Архетипы для жизни
С особым трепетом пишу эту статью, ведь тема сложная, глубокая и очень важная. В ней столько потенциала для самопознания, развития, нового понимания и взгляда на свою жизнь и проблемы! Поэтому постараюсь донести знания об архетипах доступно, чтобы они стали теорией, пригодной для практики.
Итак, архетипы. Впервые этот термин прозвучал у Аврелия Августина. Но в том значении, которое нам теперь известно, о них заговорил ученик Фрейда Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. Великий мыслитель рано стал увлекаться изучением мифов, сказок, историей религии, восточными учениями и практиками. И позже, в начале 20 века сформировал идею об архетипах.
Что же скрывается за этим благозвучным и непонятным словом?
Давайте взглянем на классическое определение:
«Архетипы (с др.-греч. первообраз, прообраз, образец, отпечаток, форма) — это универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Они спонтанно определяют человеческое мышление и поведение». Из столь академичного определения мало что понятно. Поэтому давайте «по-русски». Юнг выделял уровни бессознательного — индивидуальное и коллективное. Последнее как раз и состоит из универсальных для всех времен и культур архетипов. Архетипы нельзя пощупать, увидеть, даже логически понять — ведь это частицы бессознательного. Но мы можем их как бы ощутить.
Простой пример. Я говорю слово «мать», и у вас (да и у меня) возникает некий образ. Безусловно, у каждого он свой, как и опыт, с этим образом связанный. Но есть нечто общее: мать — это та, которая дала жизнь. Причем образ этот будет понятен человеку из любой страны и эпохи, независимо от пола и возраста. Это и есть архетип — нечто универсальное, общее для каждого из нас. «Общечеловеческое психологическое наследие индивида», — писал Юнг.
Для матери — неважно, современная это женщина или эпохи Средневековья, проживающая в российском Саратове или в африканской деревушке, — всегда характерно проходить следующие циклы: фильтрация (выбор партнера), оплодотворение, удержание, вынашивание ребенка, рождение, сопровождение и отпускание. Думаю, никто не станет спорить, что эти циклы общие для всех матерей. Но проходить их каждая женщина будет по-своему. У кого-то могут возникнуть трудности в одном из циклов. Например, некоторые матери не хотят отпускать своих детей, держатся за них. То есть не могут пройти последнюю стадию, и, таким образом, через них начинает проявлять себя теневая сторона архетипа.
Иначе говоря, архетип — это форма без содержания, кристаллическая решетка. Содержанием — своей психической энергией — наполняем его мы.
Когда женщина решает завести ребенка, у нее актуализируется, то есть становится актуальным, архетип Матери. И он начинает разворачиваться в ее жизни, то есть один за другим она проходит циклы этого архетипа. И ее опыт прохождения уникален.
Мне нравится сравнение архетипа с руслом реки. Есть некое углубление в почве, готовая форма, проторенная дорожка. И когда идет дождь, по этим каналам начинает бежать вода, собираясь в ручейки и потоки. Так вот, если представить, что вода — это наша психическая энергия, тогда русло, по которому она течет, и есть архетип. Форма, которая задает направление психической энергии, когда та попадает в нее. Юнг считал архетипы психологическими аналогами инстинктов, которые действуют независимо от нашего желания и воли.
Они способны завладевать нашим сознанием, поэтому их используют маркетологи для создания брендов. Ими пользуются политики. Юнг утверждал, что фашистская идеология также была построена на действии архетипа («Свои — чужие»), что породило массовый психоз. Целый народ оказался захваченным архетипом и, словно завороженный, находился под его властью.
Вот почему так важно понимать, какие архетипы сейчас действуют в жизни, какие сюжеты разворачиваются. Что за опасности и ловушки они в себе содержат, какие уроки таят.
Ведь если вы осознаете все эти моменты и процессы, то можете ими управлять.
Есть множество систем, описывающих архетипы. Самые известные авторы и их концепции:
- Джин Шинода Болен и архетипические образы древнегреческих богинь и богов, которые могут проявляться через современных женщин и мужчин. Их можно найти в популярных книгах «Богини в каждой женщине», «Боги в каждом мужчине»;
- Кэрол Пирсон с концепцией 12 архетипов, сменяющихся в процессе путешествия Героя. Лучшие книги: «Awakening the heroes within», 1991 год, и «What story are you living?», 2007 год;
- Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, наша соотечественница, создатель целого метода — сказкотерапии, в русле которого работают с архетипами и архетипическими сюжетами. Доступно ее концепция изложена в трилогии «Тайный шифр сказок».
Об этом подходе и поговорим подробнее. Потому что считаю ее систему глубокой, в то же время целостной и хорошо применимой на практике.
Итак, в жизни абсолютно каждого из нас действуют 10 универсальных архетипов, 7 мужских и 3 женских, а также разворачиваются 7 мужских, 7 женских и 7 архетипических сюжетов (уровней) отношений. Не нужно пугаться такого обилия и разнообразия. Обычно у человека в какой-то отрезок жизни ведущими являются несколько архетипов и сюжетов. Потом они сменяются другими.
Количество и названия архетипов выбраны неслучайно. Это ипостаси человеческой души, существовавшие во всех культурах и в любую эпоху. Всегда были Воины, Учителя и Мудрецы, Правители и Слуги. Женщины всегда становились Матерями, Возлюбленными, были Хранительницами сакральных знаний. Они продолжают существовать и сегодня — как части социума и человеческой души. Они есть вовне, есть и снаружи. И важно осознавать, какие из них актуальны именно сейчас.
Архетипы разворачиваются, действуют в жизни, несмотря на то, знаем мы о них или нет. Они просто есть и, как очень древние, наследуемые структуры психики, способны захватить власть над нашим сознанием. Об этом мы говорили выше. Но то, что осознано, становится управляемым.
В следующей статье рассмотрим семь мужским архетипов, отвечающих за нашу социальную активность. Они есть во внутреннем пространстве как мужчин, так и женщин. И ответственны за успехи в обществе (умение отстаивать позицию, брать на себя ответственность за материальную стабильность, поиск своего предназначения и т. д.).
Желаю вам увлекательного и приятного погружения в эту сакральную тему и соприкосновения с частями своего внутреннего мира!