Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
26.08.2015
5 289
Механизмы формирования самооценки. Часть 2

Механизмы формирования самооценки. Часть 2

В предыдущей статье мы  вкратце рассмотрели механизм импринтинга и то, как и какое влияние, он оказывает на механизмы формирования самооценки человека. В этой статье мы рассмотрим механизм условного подкрепления.

Условное подкрепление

Вы когда-нибудь были в цирке?

Уверен, что хотя бы раз в жизни Вы ходили на цирковое представление. А какое же представление без дрессировщика. Дикие звери, подчиняясь командам укротителя выполняют различные трюки, совершенно непривычные для диких животных. Какой тигр в светлом уме и твердой памяти будет прыгать сквозь огненное кольцо, ведь любой его дикий собрат постарается держаться подальше от огня. А никак не прыгать сквозь него.

Если Вы обратите внимание, то после каждого успешно выполненного трюка, дрессировщик дает животному какую-то «вкусняшку». Тем самым давая понять животному мол, молодец, я тобой доволен. Получи награду. Если животное упрямится и не хочет выполнять программу, то укротитель призывает животное к порядку, легонько шлепая его прутиком, кнутом или другим погоняло. Но это на сцене. Точно не знаю, но думаю, что за кулисами картина наказания может выглядеть более драматично.

Действия дрессировщика довольно точно отражают суть механизма условного подкрепления. Кратко этот механизм можно описать следующим образом:

  • Если ты делаешь то, что я от тебя хочу, то ты получаешь положительное подкрепление. (рыбку, сахарок).

  • Если ты не делаешь то, что я хочу, либо ты делаешь не то, что мне нужно, ты получаешь отрицательное условное подкрепление (удар кнутом).

Аналогичный процесс условного подкрепления мы можем наблюдать и в процессе воспитания ребенка. Далеко не всегда он носит столь драматичный характер, когда в качестве наказания используют физические воздействия. Хотя справедливости ради нужно сказать, что многие родители и этим не брезгуют. «Психологический кнут» может наносить не меньшие травмы психике ребенка.

В процессе воспитания любого ребенка присутствует механизм условного подкрепления. Думаю, что он необходим для научения и социализации ребенка. Ведь изначально ребенок это существо, которое движимо интересом в освоении окружающего мира. Маленькие дети под воздействием своих эмоций, интереса развивают бурную активность, которая не всегда соответствует:

  • Интересам и безопасности ребенка. Например, в порыве любопытства ребенок пытается залезть чем-то металлическим в розетку. Играя в песочнице, обнаруживает собачьи экскременты (собаководы, выгуливая питомцев по утрам, неровно дышат именно к детским песочницам) и пытается попробовать на вкус. Убегая от матери, выбегает на оживленную дорогу.

  • Правилам социума и интересам других людей. Например, ребенок, играя в песочнице, может присмотреть игрушку, принадлежащую другому ребенку. Возможно попытается забрать эту игрушку без спроса. А при нежелании владельца игрушки делиться, возможно решит вопроса насильственным путем. Поход в больницу может сопровождаться желанием ребенка пошуметь, побегать по коридорам, и оборвать все листья с цветков, что вроде бы противоречит правилам поведения в больнице.

  • Интересам и потребностям родителей. Например, когда отцу нужно сделать срочную работу, а ребенку кровь из носа нужно поиграть в лошадку.

Заметьте, что я привел вполне житейские примеры, которые происходят, в том числе в счастливых семьях, где супруги любят друг друга и своих детей. Если говорить о родителях, которые имеют психологические проблемы, то в список стоило бы добавить невротические потребности родителей, которым могут не соответствовать интересы и поведение ребёнка. Например, родители, для которых супер важно, что о них думают, окружающие будут стремиться загонять поведение ребенка в рамки своей потребности «лишь бы о нас думали хорошо». Эмоционально зажатые родители не переносят эмоциональной открытости и спонтанности ребёнка. Они чувствуют себя от этого крайне дискомфортно.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что с необходимостью условного подкрепления сталкиваются абсолютно все родители. Как в здоровой, так и в проблемной семье. Весь вопрос в том, на каком уровне условного подкрепления родители воздействуют на ребенка. А так же что является инструментом положительного подкрепления, а что отрицательного. Обо всем по порядку.

Два уровня условного подкрепления

Картину, которую, я думаю, наблюдали многие. Мать с ребенком заходят в продуктовый магазин купить продукты домой. Ребенок видит какую-то конфету или жвачку и просит мать купить ее. Мать отказывается. Чем она это мотивирует не столь важно. Ребенок настаивает, истерит, начинает кричать на весь магазин. В итоге рассердившись, он со всей своей маленькой силы бьет ручкой мать.

Думаю, что большинство родителей не впадают в восторг от подобного поведения детей. Но далее встает вопрос, как на это реагировать матери. Реакция может быть разной. В большинстве случаев я наблюдал разные типы реакций.

Например:

  • С криком: «Не смей бить мать!  Дрянь такая!» мать может приложиться по попе. Вытащить ребенка из магазина и продолжить экзекуцию в менее людном месте.

  • Молча развернуться и пойти на выход из магазина, невербально демонстрируя высшую степень обиды на ребенка.

  • Угрожать последствиями: «Ах ты гаденыш! Бить мать? Запомни, что ты больше ничего от меня не получишь».

  • «Посмотри. На нас же люди смотрят. Все думают, мальчик, а ведет себя как девочка.

  • «Мне не нужен ребенок, который мать бьет».

Может быть реакция другого типа:

  • «Я понимаю, что ты хочешь жвачку. Но бить меня не нужно. А когда ты успокоишься я тебе объясню, почему я ее не купила».

  • «Не нужно меня бить. Я же тебя не бью». Далее вопросы: «Зачем тебе нужна эта жвачка?», «Почему именно эта и пр». то есть выход на диалог.

И первые примеры, и вторые относятся к условному подкреплению. То есть, и в том и в другом случае родители демонстрируют, что поведение, реакция ребенка неприемлема и нежелательна в данной ситуации. Как Вы думаете, в чем кардинальное отличие?

Существует два уровня условного подкрепления:

  • Уровень поступков.

  • Уровень личности.

Условное подкрепление на уровне поступков означает, послание ребенку от родителей, что твое поведение не вполне уместно, не соответствует ситуации, неприемлемо. Если хотите можно использовать термин неправильно. Но дается оценка, характеристика, задаются вопросы именно относительно поступка, не затрагивая личность ребенка.

Уровень поступков подразумевает следующее послание: «Твое поведение не верно, но это не означает, что ты какой-то не такой (плохой, неблагодарный, недостойный любви и пр.)». При правильном подходе родителей, было бы неплохо, если бы они объяснили ребенку свою позицию. При этом очень важно не трогать личность ребенка.

Если Вы когда-то читали книги по воспитанию детей, особенно разных авторов, то очевидно обратили внимание, что все отмечают важность безусловной любви к ребенку. Любить безусловно, означает, что я буду любить тебя, чтобы ты не сделал. Безусловное принятие ребенка, вне зависимости от его поступков. Что означает, если даже ребенок ведет себя не так, как хотят родители, это не делает его ущербным, менее любимым.

Уровень поступков позволяет сохранить отношения с ребенком в формате безусловного принятия. Ведь мы не затрагиваем личность ребенка. Не говорим, что он плохой, недостойный, и что мы готовы от него отказаться, если он будет продолжать себя так вести. Напротив, вопрос любви и принятия не обсуждается. Родитель на уровне поступков говорит ребенку: «Ты мой ребенок я тебя люблю. Я в тебя верю. Но давай обсудим, что стоит подкорректировать в поведении». При этом базовая установка неизменна: «Как бы ты себя не вел - с тобой все в порядке».

Условное подкрепление на уровне личности склеивает поступок ребенка и его личность. Суть послания родителей сводится к следующе формуле: «Если ты так поступаешь, значит, ты плохой». Или: «Так себя ведут только плохие дети». Когда ребенок делает то, что родителям нравится,  и они одобряют подобное поведение, тогда они говорят, что ребенок «хороший», ведь только «хорошие дети» ведут себя «хорошо».

Таким образом, условное подкрепление на уровне личности достаточно четко устанавливает для ребенка границы «плохости» и «хорошести». Регулярно подвергаясь подкреплению на уровне личности, ребенок формирует правила, что нужно делать, чтобы оставаться «хорошим», и при каких условиях он должен считать себя «плохим».

Сейчас очень важная мысль.

Подкрепление на уровне личности приводит к тому, что у ребенка формируется базовая установка: Со мной что-то не так. Но я могу доказать что Я «хороший», если буду соответствовать критериям «хорошести». А критерии «хорошести» формируются под воздействием условного подкрепления на уровне личности.

Это кардинальное отличие уровней условного подкрепления. Уровень поступков соответствует безусловной любви и позволяет сформировать у ребенка базовую установку «Я+». Уровень личности это проявление условной любви, при которой формируется базовая установка:  «Я-», но я могу стать «Я+» при выполнении определённых условий.

Я думаю, если Вы сейчас вернетесь к примерам реакции родителей, которые я приводил чуть выше, Вы без труда определите, какие из них относятся к уровню личности, а какие к уровню поступков.

Если Вы понаблюдаете за общением родителей с детьми, то Вы увидите, что большинство взрослых активно используют уровень личности.

Почему? Ответ довольно простой. Общение с детьми на уровне поступков требует времени внимания и ответственности от родителей. Ведь в этом случае у ребенка не формируется внутренних само ограничителей. Любой родитель может привести пример, когда он спокойно объяснил ребенку, что так делать не надо, и он вроде как понял, но затем снова поступил аналогичным образом. И вновь нужно проводить беседу с ребенком.

Уровень личности формирует автономный механизм, по типу советского лозунга «совесть лучший контролер». Фактически у ребенка формируются само ограничители, которые регулируют его поведение. Что обеспечивает родителям спокойную жизнь. Не нужно постоянно о чем-то напоминать. Один раз надавил, сформировал механизм, а дальше он уже сам руководит поведением ребенка. Можно не отвлекаться.

Беда только в том, что механизмы, сформированные при условном подкреплении на уровне личности, это «чужие» установки, которые он вынужден выполнять, чтобы считать себя полноценным. Именно эти установки во многом определяют структуру самооценки человека, что влияет и на характер и на чувства и на решения, принимаемые в жизни. Даже если эти «чужие» установки, помогают человеку добиться социального успеха, его все равно не покидает ощущение, что с ним что-то не так. И зачастую он вдруг понимает, что живет не своей жизнью.

  • Бывают ли у Вас в жизни периоды, когда Вы чувствуете что с Вами что-то не так?
  • Вдруг появляется апатия и неверие в свои силы?
  • Сомнения в правильности выбранного пути?
  • Ведете ли Вы внутренние диалоги, когда какой-то голос в Вашей голове начинает сомневаться в Вас Ваших способностях Ваших возможностях?
  • Может этот голос обесценивает Ваши достижения?

Если с Вами случаются подобные периоды, то, скорее всего родители общались с Вами на уровне личности. Если Вы проанализируете Ваш внутренний диалог, то сможете определить, кого из родителей этот голос цитирует.

На мой взгляд, в реальности с каждым из нас родители общались и на уровне поступков и на уровне личности. Просто кто-то из родителей делал упор на уровне личности, другие старались оставаться на уровне поступков, лишь иногда переходя на личность. Чем больше родители использовали в общении с ребенком уровень личности, тем больше проблемных механизмов может формироваться в структуре самооценки. Что мы рассмотрим в следующих статьях.

                                          Узнать подробней о курсе  ⇩⇩⇩ 

Перейти к следующей статье ➯ Уровни самооценки 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Механизмы формирования самооценки.Часть1 

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.