Как проходят занятия вокалом и зачем нам техника безопасности?
Нет одной универсальной системы вокала, которая бы ответила всем людям на все их вопросы. Систем и техник очень много. Но путь занятия голосом в некотором смысле можно назвать опасным. Почему?
Очень просто навредить по незнанию. Если, например, у человека изначально неправильно поставлен голос и ему неверно объяснили механизм звукоизвлечения — то есть того, как правильно голос должен выходить из тела, то через несколько лет его голос скорее всего износится. И действительно, у многих людей, а особенно у профессиональных и оперных певцов, голоса изнашиваются через 10 -20 лет профессиональной деятельности. Но, если правильно пользоваться голосом, можно, как минимум удвоить профессиональную жизнь на сцене. Например, Шаляпин, Энрико Карузо, Лучано Поваротти пели до глубокой старости.
В развитии голоса большое значение имеет правильное дыхание. Но 90 процентов людей, которые не занимаются музыкой, во взрослом состоянии дышат уже неправильно. И голос, который, как мне кажется, мог бы быть молодым не меньше ста лет, изнашивается очень быстро.
Есть люди, которые умело пользуются голосом. Например, у моего педагога по вокалу, голос не менялся десятилетиями. Когда ей было далеко за 80, голос звучал так, что, общаясь с ней по телефону, невозможно было предположить, что это пожилая женщина. Она всю жизнь занималась йогой, была гибка, спортивна, энергична, и ее голос это тоже подтверждал. Поэтому очень важно начинать заниматься вокалом под руководством опытного наставника и делать это плавно и постепенно.
Как это происходит на наших занятиях?
Я считаю, что чем больше в арсенале инструментов, которыми можно пользоваться для работы с голосом, тем более комфортно и легко происходит процесс. Потому что, там, где, например, не помогает йога, поможет другой метод. Бывают люди, у которых настолько не гибкие суставы, что им тяжело делать упражнения из йоги, тогда мы начинаем бегать и прыгать или петь и бегать. Ведь всегда можно дать нагрузку на голос иначе. Можно даже просто побеседовать. Часто инсайты на наших занятиях происходят не от того как мы позанимались, а от того, как мы поговорили после. Мой комментарий человеку иногда дает гораздо больше информации и осознаний, чем сама практика. Так тоже бывает.
Как опытный переговорщик я даю и техники, и обратную связь максимально деликатно, вежливо, легко и с удовольствием от процесса. Это дает максимально положительный эффект, потому что я не даю человеку шанса обидеться.
Конечно, у многих срабатывает психологические защиты. Тяжело выходить из с комфортного состояния и начинать проявляться и звучать. В этом случае надо понимать, что защиты не вырастают на пустом месте и надо учиться их бережно обходить.
Вокал позволяет обойти бессознательное и обмануть мозг, который будет стоять на страже наших защитных механизмов. Чтобы обойти их, нам нужно просто петь. Потому что пение, это для нашего мозга, как китайская грамота. И нам только это нужно — чтобы никто не читал нотаций, а разговаривал с нами журчащей плавной речью, мягкими интонациями и доброжелательным голосом.
В своей практике я никогда не предлагаю человеку петь на первом занятии. Сначала мы всегда молчим, прислушиваемся к своим реакциям, работаем с телом, осанкой и дыханием. На это уходит какое-то время, может быть даже пару занятий. И когда человек немного привыкает к себе, тогда мы начинаем петь.
Процесс обучения вокалу можно сравнить с вождением автомобиля. Ведь, когда человека учат водить автомобиль, никто не говорит: «Садись, включай пятую передачу и езжай». Сначала показывают, как устроен автомобиль, как включать зажигание. Объясняют правила поведения. Это оправданная и логически выстроенная техника безопасности. С голосом точно также: нам нужно некоторое время потратить на технику безопасности и изучить процесс. Тем более, у каждого водителя своя практика вождения. Так же и у людей. Все совершенно по-разному осваивают технику.
С любыми профессиональными навыками, которые мы нарабатываем, это практика, практика и еще раз практика. В зависимости от уровня группы, я стараюсь давать те упражнения, которые максимально помогут всем продвинуться дальше. Но и индивидуальную рекомендацию к упражнению тоже даю. Потому что любой человек будет совершенно по-своему выполнять эту технику: кто-то лучше слышит, а кто-то лучше видит и т. д. Здесь уже идет элемент коучинга и персональной работы. Потому что у каждого своя сильная сторона, и чтобы развитие было в удовольствие, надо ориентироваться на те вещи, которые даются человеку легко. В группе всегда видно у кого какая сильная сторона, и более того человек всегда сам о себе все рассказывает: что ему нравится, а что нет. Хорошему и внимательному учителю не составит труда нанизать на существующий фундамент то, что поможет развиваться и двигаться дальше.
У меня часто спрашивают: все ли могут научиться петь или кому-то просто не дано?
Как говорил великий Пушкин: «Любви все возрасты покорны». Точно также и пению покорны все возрасты. Потому что на самом деле нет никаких противопоказаний, чтобы начать заниматься вокалом. Просто есть физиологические данные, с которыми более трудно входить в эту воду.
Когда человеку говорили в детстве: «Ой, не пой. Тебе медведь на ухо наступил. А лучше вообще рот не открывай», то чаще всего он живет с этими внутренними приказами и прячет свой голос подальше. Доживает до взрослого возраста, когда уже родители не влияют на него, а все продолжает жить этими установками.
Бывает, что человека прорывает и он внутренне решает: «Я не могу больше! Я хочу петь! Опозорюсь, но попробую». В этот момент, когда он разрешает себе петь, начинается поворотный момент. Конечно, в первый раз человек поет так, как ему скорее всего не нравится. Но когда он принимает это: «Да, я пою ужасно, и я буду петь!" — тогда он проходит эту ступень психологического барьера. И когда мы принимаем в себе свой голос и свое звучание, начинаются внутренние изменения.
Поэтому, сказать, что кому-то не дано нельзя. Да, есть определенные шаги, которые нужно пройти. И если человек хочет звучать, то он эти шаги пройдет. Тот кто ищет, тот всегда находит.
В заключении отвечу на частый вопрос: почему нам не нравится звук собственного голоса в записи?
Как я уже сказала, человек должен пройти момент принятия своего голоса. Но когда мы слышим в свой голос в записи, и он нам не нравится, это совершенно нормально. Почему? Потому что мы привыкли свой голос слышать изнутри, и тело резонирует на него определенным образом. Что происходит, когда мы слышим свой голос на расстоянии? В этом случае мы слышим его совершенно иначе и у него совсем другие вибрации. Надо понимать, что это просто разные звуки и к этой разнице просто привыкнуть. Не отрицать: «Какой у меня ужасный голос», а просто привыкнуть, что снаружи он звучит так. К тому же, нельзя сказать, что окружающие слышат наш голос именно так, как он звучит в записи. Это зависит и от нашего настроения, и от пространства, и от акустики. Насколько качественным микрофоном пользовались, насколько он был направлен на голос или он был рассеян и т. п. Факторов, влияющих на звук в записи очень много. Это чисто акустический момент. Кроме того, наш голос даже в записи никогда не будет звучать одинаково. Голос — это палитра нашего настроения, которая имеет очень много оттенков.
Поэтому надо не удивляться, а слушать, привыкать и знакомиться с собой. Чтобы незаметно для себя, с удовольствием и интересом развиваться, получать пользу от занятий и вести себя к счастью. К полному и счастливому звучанию.