Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
12.12.2016
1 793
Как перейти на новый уровень мышления и для чего вам это нужно?

А. Эйнштейну приписывают фразу о том, что решить проблему можно только перейдя на более высокий уровень мышления, а  решить её на том же уровне, где она возникла - невозможно. Несмотря на то, что авторство этих слов подлежит сомнению, в их истинности не стоит сомневаться. Но как начать думать по-другому и улучшить ситуацию?

Для начала разграничим такие понятия, как проблема и задача. В первом случае человека не устраивает текущая ситуация, и он стремится ее исправить. При постановке задачи, напротив, ситуация устраивает, но хочется двигаться дальше, развиваться. И в том, и в другом случае необходимо учитывать особенности мышления.

Алгоритмы мышления

Для каждого человека характерен определенный порядок действий в заданной ситуации. Он закладывается в детстве и продолжает формироваться в течение жизни. Давайте рассмотрим основные процессы мышления:

  • узнавание и подгонка;
  • привлечение внимание;
  • переходы: частное-общее-частное;
  • планирование, проекция;
  • направление.

Все эти функции достаточно важные и влияют на наше поведение. Что же под ними подразумевается?

Узнавание и подгонка

Основные стереотипы формируются в процессе воспитания. Далее они продолжают появляться, на что влияют различные факторы, в том числе окружающие люди и события. В итоге формируется алгоритм отношения. Что же он собой представляет?

Возьмем автомобиль «Мерседес». У большинства людей он ассоциируется с престижем, качеством, роскошью. Теперь представим, что мы встречаем незнакомого нам человека. Если мы ничего о нем не знаем, то никаких чувств он не вызывает. Но если известно, что у него есть «Мерседес», то отношение к нему меняется. Мы переносим ассоциации, связанные с престижным авто на его хозяина. Иначе говоря, неизвестное заменяем известным.

Рассмотрим другой пример. Есть человек, о котором нам ничего неизвестно. Но мы случайно узнаем, что у него СПИД. Меняется ли к нему отношение? Конечно, и обычно в негативную сторону. Люди, далекие от медицины, считают, что это заболевание может передаваться бытовым путем, поэтому стараются меньше контактировать с этим человеком. Таким образом, вновь соединяем известное с неизвестным, что влияет на алгоритм отношения к объекту.

Если же нам говорят, что у этого человека есть «люлячо», то это не вызывает никаких чувств. Почему? Потому что мы не знаем, что такое «люлячо». В данном случае не сформировано никакого отношения ни к одному из данных объектов.

Одна моя знакомая сказала, что хочет реализовать образовательный проект, ей необходимо финансирование, и она ищет инвестора. В большинстве случаев последнее ассоциируется с деньгами. Однако, всегда ли финансирование выражается в этом? Ведь инвестор может предоставить помещение, материальную базу и др. У нас опять срабатывает алгоритм, и возникают знакомые ассоциации. Практически любое слово, которое произносится, формирует определенный порядок действий. Поэтому очень важно следить за тем, что мы говорим и стараться фильтровать информацию, полученную от собеседника.

Алгоритм отношения включает в себя несколько компонентов:

  • рациональный;
  • эмоциональный;
  • алгоритм поведения.

Рациональный компонент – это то, что мы можем логически объяснить. Отношение к любому объекту формируется с учетом наших знаний и опыта. Эмоциональный компонент – это то, какие чувства мы испытываем. Он не поддается объяснениям и часто формируется под действием определенной ситуации. Причем, каждый человек в этом индивидуален. Если взять предыдущий пример про человека со СПИДом, то кто-то может абсолютно безразлично относиться к такому больному, а у другого он вызывает неприятие и брезгливость. Некоторые люди, даже зная особенности заболевания, могут негативно к нему относиться лишь потому, что с детства им внушили что это «плохо».

Когда говорят, что нужно идти в гости на день рождения, то у большинства людей возникает мысль о том, что нужно купить подарок или подарить деньги. Это яркий пример того, как срабатывает алгоритм отношения, заложенный в детстве. Однако, подарок не всегда должен быть материальным. Ведь вполне можно заказать какую-либо услугу, представление, сделать что-то своими руками или даже написать стихотворение для именинника. Но большинство людей не задумываются над этим. У нас с детства закладывается определенная программа действий в той или иной ситуации, которой мы часто придерживаемся и во взрослой жизни.

Еще один процесс мышления – это алгоритм доверия. Простым примером является покупка бытовой техники. Многие из нас отдают предпочтение моделям известных брендов, даже с учетом того, что они дороже, чем аналогичные товары неизвестных компаний. Это случается от того, что маркетологи постарались создать положительный имидж для фирмы. В итоге она у нас ассоциируется с качеством, даже если не всегда это соответствует действительности.

Некоторые люди, обращаясь к врачу, предпочитают записываться к специалистам, имеющим множество званий и титулов. Так, если доктор является профессором медицинских наук, то срабатывает алгоритм доверия, и мы считаем, что он обязательно будет профессионалом. Однако, не всегда врач хороший только из-за того, что он профессор. Вполне возможно, что он лучше ориентируется в научной деятельности, а в практике он не очень силен.

Необходимо отметить, что важно уметь не попадаться на алгоритм доверия. Для этого следует тщательно фильтровать получаемую информацию, а также развивать критическое мышление. Очень важно также стараться избавляться от желания все делать самому.

Направление внимания

Когда мы что-то формулируем или разбираемся с проблемой, то на всех аспектах одновременно остановиться не можем. Поэтому мы концентрируемся на какой-либо одной стороне, которую рассматриваем более подробно, чем остальные.

В качестве примера направления внимания можно привести следующие вопросы:

  • Как стоимость нефти влияет на экономику России?
  • В этот проект придется вложить сумму Х, а то, что он принесет прибыль, никаких гарантий.
  • Какие недостатки есть у этого плана?

Первая фраза направлена на рассмотрение лишь одной стороны проблемы экономики страны. Но финансисты прекрасно знают, что не только стоимость нефти влияет на ситуацию. В данном случае проблема звучит однобоко.

Если говорить, что проект требует вложений, но может не принести прибыли, то возникает концентрация внимания на затраты. Человек думает лишь о том, что ему придется потратиться и переживает, что это не окупится. В таких случаях забывается, что ситуация имеет различные решения. Обычно подобный подход не приносит никаких результатов, и проект действительно оказывается невыгодным.

Важно учитывать алгоритм расстановки приоритетов. Практически каждый человек устанавливает, что более, а что менее важно для него. Неверно расставленные приоритеты негативно влияют на дальнейшую ситуацию. К примеру, производители одежды часто делают акцент именно на пошиве продукции. Достаточно редко они имеют рынок сбыта, магазин или бутик. Из-за этого себестоимость изделий значительно снижается, ведь им приходится работать с посредниками.

В некоторых компаниях встречаются люди, которые не так давно были обычными исполнителями, но их повысили, к примеру, до руководителя отдела. Их мышление еще продолжает работать по старому, поэтому они продолжают выполнять большинство дел самостоятельно. Часто это снижает показатели их деятельности, так как многие из старых обязанностей для новой должности являются пустой и неэффективной тратой времени. В данном случае немаловажно перейти на новый уровень мышления, и пересмотреть свой подход к работе.

Временной алгоритм реализации действий предусматривает установку сроков для достижения определенной цели. К примеру, у некоторых девушек с детства закладывается понятие, что они обязательно должны выйти замуж к 25 годам. Если этого не происходит, то они начинают чувствовать себя несчастными, даже несмотря на то, что во всех остальных аспектах жизни все достаточно благополучно.

Алгоритм сравнения встречается не менее часто. Он формируется с детства, когда родители начинают приводить в пример ребенку кого-то из знакомых или родственников. В результате человек вырастает и продолжает постоянно оглядываться на окружающих.

Подводя итог, следует сказать, что у нас у всех заложены алгоритмы мышления, которых мы придерживаемся. Наша основная задача состоит в том, что мы должны понимать не только, что они есть, но и какие они, и применимы ли в той или иной ситуации. Для этого необходимо научиться смотреть на них с другой стороны и иногда выходить за рамки мышления.

 

Перейти к следующей статье ➯ Фундамент цели 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Иллюзия цели 

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.