Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
27.08.2015
11 614
Механизмы формирования самооценки. Часть 1.

Механизмы формирования самооценки. Часть 1.

Когда ребенок рождается, знает ли какой он?

На этот счет я встречал различные, зачастую полярные точки зрения. На тренингах большинство людей на этот вопрос отвечают, что ребенок по умолчанию рождается «хорошим». Кто-то не любит слово хороший и предпочитает термин «благополучный» или «ОК». Аналогичной точки зрения придерживаются ряд психологических учений, придерживающиеся мнения, что «со мной все в порядке» или «я - ОК», это базовая установка человека, данная ему от рождения.

Существуют и противоположные точки мнения, утверждающие, что человек зачат во грехе, и живет в нем же. Или, что человеком движут низменные влечения, и чтобы он не был разрушителен в своих действиях, необходимо бурлящий котел инстинктов и низменных страстей, прикрыть тяжелой крышкой культуры и воспитания, кои призваны не выпускать истинную суть человека наружу.

Я являюсь приверженцем третьего лагеря, представители которого считают, что родившейся ребенок не знает какой он. Он никакой, в том плане, что он не хороший и не плохой.

Как же тогда получается, что уже пятилетние дети знают, что хорошо, а что плохо?

Могут судить об окружающих, решать, кто из них хороший, а кто плохой, и кто поступает правильно, а кто нет. Могут дать оценку не только своему поступку, но и самому себе. Каким образом формируется внутренний механизм, который оценивает «плохость» или «хорошесть» самого себя, окружающих людей и их поведения?

Давайте сразу сделаю премедикацию для любителей «ловить блох» и искать дополнительное значение терминов.

В одной  статье я использовал слова «плохой» и «хороший» применительно к тому, как человек оценивает себя и других. Несколько человек тогда написали, что вообще термин «плохой-хороший» употреблять нельзя, т.к. это изначально является оценкой и подобная система координат патологичная по своей сути. В определенном смысле я с этим мнением согласен. По ходу изложения буду все-таки употреблять термины «хорошести-плохости», потому что именно эти термины лежат в основе восприятия себя и окружающего мира у большинства людей. А в особенности у людей с нестабильной самооценкой. Мы об этом поговорим подробнее позже. Сейчас я позволю себе дать рекомендацию читателю, все-таки, сконцентрироваться на сути материала, а не на терминологии. Думаю, что в итоге станет понятно, почему я использую понятия «плохой-хороший».

Как ребенок узнает, какой он?

Давайте представим ситуацию, что Вы пошли в поход. Ночь провели в палатке. Утром все проснулись, начали приводить себя в порядок после сна. И оказалось, что ни у кого нет зеркала. То есть никто не может увидеть свое отражение и составить свое собственное мнение относительно того, как он выглядит. Если одежду еще можно осмотреть, то, что творится с лицом и с прической, без отражения никак не увидеть. Зеркала нет. Что делать?

Вы можете спросить, как вы выглядите у окружающих и они дадут оценку вашей внешности. Скорее всего, Вы примете их мнение и будете считать, что выглядите так, как сказали окружающие, хотя не исключено, что если бы Вы сами посмотрели на свое отражение, то у Вас было бы другое мнение. Но вести Вы себя будете исходя из того, что относительно Вашего внешнего вида сказали окружающие. Мнение о себе Вы строите на основании мнения о Вас, а не на собственном мнении.

Подобный механизм можно проследить при формировании самооценки ребенка. Изначально он не знает, какой он. Отношение к себе у него формируется под воздействием окружающих его людей. Чаще всего это родители. Особое значение в формировании «Я» ребенка имеет мать. Ребенок смотрит на отношение к нему окружающих его людей как в зеркало, и формирует мнение о себе в зависимости от того, какое отражение он видит в этом зеркале.

Если родители демонстрируют по отношению к ребенку раздражение, агрессию, обесценивание, или просто игнорируют его интересы, он не чувствует их заботу и любовь, то по отражению в зеркале родительских отношений он решит, что с ним действительно что-то не так. Если в отражении он видит любовь и принятие родителей, то это формирует внутреннюю убежденность в собственном благополучии.

Сразу хочу сказать, что нет четкой линейной зависимости между родительским отношением к ребенку и воздействием на него, и тем, какой тип самооценки будет сформирован у ребенка.

Для процесса формирования самооценки важно не только родительское воздействие, но и реакция ребенка на это воздействие. Мы далее рассмотрим варианты, когда одно и то же родительское воздействие приводит к формированию различных механизмов самооценки. Какой именно механизм будет сформирован, какой тип самооценки в итоге будет у человека, во многом зависит от реакции самого ребенка.

На мой взгляд, понимание процессов формирования самооценки человека является очень важным моментом, поэтому в этой статье мы разберем, как формируется отражение в зеркале. То есть типы родительского влияния на ребенка. А следующая статья будет посвящена тому, как ребенок воспринимает отражение. То есть возможные реакции ребенка на родительское воздействие.

Три типа воздействия на ребенка оказывающие влияние на формирование самооценки.

Импринтинг

Давайте представим ситуацию. Идут дорожные работы, кладут новый асфальт. Даже после того, как асфальт уложили, покрытию требуется какое-то время, чтобы застыть и стать твердым. Представьте, что дорогу, на которую только что постелили асфальт, и он не успел застыть, переходит девушка на каблуках. Так как асфальт еще не успел застыть, ее острые каблучки впечатываются в поверхность, оставляя там углубления. Через пару часов поверхность затвердеет, и следы от каблуков останутся там навсегда, точнее, до следующего ремонта дороги.

Аналогичным образом в психике ребенка оставляют следы все значимые события, которые происходят вокруг него.

Импринтинг (англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - образование чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания. Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях, связанных с выраженным нервно-эмоциональным напряжением.

Другими словами механизм импринтинга это копирование алгоритмов отношения и моделей поведения, которые ребенок наблюдает в своем окружении. Это именно копирование парентальных (родительских) моделей поведения, без какого-либо анализа и условного подкрепления.

Ребенок, словно губка впитывает информацию из окружающей его среды, что в итоге становится во многом и его сутью. Я думаю, что любой человек, подумав пять минут может составить целый список моделей поведения, которые он «взял» из родительской семьи по механизмам импринтинга. Он не всегда понимает, почему он себя так ведет, хотя это объясняется механизмами импринтинга.

Если в семье были приняты ритуалы, шумные компании, обязательные поздравления всех и вся с праздниками, то для ребенка из такой семьи будет важно следовать ритуалам, которые являются для него значимыми.

Если в семье было принято сдерживать эмоции, то ребенок может запечатлеть именно такую манеру поведения. По механизмам импринтинга может формироваться и отношение к другим людям. Это кстати часто можно наблюдать в поведении подростков, которые почти в точности повторяют поведение родителей, от походки, до поведения.

Считается, что механизм импринтинга работает в детском и подростковом возрасте.

Особенно четко фиксируются события, которые сопровождались ярким эмоциональным переживанием. Событие потом человек не помнит, но механизм его остается. При этом считается, что модели поведения, образы объектов,  которые формировались по механизмам импринтинга, не осознаются, и крайне тяжело корректируются.

Сексологи считают, что зачастую образ сексуального партнера формируется по механизмам импринтинга. Например, ребенок испытал сексуальное возбуждение на какой-то объект (например, мальчик увидел девушку, загорающую топлесс на пляже). Это эмоциональное переживание фиксируется в памяти, и в дальнейшем его будут интересовать женщины, похожие на запечатленный образ. Не в контексте обнаженной груди, может запечатлеться рост, комплекция, цвет волос, типаж и пр. Аналогичным образом объясняют возникновение фетишизма, как случая сексуального возбуждения, связанного с каким-то предметом. Но это отдельная и интересная тема.

Как импринтинг может влиять на самооценку?

Например, члены семьи живут в постоянных конфликтах. Друг к другу относятся как к злейшим врагам. Ребенок видит раздраженную, вечно недовольную мать, которая старается выполнять свои материнские функции по минимуму. Именно такое отношение к себе и окружающим впечатывается в психику ребенка. И таким образом может формироваться недовольство собой, эмоциональная закрытость и раздражение к окружающим людям.

Фактически импринтинг означает фиксацию образа, модели поведения. Если родители сами благополучны психологически, отношения в семье построены на любви и доверии, а малыш в семье окружен любовью и заботой, то у него происходит запечатление благополучного образа себя и окружающих.  Именно такие отношения он запечатлевает как норму, и став взрослым будет стремиться к аналогичной модели в своей жизни.  

А когда ребенок фиксирует патологическую модель отношений в семье, и к себе в частности, то он на самом деле считает, что это и есть норма. Живущий в нем механизм импринтинга говорит, что норма, это когда тебя ругают, когда ты чем-то недоволен, когда к тебе несправедливо относятся. Поэтому, когда такой человек становится взрослым, он реализует свой вариант нормы, в соответствии с той моделью, которую запечатлел в своей психике.

В литературе, посвященной импринтингу, часто используется подход, говорящий о том, что механизма импринтинга невозможно изменить. Кто-то считает, что это очень стойкие механизмы, которые изменить очень трудно. Я считаю, что хотя это и не столь простая задача, но все поддается корректировке. Нужно лишь понимать, как функционирует механизм импринтинга. Какие механизмы сформированы у Вас. То есть начать с осознания, а потом уже составлять план корректировки.

Небольшое резюме

В процессе воспитания человек по механизмам импринтинга фиксирует алгоритмы отношения и модели поведения, которые он наблюдал в детском и подростковом возрасте. Это формирует стойкие собственные модели поведения и алгоритмы отношения, которые определяют модель поведения человека. Эти механизмы человек не осознает.

Поэтому на первом этапе работы над собой нужно выявить эти механизмы. Это можно сделать либо с помощью специалиста, либо самостоятельно (не всегда получается). Для самостоятельной работы можно использовать метод сравнительного анализа. Суть его состоит в том, что Вы фиксируете (записываете) свое поведение, эмоции и чувства.

После чего ищите источник подобных механизмов. Постепенно вы будете выявлять модели поведения, которые Вы взяли из семьи по механизмам импринтинга, и которым до сих пор следуете, хотя Вам самим это может не нравиться.

Такой дневник нужно вести в течение минимум трех месяцев. На основании полученной информации можно будет сформировать  план корректировки импринтинговых механизмов.

Несмотря на важность импринтинга при формировании самооценки не меньшую значимость имеют и другие два механизма: условного подкрепления и интерпретаций.

                                          Узнать подробней о курсе  ⇩⇩⇩ 

Перейти к следующей статье ➯Механизмы формирования самооценки.Часть 2 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Формирование самооценки 
Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.