицинском университете нас учили, что есть лечение симптоматическое, когда мы пытаемся бороться с одним из проявлений заболевания, а есть этиологическое лечение, когда мы устанавливаем причину появления этого симптома и стараемся устранить причину, приведшую к развитию болезни.

Очень простой пример. Например, температура - это не болезнь, это симптом, которым часто сопровождаются различные воспалительные процессы. Температура может подниматься при тысячах заболеваний. И если только пытаться сбить температуру, то фактически мы будем пытаться устранить не причину, а следствие. Если температура вызвана, например, пневмонией, то снизив температуру, человеку на какое-то время станет легче. Но, т.к. причина не устранена, то через какое-то время температура поднимется снова, и человеку снова станет плохо.

Чтобы полностью избавиться от болезни, нужно работать не со следствием, а с причиной, то есть, лечить пневмонию, а, вернее, назначать препараты, которые будут бороться с бактериями, которые и привели к возникновению пневмонии.

Теперь переходим от медицины в плоскость психологии и личностного развития, т.к. здесь многие школы проповедуют симптоматический подход, но не подходят к решению проблем системно.

Схема довольно простая. Любой человек ставит перед собой цель и старается прилагать усилия по достижению этой цели. Есть силы, которые мотивируют человека к достижению данной цели. Это силы развития, или правильнее сказать мотивационные силы. И если бы у человека действовали только мотивационные силы, то он легко бы достигал поставленных целей.

А что мы видим на практике?

В реальной жизни мы можем наблюдать сплошь и рядом ситуацию, когда вроде и цель есть, и желание есть, а движения к цели нет. Что-то мешает, что-то сдерживает движение человека к поставленной цели. А оказывается, что есть силы сдерживания, которые, кстати, далеко не всегда человеком осознаются, и которые препятствуют продвижению к цели.

В итоге можно сформулировать следующее правило: уровень развития, на котором находится человек в настоящий момент, определяется состоянием динамического равновесия между силами развития и силами сдерживания. То есть, то место, которое в настоящий момент занимает человек, не является случайным.

Давайте приведем пару примеров

Возьмем довольно распространенную ситуацию. Наемный работник, которому надоела его работа. Ему не нравится зарплата, нет перспектив карьерного роста, работа превратилась в рутину. Он ставит перед собой цель, например, поменять работу, или начать свое дело. Он хочет двигаться вперед. Вроде бы цель есть. Желание вроде тоже, а почему тогда продолжает работать там, где работать не хочет, получать столько, сколько его не устраивает, выполнять тот функционал, от которого тошнит?

Ответ простой. Есть силы сдерживания, например, страх неудачи, неуверенность в своих силах, опасения, что новая работа окажется не лучше, или еще хуже. Эти силы сдерживания компенсируют силы развития, и человек остается там, где он был.

Другой пример

Девушка хотела бы, чтобы отношения с партнером в семье были построены на любви, уважении, взаимопонимании. Но, с другой стороны, для построения таких отношений нужно уметь высказывать свою точку зрения, отстаивать ее. Продолжать заниматься своим развитием, а не выстраивать свою жизнь вокруг партнера. Нужно любить и уважать себя, только так можно получить любовь и уважение от партнера.

Все вроде понятно. Но есть что-то, что мешает ей строить равноправные отношения. И снова, вроде цель есть, и желание есть, а в итоге партнер ведет себя по отношению к ней «по-свински». Опять же работают силы сдерживания, которые шепчут из подсознания, что не ерепенься, потерпи. Ведь, если начнешь говорить, что тебя устраивает, а что не устраивает, то он развернется и уйдет. А ты останешься одна. И кому ты нужна. А вдруг никого не найдешь. Терпи.

Но даже если терпение лопается, и она решает порвать эти отношения, то велика вероятность, что новые отношения будут копией старых. Ведь баланс между силами развития и сдерживания не изменился. А какой закон из этого следует, помните?

Ох, длинновато получается. Будут маркетологи ругаться.

Возвращаемся к схеме. В ней есть три элемента:

  1. Цели. Цели бывают свои и навязанные, хотя в большинстве случаев человек не понимает, что он ставит перед собой чужие цели.
  2. Силы развития. Сюда относятся два вида мотивации: мотивация избегания и мотивация достижения.
  3. Силы сдерживания. Неуверенность, страхи, сценарные механизмы, проблемы с самооценкой, старые модели мышления и т.д.

Первыми двумя компонентами, целями и силами развития, занимаются на так называемых мотивационных тренингах. Благо, таких тренингов нынче великое множество, даже появилось отдельное название - мотивационный тренер.

Обычно на таких тренингах рассказывают о том, как правильно ставить цели. Довольно часто рассказывают, какие цели являются правильными. Кто-то пользуется технологией SMART, кто-то, напротив, клеймит ее позором, но в итоге цели очень созвучны с теми, которые проповедуют ведущие эти тренинги. Сейчас, например, очень модными стали тренинги, типа «Три недели до 300 тысяч в месяц чистыми». Или «Миллион в месяц за полгода». Ничего не имею против данной суммы за такой период времени, хотелось бы еще увидеть в живую таких людей.

Потом идет эмоциональная накачка, направленная на силы мотивации.

  • Хватит сидеть и сомневаться.
  • Вперед!
  • Действовать!
  • Стань лидером!
  • Возьми ответственность на себя...

Подобных лозунгов можно написать еще на две-три страницы. И, самое главное, что они ведь верные. Ведь задача таких тренингов - «зажечь» народ. И, действительно, народ выходит с тренингов заведенный мотивированный. Готовый к действиям. И….

Справедливости ради нужно сказать, что есть люди, для которых вполне достаточно посетить мотивационный тренинг. В основном, это психологически созревшие люди, для которых мотивационный тренинг становится своеобразным «волшебным пендалем». Обычно у таких людей силы сопротивления не настолько сильны, поэтому получив дополнительную мотивацию на тренинге, они начинают движение к цели.

Но чаще бывает, что огонь в груди, раздутый мотивационным тренером, начинает угасать, и через две-три недели, остаются лишь воспоминания о том, как было классно на тренинге и после тренинга. А вот с движением к цели возникают проблемы. Точнее его просто нет. После тренинга была какая-то активность, а потом тут не заладилось, здесь не сложилось, и все вернулось к привычному ритму жизни.

Почему тухнет мотивационный огонь?

Человек, начиная что-то делать, начиная движение к цели, сталкивается со своими же силами сопротивления, которые не тормозят движение, либо это движение к цели проходит довольно тяжело.

Обычно, на мотивационных тренингах, механизмам, которые препятствуют развитию человека, внимание не уделяют. Культивируется мысль, что разбираться с причинами, почему мне тяжело дается движение к цели, что мешает, это удел нытиков и слабаков. Хотя силы сдерживания часто человеком не осознаются, но игнорировать их при работе над собой я считаю неправильным. В большинстве случаев, пока человек не поймет, что и почему с ним происходит, не прислушается к себе и не проработает механизмы сдерживания, хоть обмотивируйся, все равно изменения будут даваться тяжело.

Обратная сторона медали

Зато с силами сдерживания очень любят работать психологи, в особенности представители «чистых» направлений. Психоанализ, Гештальт, Символдрама и т.д. Правда, при таком подходе, я наблюдаю перекос в другую сторону. Что пока со всеми своими проблемами, страхами, неуверенностями не разберешься, ничего делать не надо, т.к. все механизмы, которые нами управляют, находятся в подсознании, а оно больше и важнее сознания. Так что пока всех тараканов из подсознания не изгонишь, вроде как и смысла нет к чему-то стремиться. Все равно подсознание назад затянет.

В итоге народ ходит на коррекционные мероприятия годами, прорабатывает фрустрации, отвязывается от родителей, нарабатывает аутентичность чувств, учится давать обратную связь, но к реализации и разработке жизненной стратегии даже не приступает. На мой взгляд, для многих психокоррекционная работа становится самоцелью и неким вариантом самообмана, когда человек сам себе объясняет, что, мол, я сейчас выведу самого последнего «таракана» из своей головы и тогда смогу приступить к постановке и достижению цели.

Опять же, хочу отметить, что есть люди, которым действительно есть смысл и все показания посещать психокоррекционные группы длительное время и для них важны не количественные, а качественные изменения.

Раз уж заговорили об изменениях, то нужно отметить, что они бывают двух видов. Количественные и качественные.

Количественные подразумевают изменения в жизни человека, связанные с появлением, либо увеличением какого-либо ресурса. Например, стало больше денег, увеличился круг общения, повысили по службе, создал семью. Количественными изменениями, как правило, занимаются на мотивационных тренингах.

Качественные изменения напрямую не связаны с изменением количества какого-либо ресурса. Эти изменения связаны больше с внутренним состоянием человека (например, стал более уверенным, меньше нервничает на работе), изменению отношений (наладились отношения в семье), изменению затрат для получения ресурса (зарабатывает столько же, но тратит на это меньше времени и усилий).

Качественные и количественные изменения связаны между собой. Например, если человек начинает больше зарабатывать, то он начинает чувствовать себя более уверенно. Верно и обратное: когда человек становится более уверенным он начинает больше зарабатывать. Как Вы понимаете, таких закономерностей можно привести великое множество.

И теперь я подхожу к тому моменту, ради которого мы разбирали всю схему.

Что такое системный подход, которого мы придерживаемся в «Клубе КРОСС»?

Мы считаем, что для человека важны и качественные и количественные изменения. Не важно, какие изменения будут вначале, либо они будут происходить параллельно. Поэтому мы в своей работе уделяем внимание всем элементам вышеприведенной схемы, что и обеспечивает системность подхода.

  • Чтобы человек ставил цели осознанно.
  • Чтобы цели были его собственные, а не навязанные родителями и социумом.
  • Чтобы человек прислушивался к самому себе, и мог сам определить, что и сколько ему нужно, а не гнался за чужими фантомами.
  • Чтобы у человека была сильная внутренняя мотивация достижения, не требующая постоянного внешнего стимулирования. Собственный драйвер роста, который у любого был очень сильным от рождения.
  • И чтобы внутренние механизмы не сдерживали развитие человека, тогда он сможет двигаться по жизни легко, а не находиться в состоянии постоянно борьбы с самим собой.

Третье. Автономность и независимость

Этот пункт скорее продолжение второго пункта. Когда человек начинает заниматься у психологов, коучей, либо специалистов по личностному росту, то вначале он рассчитывает на получение готовых рецептов. Для начала работы такая ситуация оправдана, но если рассматривать конечную цель работы человека над собой, то задача состоит в том, чтобы человек стал автономным. Мог сам ставить цели, сам принимать решения, сам в чем-то делать ошибки и сам их исправлять.

У меня много клиентов, которые уже не посещают регулярно занятия «КРОССа», потому что уже произошли и количественные, и качественные изменения в их жизни. И мне нравится, что обращаясь с просьбой о консультации, они обычно имеют свой вариант решения проблемы, свой анализ ситуации, и нам остается только обсудить различные варианты решения проблемы и вместе найти оптимальное решение.

Обретение автономности и независимости, в том числе и от «КРОССа», и есть одна из основных задач нашей работы.

Четвертое. Новый уровень мышления.

В продолжение предыдущего пункта. Чтобы получить автономность и независимость, необходимо в корне изменить уровень мышления. Выйти за рамки привычного мышления. Это приводит в итоге к изменению мировоззрения в целом. Просто это мировоззрение зрелого, самостоятельного человека.

 

Перейти к следующей статье ➯ Принципы и ценности клуба КРОСС 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Жизненные позиции 

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.
-->