Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
17.03.2017
1 557
Кризисы воспитания

Воспитание должно представлять собой целую систему, а не являться отдельным ходом. Именно поэтому очень важно понимать, как выглядит эта система. Если ребенок что-то делает, то это не просто так. Всегда есть причина, заставляющая его поступать определенным образом. Причем, это происходит, начиная с раннего детства.

Так, многие мамы через время начинают понимать, почему плачет их новорожденный. Он может высказывать недовольство из-за голода, жары и других негативных факторов. Есть родители, которые по интонации плача довольно быстро распознают, что именно происходит с ребенком. Когда малыш вырастает, то все, что он делает также имеет свои причины. Именно их необходимо выяснить взрослым, чтобы понять его поступки.

К примеру, мой сын ходил на секцию кикбоксинга. Он с удовольствием занимался этим видом спорта, но однажды начал отказываться посещать тренировки. Первым делом я попытался выяснить причину. Многие родители знают, что ее очень сложно услышать от самого ребенка. Конечно же, причин может быть множество и чаще всего они внешние, например, конфликты с тренером или одногруппниками, усталость, проигрыш и пр. В нашем случае все оказалось просто: из-за занятий в школе тренировки пришлось перенести на другое время, следовательно, в другую группу, где занимались спортсмены гораздо старше.

После выявления причины необходимо попытаться ее устранить или, другими словами, разрешить проблему. Например, в случае с секцией, достаточно оказалось прийти в школу и узнать, возможно ли немного раньше освобождать ребенка, чтобы он успевал на секцию в своей возрастной группе. После этого ребенок продолжил занятия спортом, причем, с большим удовольствием.

Мы как родители не всегда доходим до сути проблемы. Многие взрослые или не понимают, или у них не хватает времени разобраться в том, что происходит с ребенком. Именно поэтому так важно знать особенности воспитания и ключевые возрастные кризисы.

Если говорить просто, то кризис можно рассматривать как обозначение того, что как было, больше не будет. Станет ли лучше или хуже сможет показать только время. Специалисты говорят, что кризис развития – это время, когда меняется отношение к себе и к окружающим. У ребенка появляются новые возможности, что меняет взаимоотношения между ним и родителями.

Первый кризис новорожденности связан с тем, что ребенка из комфортных внутриутробных условий «выводят» в другой мир. Его пережил каждый из нас, и особых проблем при этом не возникает. Большое внимание следует уделить другим возрастным кризисом, влияющим на дальнейшее развитие и поведение ребенка.

Кризис 1 года

Характеристики кризиса 1 года можно назвать следующие:

  • появление новых возможностей;
  • всплеск самостоятельности;
  • появление аффективных реакций в ответ на непонимание;
  • речь.

К первому году жизни ребенок начинает ходить. Его представления о мире переворачиваются, у него появляется некая автономия. Если до этого его, в основном, носили взрослые, то теперь он может направляться сам, куда пожелает.

Не всех родителей устраивает подобное положение, и они начинают ограничивать его самостоятельность. В ответ на это ребенок начинает выражать недовольство. На данном этапе многие родители начинают использовать условное подкрепление (кричать, запугивать, ругать). Эти действия делаются для того, чтобы ограничить активность малыша. В будущем они могут негативно сказаться на его поведении, ведь у него в памяти останется то, что быть активным и проявлять самостоятельность – это плохо.

Родителям в данный период следует не ограничивать передвижения ребенка. Единственное, что важно – сделать среду максимально безопасной. Под контролем взрослых следует поощрять активность малыша и первые проявления самостоятельности.

Кризис 3 лет

Ближе к 3 годам в поведении ребенка начинают проявляться следующие признаки.

  • Отделение «Я» ребенка.
  • Попытка установить новый формат отношений с окружающим миром.
  • «Я сам».
  • Мотивация определяется не желанием, а отношениями со взрослыми.
  • Упрямство. Настаивает на том, что ему не особо нужно.
  • Строптивость. Желание делать все наоборот в любой ситуации.
  • Своеволие. Желание делать все самостоятельно.
  • Обесценивание предыдущего периода.

До 3 лет ребенок руководствовался желаниями. Иначе говоря, все его поступки были связаны с мотивацией. В 3 года он начинает доказывать, что сам по себе. Именно поэтому на мотивацию его поступков начинают влиять именно отношения со взрослыми. Он все чаще начинает проявлять упрямство и противоречивость. Он старается все делать не так, как его заставляют взрослые, а наоборот.

В этот период многие родители могут убить в детях желание быть самостоятельным. Взрослые пытаются «засунуть» в рамки активность и строптивость ребенка. На самом деле, чтобы кризис прошел безболезненно, следует поощрять самостоятельность. Родителям необходимо научиться договариваться с малышом и давать ему безопасный опыт ошибок. Ребенок должен научиться понимать, что в какой-то ситуации он выиграет, а в какой-то проиграет.

Один из важных моментов, на котором следует заострить внимание, заключается в том, что взрослые не должны позволять собой манипулировать. Криков и истерик, на которые жалуются многие родители трехлеток можно избежать. Ведь что такое истерика по сути? Для ребенка она представляет собой способ получить желаемое от родителей. Истерики будут периодически повторяться только у тех малышей, которые поняли, что данный метод действует. Иначе говоря, они получили ожидаемую от родителей реакцию.

Для кризиса 3 лет характерно обесценивание предыдущего периода. Оно может проявляться в том, что ребенок начинает разрушать игрушки, в которые до этого играл. Он перестает смотреть мультфильмы, предпочитаемые в более раннем возрасте. Взрослым просто не рекомендуется заострять на этом внимание.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет связан, в первую очередь, с поступлением ребенка в школу. Данный период характеризуется жестким переформатированием жизни и окружения дошкольника. Среди основных черт можно отметить:

  • кривляние и непослушание;
  • появление элемента «взрослости»;
  • потребность в социальном окружении;
  • развитие интеллектуализации.

Одна из проблем, с которой сталкиваются родители в данный период, заключается в том, что ребенок может «зажаться». Он не всегда вписывается в новое окружение, отчего теряется. Иногда встречается, что первоклассник становится рассеянным. Причем, это связано не с его личностными качествами, а с тем, что на него навалилось сразу слишком много.

Кризис проходит мягко, когда до школы у ребенка было все в порядке. Если он научился отстаивать свои интересы, он общителен и не застенчив, то особых проблем в первом классе не возникает. Ребенок плавно вписывается в новый социум и постепенно адаптируется.

Гораздо тяжелее детям с личностными проблемами, проявляющимися до школы. У них может быть повышенная тревожность, они замыкаются в себе, что негативно отражается не только на учебе, но и самочувствии ребенка. Такие дети часто страдают соматическими заболеваниями.

Как же родители могут помочь пережить кризис 7 лет? Во-первых, следует подсказать ребенку, что происходит и как себя вести. В отличие от дошкольного детства, малышу понадобится учиться контролировать свои эмоции. Во-вторых, необходимо интересоваться не только самой учебой, но и остальными моментами. Причем, особое внимание следует уделить именно последнему, о чем многие родители часто забывают.

Система современной школы несовершенна. В ней отсутствует развивающий компонент. Так, у меня был одноклассник с ярко проявляющимися способностями к математики. В 5 классе он уже отлично оперировал логарифмами и мог учиться чуть ли не по ВУЗовским учебникам. Однако, ему плохо давался русский язык. Как вы думаете, что сделали его родители? Конечно же, наняли ему репетитора по русскому. В угоду школьной системе они начали развивать не сильные его стороны, а слабые. Для чего? Чтобы подтянуть ребенка на средний уровень, который по сути никому не нужен.

Очень важно возбудить интерес к учебе. В современной школе на этот момент мало обращают внимание. У детей необходимо развивать способности. И часто встречается, что истинное образование они будут получать не в школе, а на дополнительных занятиях.

Пубертатный кризис

Основные характеристики подросткового возраста (11-14 лет):

  • изменение гормонального фона;
  • повышение значимости внешности;
  • эмоциональная нестабильность;
  • ощущение себя взрослым человеком.

Основной конфликт пубертатного периода заключается в том, что ребенок начинает ощущать себя взрослым человеком, а родители продолжают видеть в нем ребенка и вести себя соответстенно. В таком случае он начинает делать все наоборот, чтобы отстоять свою независимость. Часто это проявляется в том, что подросток уходит в протест. Между «отцами» и «детьми» происходит затяжной конфликт. И чем больше родители давят, тем больший протест возникает у подростка.

Многие слышали про «эффект маятника». В подростковом возрасте он проявляется в том, что чем больше продавили ребенка, тем у него больший протест. Такая ситуация обычно встречается если у папы самооценка «Я+, если я сильный». В итоге контакт теряется, а родители с детьми кардинально расходятся. Если ребенок воспитывается на относительной свободе, то сильного качка «маятника» обычно не происходит. Когда любые высказывания подростка вызывают агрессию со стороны взрослых, он замкнется и будет молчать.

Например, мама с дочкой в близких доверительных отношениях, когда ребенок всем делится. Девочка говорит, что ей нравится мальчик с соседнего подъезда, и они уже встречаются. Но мама не очень хорошего мнения о парне, что и высказывает дочери с фразами типа «Не могла найти кого-то лучше?». К чему это может привести? Девочка вряд ли разойдется с мальчиком, но матери больше ничего не будет известно. Ей самой необходимо получить негативный опыт, который позволит понять, правильно или нет она поступает.

В пубертатный период большое значение имеет общение с ребенком. Причем, подросток требует отношения к себе как ко взрослому. Родители могут высказывать свое мнение, но делать это должны деликатно, чтобы сохранить контакт. Только это гарантирует осведомленность взрослого о делах ребенка, что позволяет влиять на него. Если контакт отсутствует, то чтобы не говорил родитель, подросток его все равно не услышит.

Кризис 15-17 лет

Как и в кризисе 7 лет, в 15-17 лет ребенок стоит на пороге новой жизни. В этот период для него характерно:

  • высокая тревожность;
  • растерянность;
  • смена ценностей;
  • новые ориентиры.

В данной ситуации большое значение имеет авторитет родителей. Он может быть двух типов:

  • рациональный, основанный на доверии и компетентности в чем-то;
  • иррациональный, основанный на традиции, страхе и др.

Во втором случае на первый план выступает то, что родителей нужно чтить, независимо от их поступков или других качеств. Часто взрослые хотят получить именно такой авторитет. Его недостаток в том, что теряется контакт с ребенком, от которого зависят все дальнейшие отношения.

Слагаемые авторитета родителей

  • Реализованность и развитие взрослых;
  • Отношения между родителями;
  • Согласованность действий родителей;
  • Расстановка приоритетов.
  • Уважение и любовь к детям.
  • Конгруэнтность и честность.
  • Предсказуемость и последовательность.
  • Требовательность и преданность.

Детям важно видеть пример родителей, которые друг друга любят и корректно друг к другу относятся. Действия и слова родителей должны быть согласованы.

Но вся жизнь семьи не должна строиться вокруг ребенка. Не следует жертвовать всем в его интересах, ведь в результате подобного поведения заботливая мать начинает восприниматься как прислуга. Ребенок должен понимать, что есть приоритеты родителей. Взрослые живут не только для детей, но и для себя. Они должны самореализовываться и развиваться, что вызовет уважение к ним со стороны сына или дочери.

Авторитет и контакт помогут влиять на ребенка и корректировать его поведение. Когда ребенка учат одному, а он видит другое, что происходит довольно часто, то родительский авторитет подрывается.

Во всем необходима последовательность. Когда родители за один и тот же проступок могут или поругать, или похвалить, или вовсе проигнорировать, то у ребенка возникает повышенная тревожность. Он не знает, какая реакция будет на событие. Тогда он начинает хитрить, менять правила игры и пр.

Приучение ребенка к порядку

От родителей требуется последовательно внедрять определенное «надо». Ребенок может чего-то не хотеть (убирать, делать домашнее задание и др.), потому что ему это не интересно. Однако, ему необходимо объяснить, что это надо делать, независимо от наших желаний. Приучение ребенка к порядку предусматривает использование следующих методов:

  • собственный пример;
  • начинать надо как можно раньше;
  • последовательность и методичность;
  • четкое «нет»;
  • деликатность; не следует переходить на личность;
  • разделение «хочу» и «надо».

Ребенку необходимо давать возможность получить собственный опыт, независимо от того, какой он будет, положительный или негативный. Опыт лучший учитель. Он берет дорого, но объясняет доходчиво.

Наказание

За ошибки и проступки практически каждый родитель наказывает детей. Однако, как это сделать так, чтобы не «сломать» личность ребенка? Первое, чего следует придерживаться, это объяснить ребенку, за что его наказывают и почему. Какие же ошибки, чаще всего, совершают взрослые?

Сделать плохо.

  • Отомстить за непослушание.
  • Вызывает отрицательные эмоции (вина, страх)

Сделать хорошо.

  • Опора на разум.
  • Объяснение причин и целей наказания.
  • Объяснение способов избегания/снятия наказания.

Воспитание ребенка не такой простой процесс, как кажется многим родителям. Знание основных кризисов развития и их особенностей поможет избежать многих проблем и недопонимания.

                                                      Курс по теме ⇩⇩⇩

Вернуться к предыдущей статье ➯ Как мы создаем свою реальность? 

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.