Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Для чего заниматься развитием голоса и красивой речи?

Для чего заниматься развитием голоса и красивой речи?

Добрый день! Я — Евгения Федяшева, тренер по развитию и постановке голоса для жизни, речи, пения, эффективной самопрезентации и более глубокого познания себя.

В проекты по развитию голоса я пришла через музыку и мой большой управленческий опыт. Когда я начинала заниматься таким интересным предметом, как голос, я даже не представляла, что возможности этого инструмента могут быть настолько безграничными. Начинала я больше 30 лет назад и не предполагала, что музыка станет настолько важной частью моей жизни. Более того, что я выработаю метод работы, который объединит собой не только музыку, но и йогу, горловое пение, вокал и психологию. И еще переговорное искусство!

Пришла я к этому таким образом, что в какой-то момент моей жизни для меня стало стилем, персональной чертой, все время «укрупняться», выходить на новые уровни мышления. По одной из музыкальных специальностей я аналитик, и если меня интересует какой-то вопрос, то я в него погружаюсь — нахожу профессионалов, ориентиры и начинаю изучать с разных сторон. В конечном итоге, получилось так, что сфера применения тех вещей, которые я изучала изначально как музыкант, оказалась удивительно широка. Я получала новые знания, жизненный опыт и накладывала его на те вещи, которые уже хорошо знаю на практике. Таким образом, я создала программу, в рамках которой развиваюсь и даю качественную, профессиональную и в то же время простую информацию по развитию голоса.

Мне нравится объединять вещи, на первый взгляд, совершенно необъединимые. Казалось бы, где музыка, а где психология? И тем более, где тут переговоры? Вроде бы, совершенно разные инструменты. Почему это объединяется?

А оказалось, что голос и психология очень взаимосвязаны. Когда я начала изучать психологическую литературу, то с удивлением обнаружила, что внутри себя знала ответы на вопросы, которые задавала. Тогда я стала думать: а кто же внутри меня дает эти ответы? Получается, что это мой внутренний голос. И дальше, если раскручивать эту цепочку, появляются вопросы: «А из чего состоит мой голос? Что он показывает? А когда он это показывает? Когда молчит? А когда ошибается?» И таким образом, с помощью голоса начинаешь изучать свой внутренний мир. Обнаруживаешь абсолютно неожиданные вещи.

Интересно, что, когда я работаю с людьми и начинаю прорабатывать с ними их психологический слой, оказывается, что они точно также знают все ответы на вопросы: и про себя, и про свой голос.

Вы спросите, как же голос может быть связан с переговорами? Имея внутри себя этот богатейший инструмент, человек может делать самонастройку. А это та вещь, которая очень взаимосвязана с музыкой. Для чего она нам нужна? Музыканты настраивают инструменты перед тем, как начать играть. Мы настраиваем себя, как исполнители, когда садимся, например, за рояль. Мы должны находиться «в ладу» с тем инструментом и той мелодией, которую будем сейчас озвучивать. Соответственно, мы настраиваемся на определенный «лад». То же самое происходит и когда мы ведем переговоры. Мы должны настроиться.

Когда мы хорошие собеседники, опытные переговорщики и управляем процессом переговоров, тогда мы умеем ладить и сами с собой, и с собеседником. Как пианист умеет ладить со своим инструментом.

Не зря в русских народных сказках и песнях, у того же Пушкина, который очень хорошо знал русский фольклор, часто употребляются подобные выражения: 

«…А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».

То есть голос — это журчащая речка, журчащая речь, особый «лад».

Чисто физиологически голос — это вибрация, волна. Так вот, когда мы на уроках занимаемся настройкой, мы диагностируем себя с помощью голоса. Мы смотрим, насколько свободно вибрации проходят у нас по телу. Как эти волны проходят. Где-то они застревают и останавливаются? Если мы — та самая река, то, где у нас «завалы», которые не дают речке ладно журчать и плавно течь? Как вы могли догадаться, «завалы» — это мышечные зажимы, психологические блоки и другие установки.

К примеру, если у человека перекошен позвоночник — голос, конечно, будет звучать гораздо более тускло и ему будет плохо. Ему будет неудобно выходить из тела. Если мы проведем аналогию, что наше тело — это скрипка, и если сама скрипка сконструирована криво, то, конечно, она будет издавать фальшивые звуки. То есть, тело будет искажать тот звук, который мы могли бы создавать в прекрасном состоянии своего организма. Поэтому голос мы можем использовать для диагностики мышечных зажимов.

Так как это психосоматическое явление, мышечные зажимы сложно убирать через психологию. Волевым импульсом не получится избавиться от зажима. В этом случае мы должны подключать тело, как помощника, друга и союзника. И тут мы уже говорим о том, что важно уметь договариваться и со своим телом. Мы можем сказать ему: «Давай помогай. Давай вставай рано. Давай шевелись. Иди бегай, прыгай, скачи. Я тебе помогу. Не переживай, потерпи чуть-чуть. Потом будет хорошо». Если мы в ладу с телом, оно начнет с нами взаимодействовать и в свою очередь помогать нам.

Помимо прочего, голос как инструмент самопрезентации, — очень часто дает гораздо больше информации о нас самих, чем мы говорим словами. Потому что все искажения, в первую очередь, «идут из головы». Например, у человека есть какие-то ограничивающие установки или психотравмы. Люди могут десятилетиями носить в себе эти травмы, от которых будет «ломаться» тело и, конечно, это скажется на голосе.

Я часто говорю на занятиях, и это ни для кого не секрет, что на переговорах, когда мы бросаем на собеседника первый взгляд, мы по его облику, еще до того, как он открыл рот, получаем 55 % информации невербально, через тело. Остальные 37 % мы получаем из звука голоса. Мы обрабатываем звук с помощью слуха, но считываем не содержание, а само звучание, частотный диапазон: крикливый ли он, замедленный, тяжелый или легкий, звонкий. И оцениваем это на уровне своих эмоций: приятно это нам или неприятно, комфортно или некомфортно. Мы для себя прогнозируем, что хотим получить от этих переговоров и хотим ли мы общаться дальше.

И только оставшиеся 7-8 % информации — это содержание речи. То есть, этот инструмент анализа у нас как верхушка айсберга. Большую часть информации мы получаем бессознательно, и только совсем немного используем свои аналитические способности.

Теперь коротко о том, как же при работе с голосом помогает йога.

Я начала заниматься йогой с детского возраста, когда пела в хоре. Элементы йоги нам давал наш педагог по вокалу. С них мы начинали настройку. Мы прибегали с уроков взбудораженные и нам надо было перестроиться на очень серьезный репертуар. Мы пели Баха, Мендельсона, русские народные и советские песни. И чтобы после беготни, несделанных уроков, двоек или пятерок переключиться, нас вовлекали в процесс с помощью несложных элементов хатха-йоги.

Теперь я сама на занятиях использую классические элементы йоги, когда нужно успокоиться и настроиться, войти в переговоры, подготовиться к выступлению, поработать со своими страхами.

Иногда нужно выполнить более глубокие упражнения, чтобы разработать тот или иной мышечный зажим. Конечно, я даю те упражнения, которые доступны человеку на данный момент и к которым он не имеет противопоказаний. В элементах хатха-йоги в малейших деталях расписаны противопоказания. Просто так, интуитивно, я никогда не даю человеку какие-то дополнительные вещи, которые могут ему навредить.

Мой главный принцип — не навредить. И помочь человеку комфортно, без героических усилий преодолеть свои «завалы». Чтобы ему было легко и спокойно это делать, и чтобы он получал от этого удовольствие. Героизм — совершенно не мой метод. Я люблю, чтобы все было в удовольствие и весело.

И благодаря такому подходу, ко мне и приходят учиться очень светлые, мотивированные люди. И даже если они еще не пришли к ощущению внутреннего счастья, то через пение, через наши практики и упражнения, уроки и беседы, они приходят к нему. Человек начинает слышать себя, свои желания и внутренние посылы. «Тараканы», которые есть в голове, уходят, потому что просто некомфортно становится жить с таким человеком, довольным собой и жизнью. Тараканам хорошо там, где пыльно, темно и сыро. А если внутри чисто и светло, то там они жить не будут.

Можно привести в пример хорошую метафору как аналогию. У человека есть просторный светлый дом. Живи, поддерживай его и будет тебе хорошо. А что делает человек? Он садится на лавочку и смотрит в окошко. А что у него полы не подметены, печка не топлена, посуда не вымыта, это его не волнует. Люди часто ищут что-то там, за окошком. А надо просто развернуться и подмести пол, и тараканы сами уйдут. И что делает голос? Голос помогает нам перестать смотреть в окошко и заняться собственным домом и тем, что внутри. Это важный принцип: займись собой, и тебе будет интересно жить на 100 %

Для чего же нам развивать голос? Это как в тренажерном зале — если я накачиваю мышцы, то они у меня работают. Если я бегаю по утрам, то у меня повышается выносливость. И если я тренирую все «неразговорные» ноты, даже те, которые не использую в коммуникации ежедневно, то у меня в звучании голоса появляется гибкость. Я не устаю, когда разговариваю. Плюс я начинаю лучше слышать собеседника. Во всех смыслах.

Если вы хотите, чтобы вас было интересно и легко слушать, чтобы голос обрел плавность интонаций, переходов, гибкость, то, конечно, нужно разрабатывать свой диапазон. Нужно работать над освобождением от мышечных и голосовых зажимов, уметь сонастраиваться с собой. И это очень серьезно повлияет на качество жизни и общения.

Вернуться к предыдущей статье ➯ Роль голоса в нашей жизни 

Об авторе
Евгения Федяшева
-->