Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Роль голоса в нашей жизни

Роль голоса в нашей жизни

Случалось ли вам чувствовать беспомощность в ситуации, когда теряешь голос и не можешь нормально разговаривать? Или когда по телефону необходимо убедить человека в чем-то очень важном? 
Приходилось ли вам наблюдать, как содержательная речь и безупречный вид докладчика вдребезги разбивались о неуверенный дрожащий голос и такую же подачу материала? Примеров можно привести множество, но объединяет их одно — важнейшая роль голоса во всех ситуациях.

С голосом мы проходим весь жизненный путь. Первое, что делает младенец, появившись на свет, — кричит, транслируя таким образом: «Я есть!», он заявляет о себе. Получается, что первым с человеком появляется голос, благодаря которому запускается дыхание. В первые месяцы жизни у младенца есть только карта его собственных ощущений, и мир он познает в том числе через слух. Благодаря ему ребенок узнает, где находится мать. То есть, слух является навигатором для ориентации в пространстве, а голос — важнейшим инструментом для выживания, связи с матерью и миром. С самого начала слух и голос неразрывно связаны, они союзники. В дальнейшем голос продолжает влиять на нашу судьбу: и в профессии, и в повседневной жизни. 

С помощь различных интонаций голоса, например, в переговорах можно предотвратить конфликт. Это эффективно и связано с подстройкой под собеседника. Управляя дыханием и голосом, можно снизить конфликтный, агрессивный тон человека и перевести разговор в позитивное русло. 

Голос — важнейший инструмент и индикатор в общении. По нему можно считать эмоции человека и предположить, в каком состоянии он находится. Если, к примеру, у говорящего визжащий и взвинченный голос, такие характеристики мы будем приписывать и ему самому. Конечно, мы не узнаем причину: то ли это волнение, то ли банальная простуженность, — но состояние считываем. И потом будем вести себя с человеком соответствующе. Напротив, грудной голос и правдивые, искренние интонации вызывают доверие. Отсюда стремление многих людей понизить свой голос.

Конечно, здесь нельзя сбрасывать со счетов возраст: чем моложе человек, тем тоньше он говорит. Причина — в физиологии голосовых связок. Также это зависит от комплекции: глупо требовать от худенькой миниатюрной, как фарфоровая статуэтка, девочки, чтобы она голосила и басила, как атаманша в мультике «Бременские музыканты», которую, кстати, озвучивает мужчина. То есть, низкий голос — это физиология, умноженная на разработку определенного регистра. Чем больше мы пользуемся грудным регистром, тем ниже звучим. Если тело поделить на сегменты, то низкий голос будет жить в более низком сегменте, чем высокий, мультяшный, которым мы говорим из головы. Чаще обладатели низкого голоса — мужчины. Но и женщине, если есть желание, можно говорить ниже, медленно и успокаивающе, с колыбельными материнскими интонациями. Если будете практиковаться, то вы придадите своему голосу грудное звучание, даже будучи тоненькой и стройной девушкой.

Но вернемся к теме значения голоса в жизни. У Михаила Литвака есть замечательная книга «Если хочешь быть счастливым». Когда я попросила автограф, он написал: «Будь ею». Мне кажется, в этом главный секрет. Если мы успешны, то заявляем о себе в том числе и с помощью голоса. Как в момент рождения. То, какой у нас голос: требовательный, сильный, уверенный, — то, какое желание мы транслируем через него, — всё это и есть свидетельство нашего самоощущения. 

Голос — точный индикатор нашего внутреннего состояния. Он может быть тусклым, сиплым, уставшим или уверенным и энергичным. Он может меняться в течение дня. И в наших силах управлять этими процессами. Когда слух достаточно натренирован, мы слышим изменения в голосе и можем настроить себя на нужный лад. Михаил Ефимович рассказывал, как моделировать эмоции. Аналогично мы можем управлять и настроением через голос. Мы подобны музыкальным инструментам, которые сами себя могут настраивать.

Какие методики существуют для настройки своего инструмента — голоса?

Давайте представим, что мой голос — это скрипка. Как я могу за ней ухаживать? Прежде всего, необходимо держать ее в футляре, им для голоса является наше тело. То есть, важно заботиться и о нем. Саму скрипку нужно беречь, периодически открывать и проветривать, протирать тряпочкой, соблюдать температурный режим. Эти методы доступны каждому. Как мы можем беречь свой голос? Прежде всего, придерживаться режима — не перетруждать его, использовать практику молчания и выделять время в течение дня для внутренней артикуляционной гимнастики. Есть такое упражнение, когда входишь в состояние истинного молчания — то есть останавливаешь внутренний диалог. Таким вещам можно научиться у специалиста, а потом уже пользоваться ими самостоятельно: систематически и методично. Только тогда можно ждать результата

Но самый главный секрет успеха — в принятии своего голоса. Часто человек им недоволен, ему не нравится, как он звучит в записях, которые, кстати, сильно его искажают. Об этом нужно помнить. На семинарах мы с учениками играем с голосом, узнаем, на что он способен — занимаемся самоисследованием. Например, выполняем упражнение «Динозаврик», рисуем его голосом: От высоких нот — его шея и до низких — туловище и лапы. Даже таким нехитрым способом можно познакомиться со своим голосом, узнать границы его возможностей. Когда голос начинает раскрываться, проблема того, что он не нравится, отходит на второй план.

Когда я знакомлюсь со своим голосом и интересуюсь им, он как неотъемлемая часть меня, начинает отвечать взаимностью. И если я его принимаю и люблю, то какое чувство мой внутренний голос будет посылать в ответ? Исходя из внутренней доброжелательности к самому себе, мы обогащаем голос самыми яркими красками, которые транслируют миру наши открытость и позитив. Это довольно длительный двусторонний процесс, который связан и с нашей самооценкой.

Когда делаешь дыхательные упражнения, занимаешься артикуляцией, дикцией, добавляешь силу звучанию... — таким образом через голос ты формируешь и уверенность в себе. Безусловно, процесс познания голоса и управления им влияет на самооценку положительно. Всё взаимосвязано. Часто на занятиях слышу: «Ого! Вот что, оказывается, я могу!» То есть, самооценка идет вслед за теми голосовыми возможностями, которые мы открываем.

Чаще всего ко мне обращаются люди, у которых нет цели петь как Энрико Карузо или Николай Басков, — они просто хотят овладеть своим голосом, так как в их работе он является непосредственным инструментом. Это и директора, и руководители организаций из разных регионов. Это и менеджеры, которые боятся выступать публично с теми же докладами, и ведущие переговоров. 

Какие еще возможности есть для овладения своим голосом? Я часто задумывалась, как помочь его развить другим людям. Тем более, развитие слуха помогает в работе с голосом, так как все психические процессы управляются головным мозгом и взаимосвязаны... Тогда я стала работать по методике «Интеллектуальное сольфеджио», где главный принцип — управление слухом через интеллект. Это еще один эффективный способ овладеть своим голосом.

Помимо занятий и тренингов я реализую авторский проект «Поющие сердца», который появился на свет в январе этого года, на новогоднем семинаре Михаила Ефимовича. Сегодня «Поющие сердца» объединяет участников не только из разных городов России, но и из Китая и Барселоны. На группах мы также обсуждаем самые разные вопросы, связанные с постановкой голоса и проработкой наших голосовых навыков и, конечно же, поем. Причем петь начинают даже те, у кого это никогда не получалось.

Имея больше тысячи выпускников за 20 лет педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, что люди, которые никогда не умели петь, но очень хотят, могут этому научиться. Слух и голос тренируются, как мышцы. Препятствий нет, если есть желание.

Вернуться к предыдущей статье ➯ 4 свойства звука на каждый день 

Об авторе
Евгения Федяшева
-->