Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Пройти курс бесплатно!
29.05.2018
144
4 свойства звука на каждый день

Звук как попытка завладеть контролем над ситуацией

Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова,
И у кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало,
И закружилась голова.

И. А. Крылов

Замечали ли вы когда-нибудь, как мы поем? То есть, что мы делаем такого уникального голосом, что отличает наше пение или нашу разговорную речь от разговора или пения другого человека?

Почему я говорю про пение? Потому что сравнивая музыкальные звуки легче найти те самые отличия, которые помогут нам понять, что делает наш голос уникальным и привлекательным или, наоборот, отталкивающим для собеседника.

Итак, представим себе музыкальный звук. Любой. Который можно сыграть, например, на рояле. Вот открываем крышку, смотрим на клавиши, выбираем. Представили? Вот, например, взгляд наш упал куда-нибудь на середину клавиатуры, и мы сыграли какой-то звук. Послушали. Что мы слышим? Пока непонятно. Правильно. Нет точки отсчета. Нужно ведь с чем-то его сравнить. Тогда представляем, как бы мы сыграли еще один звук. Другой. Где-нибудь подальше, в конце клавиатуры, слева или справа от центра, ближе к ее краю. Чем эти два звука будут в первую очередь отличаться?

1. Они будут отличаться высотой. Есть ведь звуки высокие и низкие, и средние. И голоса у людей тоже бывают низкие (мужские) и более высокие (женские), а у детей они еще выше, звонче. Более того, голос одного отдельно взятого человека тоже имеет определенный диапазон от более низких к более высоким звукам, и это связано с использованием интонаций. С помощью интонаций мы задаем движение голосовой линии вверх или вниз в пределах физиологически допустимого для нас промежутка высот. Так, играя голосом с помощью интонаций, мы создаем вопросительные, восклицательные или утвердительные предложения.

А как высота, на которой находится звук, связана с его частотой? И тут на помощь нам опять придет рояль. Механика рояля молоточковая. Если мы коснемся пальцем любой клавиши, то в движение придет струна, по которой ударит молоточек. И то, с какой скоростью она будет колебаться, даст точность ее частоты. Физически выраженной в единицах, называемых герцами. Весь объем доступных определенному человеческому голосу частот будет являться его диапазоном, о котором мы говорили выше.

Чем большее количество интонаций доступно голосу, тем большей пластичностью и эмоциональность он может быть окрашен. Но нельзя перебарщивать с интенсивностью наполнения голосам различными интонациями, иначе он будет восприниматься как истеричный.

2. Следующее свойство, без которого наш звук не был бы звуком, плавно вытекает из первого, и связано с громкостью нашего высказывания. От того, насколько громко или тихо мы «нажимаем» на голос, будет зависеть, услышат ли нас собеседники и захотят ли нас слушать вообще, если амплитуда нашего голоса будет для них некомфортной. Да и всем знакомо неприятное ощущение от слишком громкого собеседника, от которого «звенит в ушах». Некомфортность связана с силой воздействия звуковой волны на нашу барабанную перепонку и силой вибрации того сигнала, который поступает в мозг, на наши нервные окончания. Как в приведенном выше эпиграфе, самое легкое, чем мы можем в таком случае отделаться, это треск в ушах и головокружение.

3. Усиливать или ослаблять эти головокружительные и трескучие эффекты можно с помощью третьего фактора – длительности воздействия. Мы можем повлиять на степень раздражителя продолжительностью звучания. Можем чередовать короткие и длинные. Или, например, делать паузы. Чтобы осчастливить собеседника внезапно наступившей тишиной.

4. И, наконец, четвертый фактор. Благодаря ему существует огромное множество непохожих друг на друга звуков даже при условии, что мы произносим их одинаково высоко, громко и длинно. Что будет их при этом отличать и делать уникальными? Представьте, как бы они звучали на рояле, а теперь на флейте или контрабасе. Или на трубе. Отличать эти звуки при соблюдении трех первых условий будет только одно свойство – окраска. То есть тембр. То, что будет влиять на выразительность содержания звука. Так, и тембр человеческого голоса может быть бархатистым, мягким, резким, колючим и так далее, придавая звуку особые, присущие только ему уникальные краски.

Все эти четыре фактора и их правильное сочетание помогает нам влиять на впечатление, которое мы производим при общении с другими людьми. Удерживая звуки своего голоса в гармоничном балансе, то есть, не разбрасывая интонации, но и не монотонно, не усиливая давление тоном, но и не пассивно, не говоря длинно и много, но и не прерывисто, соблюдая тембровое единство, мы можем создать благоприятное впечатление от разговора, или хотя бы оставить приятное послевкусие после него. Ведь, как правило, никогда не знаешь при окончании переговоров и закрывая за собой дверь, в какие именно из них еще предстоит зайти.

Об авторе
Евгения Федяшева
Тренер КРОСС, специалист по постановке голоса, ораторскому мастерству и переговорам.