Воспитание – важный процесс, в котором нужно учитывать множество нюансов. Любое воздействие взрослого на ребенка дает отклик. Какой он будет, положительный или отрицательный, зависит от того, что родители закладывают в малыша, а также от его характера и особенностей.
Ребенок может проявить следующие реакции:
- адаптацию;
- протест;
- свободный выбор.
Адаптация представляет собой «подстраивание» ребенка под ожидания взрослых. Такие дети обычно послушные и воспитанные, что устраивает родителей и окружающих, но негативные последствия поведения есть, о чем мы поговорим дальше.
Протест представляет собой ситуацию, когда ребенка просят что-то сделать, а он делает все наоборот. Причем, родители могут приказывать, командовать и т. д., но малыш категорически отказывается это выполнять.
На мой взгляд, основной целью воспитания должно быть стремление научить ребенка делать свободный выбор. Иначе говоря, он должен сам знать, как поступить в той или иной ситуации, и уметь нести ответственность за свой выбор.
Адаптация «хороший ребенок»
Адаптация – это стремление соответствовать требованиям и ожиданиям родителей. Причем, очень часто ребенок продолжает подобное поведение даже тогда, когда взрослые уже ничего от него не требуют. В его голове уже есть свод определенных правил, которым он стремится следовать.
Когда ребенок вырастает, он становится «адаптивным» взрослым. Такой человек стремится соответствовать чужим ожиданиям, постоянно ждет одобрения, что влияет на его самооценку. Наверное, в любом трудовом коллективе можно встретить подобных людей. Они редко проявляют инициативу, выполняют то, что им поручат, но не более. Такие люди являются хорошими исполнителями, а руководителями они практически никогда не становятся. Им трудно осознавать свои цели, они не могут формулировать желания.
При адаптации происходит негативная деформация различных сфер личности ребенка. Так, в первую очередь изменения касаются эмоциональной сферы. В итоге происходит следующее:
- деление эмоций на «правильные» и «неправильные»;
- запрет на проявление агрессии;
- запрет на проявление чувств;
- подмена собственных интересов ребенка.
Классическим примером считается ситуация в магазине, когда ребенок хочет шоколадку (игрушку, мороженое и пр.), а мать ему не покупает. Малыш злится, подходит к матери и ударяет ее. Нетрудно догадаться, что происходит дальше – за подобное поведение ребенок будет наказан. С одной стороны – он не причинил особого вреда, но с другой – большинство родительниц делает из этого страшную трагедию. На самом деле следует помнить, что агрессия – это нормальное чувство, проявлять которое не стыдно (в разумных пределах). Важно также помнить, что гнев – это, в первую очередь, защита своих границ и интересов, проявление ребенком активности.
Некоторые родители задают вопрос, почему их сын или дочь ничего им не рассказывают, особенно, это касается подростков. Скорее всего, этот ребенок когда-то получил негативную реакцию от взрослых на его откровения. В следующий раз он предоостережется делиться сокровенным и, скорее всего, отгородится от родителей.
Маленькие дети мотивированы интересом. Основная задача взрослых должна состоять в том, чтобы не потерять это. У «адаптивных» детей родители подменяют их желания на собственные. Примером является подавление активности малыша. Так, ребенок хочет бегать, а родители не разрешают ему это, ведь для них это неудобно. В итоге желания малыша вступают в конфликт, что приводит к внутренним противоречиям. Родители, заменяющие желания ребенка на свои, постепенно убивают у него мотивацию. Результатом становится то, что он перестает сам понимать, чего хочет, ведь ему гораздо проще выполнять желания взрослых.
В мотивационной сфере тоже происходят отрицательные изменения:
- доминирует мотивация избегания,
- трудно начать что-то делать для себя;
- важно делать для кого-то.
Все эти деформации мотивации являются признаками задавленного интереса.
Изменения в когнитивной сфере приводят к тому, что происходит:
- алгоритмизация мышления,
- ребенку трудно думать самостоятельно,
- поиск готовых ответов (в основном, однополярных).
Деформации затрагивают и волевую сферу. Ребенку становится трудно принимать решения. Он находится в постоянном поиске людей, которые будут думать за него и говорить, что делать. Нередко появляются проблемы с реализацией плана.
Большинство родителей считают, что одна из основных задач воспитания – получение ребенком положительного опыта. Это понятно, так как нам проще дать готовое решение. Но, на мой взгляд, получение отрицательного опыта гораздо важнее. Единственное, чего следует придерживаться, этот опыт должен быть контролируемым.
Когда-то у меня спросили «Какое из решений вашего отца коренным образом повлияло на вашу жизнь?». Интересно, что я задумался, но так ничего и не вспомнил, так как ни одного готового решения я не получал. В результате у меня нет страха принятия решения. Если же ребенку с детства не прививался навык принятия решений, то ему будет сложно в будущем. Ярким примером являются детские болезни. Малыши переносят такие недуги, как корь, ветрянка и пр., достаточно просто. Но вот у взрослых, заразившихся таким заболеванием, вполне могут появиться осложнения.
Протест
Протест можно кратко охарактеризовать как:
- тенденцию противодействовать любому внешнему воздействию;
- стремление сделать все наоборот.
Адаптация и протест являются «звеньями» одной цепи. Иначе говоря, это два конца одного механизма, завязанного на самооценке, на самоощущении собственного «Я».
Протест чаще всего возникает, когда ребенка продавливают, но он пытается отстоять свою позицию. Например, многие сталкивались с таким моментом, когда провинившихся школьников заставляют извиниться в классе перед всеми. Существуют дети, которые это делают, несмотря на отрицательные эмоции, которые у них просыпаются. Но существует и другая категория школьников, которые просто молчат. Обычно это один-два человека, не реагирующие ни на угрозы, ни просьбы учителей. Это и есть протест. Ребенок понимает, что если начнет извиняться, то будет чувствовать себя противно, мерзко, и не приемлет подобного. Особенно в случаях, когда считает себя невиновным.
Адаптация в подростковом возрасте часто сменяется на протест. В этот период сила адаптивности отпускается, и маятник перегибается в сторону протеста. Если все проходит более-менее гладко, то со временем такие дети останавливаются где-то на середине.
Свободный выбор
На приведенном примере про школьников можно говорить и о свободном выборе. Он заключается в том, что ребенок может делать то, что хочет, и это никак не будет связано с его самооценкой. Он просто сделает то, что выгодно для него. Школьник может извиниться или, наоборот, промолчать, но это будет его решение, которое выгодно для него в данный момент.
Что определяет тип реакции ребенка на воздействие?
- генетика;
- темперамент;
- сила и регулярность воздействия.
Необходимо помнить, что применяя в воспитании определенное воздействие, мы обязательно получим какой-либо результат, а какой он будет, зависит от различных факторов. Стандартных решений нет, ведь все дети разные. Поэтому очень важно смотреть на реакцию ребенка в той или иной ситуации, чтобы вовремя скорректировать его поведение.