Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
14.02.2017
485
Право на безусловную любовь

Это право для каждого человека реализуется уже в раннем периоде жизни. Начинается этот период со второго триместра беременности (см. предыдущую статью) и заканчивается примерно в три месяца. Мы с вами будем знакомиться с 7-ю периодами развития, между ними нет четких временных границ, и один период обычно пересекается с предыдущим и последующим. Сейчас речь идет о самом первом периоде жизни.

Основное содержание этого периода развития фокусируется вокруг процесса существования. Ребенок приобретает опыт существования и принятия, в основном матерью и семьей, а также миром в целом. Ребенок переживает и оценивает безопасность существования физически, эмоционально и психологически: насколько он любим и желанен, насколько внимание и забота о нем постоянны и надежны.

Это чувство быть желанным и принятым глубоко запечатлевается в ребенке и на физическом уровне (включая его пол), и на личностном уровне или уровне чувства самости (селф), и на уровне духа и души.

Этот отпечаток (импринт) формирует базовую концепцию себя, из которой развивается личность.

И если в этот период происходит какое-то травматическое для ребенка событие, неважно на ранней или поздней стадии беременности или во время родов, оно переживается ребенком, как угроза жизни. И это может впоследствии привести его к чувству небезопасности жизни и недоверия стабильности реальности.

Как ребенок реагирует?

В первые три месяца происходит невероятный процесс формирования всех основных органов. И первые движения ребенка носят глобальный характер: он раскрывается приятным стимулам и скручивается, изгибается от стимулов вредных и неприятных.

В следующие шесть месяцев зародыш быстро развивается и растет, пространство матки постепенно уменьшается. Ребенок уже может двигать головой и руками. У него развивается рефлекс вздрагивания (вытягивание головы и шеи в ответ на внезапные неприятные стимулы). Сильная небезопасность физического и эмоционального происхождения приведет к постоянному состоянию тревоги или блокированию рефлекса вздрагивания, что позже может проявиться в сильном напряжении или, наоборот, отсутствии тонуса подзатылочных мышц.

А в каком состоянии ваши подзатылочные мышцы и сухожилия? Попробуйте, есть ли болезненность при нажатии? Сильное сжатие мышц в этом месте или отсутствие сокращения некоторых мышечных волокон, могут вызывать болезненность и указывают на проблему установления чувства безопасности существования.

В третьем триместре ребенок еще больше начинает реагировать на события, происходящие в жизни матери. Беременная женщина меняется физически, она все больше осознает, что внутри нее есть другая жизнь. С момента имплантации мать и зародыш химически и гормонально связаны, ее эмоциональное состояние и реакции на свою беременность, на чувства других людей по поводу ее беременности передаются зародышу через ее энергетическое поле, через пуповину, а также через тончайшие изменения ее телесных и двигательных ритмов.

В целом во время внутриутробного развития, часть нервной системы ребенка, отвечающая за возбуждение, уже активна, в то время как отвечающая за торможение часть еще не активизирована. Основными физическими структурами, которые могут играть роль в торможении, здесь являются соединительные ткани (фасции, связки, сухожилия). И еще матка, пространство в которой постепенно сужается.

Если стресс случается во втором триместре беременности, то защитная реакция ребенка заключается в изъятии энергии из мышц и с периферии и перебрасывание ее в голову и позвоночник. Такое расщепление энергии уменьшает чувство тревоги, боли и отчаяния ценой отказа от связи с матерью (миром).

Взрослые описывают такой опыт, как переживание нежеланности, нелюбви, ощущение того, что мир не является радушным и гостеприимным. Такой человек покорно живет, не желая участвовать в жизни в полной мере. Такие люди чувствуют свою небезопасность в ситуациях с высокой эмоциональной заряженностью, они избегают эмоциональных контактов с другими людьми и живости в целом.

Вам знакомы такие люди?

Они как-бы бегут из своего страдающего тела в относительную безопасность и спокойствие мира разума. Они часто испытывают страх и у них бывают проблемы с реализацией своих нереалистичных идей.

Если первые шесть месяцев были достаточно спокойными для ребенка и у него сформировался отпечаток опыта хорошего мира, то стресс на поздних стадиях может привести к смещению энергии из головы в тело, мышцы, кожу.

Таким людям необходим постоянный эмоциональный контакт с другими людьми, они очень хорошо чувствуют эмоции в своем теле, им отчаянно нужны отношения и включенность в этот мир. Они энергичны, живы, деятельны, но расстраиваются и злятся, если человек, который с ними общается, немногословен и постепенно увеличивает дистанцию.

В стрессовых ситуациях способность к ясному мышлению у них ослабевает.

А к какому типу людей вы можете отнести себя?

Это мы будем выяснять на курсе «Тело и характер. Психологическое значение мышц». А также будем учиться находить здоровую середину и тренировать ее через мышцы.

Перейти к следующей статье ➯

Вернуться к предыдущей статье ➯ Тело и характер. Психологическое значение мышц 

                                                    Курс по теме ⇩⇩⇩ 

Об авторе
Ирина Созонова
Тренер клуба КРОСС, телесно-ориентированный терапевт