Воспитание. Вступление
Вначале хочу объяснить почему, я, Литвак Михаил Ефимович, врач психиатр высшей категории, психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент РАЕН, кандидат медицинских наук, автор более 25 книг, посвященных проблеме общения и различным аспектам психиатрии и психологии, решил вдруг заняться проблемами воспитания детей.
Цель этой серии статей о воспитании - привлечь к проблеме внимание лиц, заинтересованных в развитии России и в проведении необходимых реформ, которые помогли бы вывести страну на тот передовой уровень, который она достойна занять в соответствии со своими природными и людскими ресурсами
Полагаю, что стоит меня выслушать вот почему.
Во-первых, мне уже ничего не нужно от государства. У меня есть жена, два взрослых, материально обеспеченных сына, четыре внука, дом, квартиры для каждой семьи и машины. Мои книги разошлись тиражом более двух миллионов экземпляров. Гонорары от этих книг и выступлений позволяют мне безбедно существовать, тем более что я еще получаю и пенсию. Мне уже почти 70 лет. Я занимал достаточно высокие должности. Так что и карьерный рост мне не нужен. Но мне хочется увидеть свою страну сильной, богатой и счастливой. Я сам делаю в этом плане то, что могу. Однако лет мне уже достаточно много. Хотелось, чтобы превращения в государстве шли быстрее, чтобы я увидел все это собственными глазами. Думаю, что внедрение этих идей в более широкую практику поможет решить данную задачу.
Работая в клинической психиатрии и психотерапии более 30 лет, я был на вершине, а может быть, в яме, где концентрируются все несчастья, где люди, не умирая, попадают в ад. А для выхода из этого состояния, оказывается, не нужно никаких особых капитальных вложений. Необходима лишь добрая воля и некоторое количество энтузиастов. Как практикующему врачу, мне было видно, что при правильном воспитании люди и не попадали бы в столь плачевную ситуацию. Не надо было бы оперировать желудок и сердце, если бы люди могли строить продуктивные теплые деловые отношения в процессе трудовой деятельности и в семейной жизни, резко возросла бы производительность труда. Идея профилактического воспитания захватила меня полностью, и кое-что я уже сделал. Полученные результаты доказывают эффективность такого подхода.
Поводом для этих тезисов послужило внимание Президента РФ и правительства к подрастающему поколению, что вылилось в закон, материально поощряющий рождение второго и последующих детей. Теперь бы еще их и правильно воспитать, чтобы потом не нужно было бы перевоспитывать. Ведь важно не только количество детей, но и их качество. Если не реформировать систему воспитания, то я думаю, что эффективность мер, поощряющих рождение, может в результате свестись к очень низким показателям, если не к нулю.
Если воспитание подрастающего поколения начать с воспитания воспитателей, то есть будущих мам и пап, обратить внимание на воспитание во внутриутробном периоде, использовать современные достижения педагогики и медицины в первые пять лет жизни, то уже с шести-семи лет ребенка можно будет вовлекать в производственную деятельность и учебу так, чтобы уже к окончанию Вуза будущий специалист мог защитить не только диплом, но и кандидатскую диссертацию и не нуждался бы в «предпродажной» подготовке в виде целой системы специализаций.
Хочу сразу же сказать, что такая система уже создана, успешно работает, но не массово, а в виде отдельных случаев. (Это я, мои ученики и пациенты, ученики моих учеников, читатели моих книг, которые использовали мои методы для улучшения качества своей жизни.) Правильное воспитание привело бы к тому, чтобы человек оканчивал только один вуз, что сразу же оказало бы существенный материальный эффект. Среди тех, кто ко мне обращаются за помощью, не более 20% работают по специальности, полученной в первом учебном заведении. Не лучше бы было так воспитать человека, чтобы он в своей профессии провел всю творческую жизнь? Ведь нет неинтересных профессий, есть малоквалифицированные специалисты-педагоги, которые не могут увлечь студента своей профессией.
Но начну сначала.
Начиная с 1980 года, когда мне было 42 года, и сам я находился в критическом состоянии, я заинтересовался проблемой лечения неврозов. Слово знакомое всем. Хочу дать научное понятие.
«Неврозы - это психогенные (конфликтогенные) заболевания, которые развиваются при нарушении значимых отношений личности и проявляются специфической психопатологической симптоматикой и соматовегетативными расстройствами».
Конфликты обычно бывают в двух местах - семье и на работе. Наиболее тяжкие конфликты возникают в семьях. Поэтому разберем производственный конфликт как более простой. Обычно это конфликт между подчиненным и начальником. Побеждает начальник. Подчиненный, выйдя из кабинета в подавленном и даже депрессивном состоянии, должен восстановить свое психическое состояние.
И начинается внутренняя длительная мыслительная, но бессмысленная работа, которая называется умственной жвачкой, и продолжается до тех пор, пока обиженный мысленно не одержит победу над свои начальником. («Мне надо было ему сказать так, он ответил бы мне так, а потом бы я сказал так, а уж после того как сказал вот так, крыть бы ему было нечем. Тут бы я его и взял!»). Иногда эти рассуждения продолжаются несколько минут, иногда часами. Продуктивность в работе падает. Этот мыслительный процесс может проходить и на улице, и тогда невротик может попасть под машину.
Наукой доказано, что травмы чаще получают невротизированные люди. Эта умственная «жвачка» продолжается часто и дома. Начинаются неприятности в семье, где он может дать выход своему гневу. Иногда эти размышления продолжается часами и ночью. К неразрешенному производственному конфликту присоединяется семейный. (Я здесь описал коротко проявления невроза - навязчивые мысли, подавленность, бессонницу, раздражительность, вспыльчивость, сексуальные нарушения.)
Утомленный, раздраженный и невыспавшийся невротизированный человек делает ошибки, получает очередной выговор от начальства. Рано или поздно он заболевает и попадает в больницу, где при помощи лекарств, гипноза и аутогенной тренировки, ему улучшают состояние, но не учат правильно вести свои дела в семье и на производстве.
Выйдя на работу и возвратившись в семью, он попадает в прежнюю конфликтную семейно-производственную атмосферу, которая опять приведет его в стационар, не всегда в психотерапевтический. Дело в том, что эмоциональная напряженность, попытка держать себя в руках или справиться с ситуацией могут привести к развитию психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, атеросклероз, язва желудка, бронхиальная астма, инфаркт миокарда и др.). По этим заболеваниям он может получить и инвалидность. Будучи много лет консультантам терапевтической клиники я убедился, что 65% процентов этих больных нуждаются не столько в медикаментозном лечении, сколько в психологической помощи.
В состоянии выраженного аффекта некоторые совершают преступления или самоубийство. Другие люди постоянное эмоциональное напряжение пытаются снять приемом алкоголя и наркотиков, попадая в еще худшее положение, чем у них было. Общий корень неврозов и алкоголизма показывают и следующие цифры. Уровень неврозов в ХХ веке вырос в 20,4 раза, алкоголизма в 20,2, а других психических заболеваний в 5-6 раз (Петраков Б.Д.).
И когда мы стали лечить больных неврозами не таблетками, гипнозом или аутогенной тренировкой, а стали обучать их психологически грамотно вести свои дела. То есть перестраивать структуру своей личности, то наступили истинные выходы из невротического состояния. Койко-день снизился с 35 до 18, количество принимаемых лекарств уменьшилось вчетверо, практически прекратились повторные поступления.
Но самое главное - улучшилось качество жизни.
Выздоровевшие стали получать повышения по службе, принимать участие в политической деятельности. Успехи ошеломляли самих участников этой программы. Начиналось неожиданное для них продвижение по службе, хотя им было уже по 40-50 лет, и они уже потеряли надежду на карьерный рост. Они стали защищать диссертации, писать книги, сочинять стихи, строить себе дома и многое другое, чего сами от себя уже не ожидали. Улучшилась сексуальная жизнь и любовные отношения.
Поэтому к обучающим общению тренингам были присоединены занятия по психологии управления и ораторскому искусству. Весь этот опыт обобщен в моих книгах «Если хочешь быть счастливым», «Анатомия конфликта», «Как узнать и изменить свою судьбу» и др. и в докторской диссертации «Методы ресоциализации в условиях социокультурной неопределенности»).
Далее мы обратили внимание, что задолго до развития невроза у будущих пациентов были такие признаки невротизма, как застенчивость, обидчивость, зависть, жадность, злобность, мстительность, расточительность и др. И мы стали проводить работу не с теми, кто уже заболел, а с теми, кто еще не успел заболеть. Это была более трудная, но и более благодарная работа.
Мы создали клуб КРОСС (Клуб Решивших Овладеть Стрессовыми Ситуациями), и к нам приходили уже лица, которые были просто недовольны своей жизнью. Клубы практически стали кузницей кадров. Большое количество людей стали директорами, защищали диссертации, получали повышения по службе. Некоторые даже возвращались в Россию после нескольких лет пребывания за границей. Но все это были люди с признаками невротизма, получившие неверное воспитание, и основная работа с ними велась по принципу коррекции ошибок воспитания, то есть возвращению к самому себе.
В 1986 году я с группой сотрудников под руководством проф. Б.Д. Петракова проводил исследование распространенности невротизма среди населения. Было обследовано до 2000 сотрудников завода Ростсельмаш и столько же зерносовхоза «Гигант». К нашему удивлению, уровень невротизма был почти одинаков как в сельской местности, так и городе (более 85%). В будущем практически все они заболели. В наше время уровень невротизма, думаю, не снизился.
И у нас возникла мысль найти или разработать такую систему воспитания, которая не приводила бы к развитию невротизма, а затем к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Изучение этой проблемы привело нас к убеждению, что воспитать таких детей могли бы только те, которые сами не имеют признаков невротизма. Таковых мы нашли среди тех, которые прошли наши курсы по перевоспитанию самих себя или посещая наши клубы, либо кружки еще в студенческие годы, или используя литературу.
Поэтому мы имеем некоторое количество детей, которые были воспитаны без «лесов» всевозможных ненужных ограничений. Беременность и роды у этих женщин проходили без осложнений. Они до самых родов сохраняли полную работоспособность. Роды проходили безболезненно, а у некоторых с оргазмом. Рожденные ими дети уже к году становились опрятными, ходить многие начинали в 10 месяцев, а в трудовой деятельности принимали участие уже с 5 - 6 лет. Можно привести и другие примеры.
По нашим представлениям, после 5 лет процесс воспитания заканчивается, ибо к этому времени складывается система отношений, формируется характер (отношение к себе, близким, людям вообще и к труду). Если хоть в одной из этих позиций формируется отрицательное содержание, то все силы уходят не на прогресс, рост и продвижение, а на стремление удержаться на табуретке, у которой не хватает одной или двух ножек. Отсюда и все невротические черты, описанные выше. Человек уже идет, не продвигаясь вперед, а по кругу. Он попадает в сценарий, играет одну и ту же пьесу, пока не наступает печальный финал.
В первые годы это не очень заметно. Декомпенсация начинается уже в школе, которая как проявитель выявляет дефекты неверного воспитания первых пяти лет жизни. Конечно, если бы в школе были психологически грамотные учителя, владеющие техникой перевоспитания, то они с легкостью могли бы исправить дефекты воспитания первых 5-6 лет жизни, точно так же как легко выправить искривленное молоденькое деревце. Но если это не удается, то в критические моменты жизни (18 лет, 23 года, 28 лет, 33 года, 45 и 60 лет) человек неизбежно попадает в критические обстоятельства, из которых выходит искореженным, больным или просто гибнет.