Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Мужские архетипы: 7 проявлений нашей личности

Мужские архетипы: 7 проявлений нашей личности

В предыдущей статье по теме, мы начали говорить о мужских архетипах. Сказали, что их семь и что они ответственны за нашу социальную активность, за проявление в обществе. Давайте рассмотрим их подробнее.

Помните, я приводила пример архетип Воина?

Когда у нас есть запрет на проявление агрессии, мы ее сдерживаем и подавляем. В то время как это здоровое поведение, если наши права ущемляются и границы нарушаются. Агрессия призвана защищать нас и то, что нам дорого. И вот в один прекрасный день (в результате кропотливой работы по принятию своей агрессии) мы наконец позволяем ей выйти на волю, «пускаем ее в дело». И она вырывается из нас мощным потоком, который мы по началу с трудом контролируем. Тогда сказкотерапевт говорит: «Это после стольких лет сна пробудился архетип Воина. И он действует еще неуклюже, не зная, как применять свою силу. Он находится на низком эволюционном уровне, то есть в начале пути своего становления. По мере накопления боевого опыта, он будет овладевать своей силой и научится направлять ее в нужное ему русло».

Но почему нельзя сказать просто, что «для здоровья важно не подавлять агрессию, а для жизни в социуме — научиться отстаивать свои границы»?

Что это за странные метафоры о «пробуждении и развитии своего Воина»? Если речь идет об одном и том же, то зачем изъясняться метафорами? Очень закономерный вопрос. И на него есть как минимум один ответ: «Бессознательное говорит с нами на языке образов». Слышали такое? Согласны с этим?

Я — да! Увидев очередной сон, в котором бессознательное мудро и деликатно показывает мое истинное отношение к текущей ситуации. Или подчеркивает важность каких-то деталей, которым до этого сна я не уделяла должного внимания Удивляюсь, насколько точно оно все передает. И слов для этого не хватит — нужны именно образы. Они больше, шире и глубже слов.

Именно посредством метафор поступают в наше бессознательное послания из сказок, притч и мифов. Зашифрованный смысл доступен не только взрослым, но и детям. Наглядно-образное мышление формируется примерно с 3 лет, соответственно, с этого возраста ребенку можно читать сказки.

Вернемся к мужским архетипам и их значению в нашей жизни. Они есть в личности каждого из нас — и в мужчинах, и в женщинах.

Так вот, мужские архетипы — все 7 — есть в нас. Они могут быть выражены конструктивно и деструктивно, развиты сильно или слабо. Каждый архетип — это, по сути, социальный инструмент. Также можно сказать, что это субличности, которые определяют нашу самореализацию. Давайте, наконец, познакомимся со всеми!

Воина вы уже знаете. Это архетип, отвечающий за отстаивание границ и борьбу за справедливость. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «В архетипе Воина записано яркое чувство территории». Причем эта территория не только материальна — это и профессиональная сфера, семья и дом, интересы и ценности.

Второй архетип — Монарх. Если Воин стремится быть первым и лучшим, то этот «царственный» архетип хочет быть главным. Однако на 100% это верно для Монарха низкого эволюционного уровня. Тот, у кого высоко развит этот Архетип, стремится к Ответственности. Ну или, по крайней мере, он осознанно берет ее на себя, а власть и привилегии для него — вещь сопутствующая, вторичная, приятный бонус.

То есть Монарх — эта часть нашей души, отвечающая за проявление лидерских качеств и способность управлять, брать на себя ответственность за других. И речь идет не только о руководящих должностях на предприятии, ведь можно быть главой маленького королевства — семьи.

Итак, Воин территорию расширяет и защищает, Монарх — ей управляет. А третий — архетип Крестьянина — о ней заботится. Материальная стабильность, достойный жизненный уклад, большая дружная семья, соблюдение традиций — вот его задачи и сферы интересов. Крестьянин в хорошем смысле «приземлен» и твердо стоит на ногах.

В противовес ему, стремящемуся к стабильности, действует другая наша часть — архетип Купца. «Жизнь — это захватывающее приключение!» — его девиз. Этот архетип в ответе за постоянное обновление в жизни, за интерес, поиск нестандартных решений и выходов из сложных ситуаций. Благодаря ему, мы способны воспринимать жизнь как приключение, легче относиться к непростым обстоятельствам и «креативить».

Пятый архетип — Философ. Его задача — постичь истину, причинно-следственные связи явлений, создать свою теорию и передать ее потомкам. В общем, это прораб на постройке нашей картины мира.

И, наконец, шестой и седьмой архетипы. Они направлены не вовне (на преобразование окружающей действительности), а внутрь — в мир духовный.

Шестой архетип — Монах. Он занят поиском предназначения, которому можно посвятить свою жизнь. Это может быть деятельность, идея, Бог.

Седьмой архетип, наш внутренний Слуга, отвечает за способность подчиняться — как обстоятельствам, которые нельзя изменить, так и начальству. Слуга уравновешивает Воина и Монарха, формируя такие внутренние качества, как терпение, смирение. Соответственно, делает нашу личность гармоничной, а нас — гибкими. Помните известную молитву немецкого богослова, которая стала популярным изречением? Она висела над рабочим столом президента США Джона Кеннеди, а в наши дни популярна среди психологов: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Первая часть — про силу архетипа Слуги.

Вот они — семь мужских архетипов, семь ипостасей нашей души. Почему Татьяна Зинкевич-Евстигнеева выбрала именно такие названия для архетипов? Потому что эти проявления мужественности существовали всегда, в любую эпоху и в любой точке мира. Всегда были воины и рыцари, короли, управленцы, вожди. Везде были свои охотники и предприниматели, мудрецы и ученые, жрецы и священнослужители, рабы и слуги.

Как говорят сказкотерапевты, меняются только названия и декорации, а действие архетипов остается прежним: люди испытывают те же чувства, в их жизнях разыгрываются те же архетипические сюжеты, что и сотни лет назад. Чтобы проверить это, достаточно взять любое произведение Шекспира, Мольера или мифы Древней Греции. Прочитать и понять, что они и сейчас актуальны и цепляют за живое.

Это и есть действие архетипов — то, что нас объединяет, несмотря на пространство и время нашего существования.

Помимо мужских, во внутреннем мире каждого из нас действуют еще 10 универсальных и 3 женских архетипа, 7 архетипов отношений, 7 мужских и 7 женских архетипических сюжетов. Да, вот так сложно устроено наше внутреннее пространство с точки зрения сказкотерапии.

Как применять эти знания на практике?

Можно осознать эти части своего внутреннего мира, понять, какие из них проявлены больше, какие — меньше, а какие хочется усовершенствовать. Эти знания задают ориентиры для развития, движения вперед и предупреждают о ловушках на пути к цели. Можно актуализировать (пробудить) те архетипы, которые дремлют или слабо представлены, выполнив для этого специальные задания и, конечно же, написав сказку. Ведь архетипы мы рассматриваем в рамках метода сказкотерапии. Как и любое направление арт-терапии, это мощный инструмент самопознания и развития, который отличается мягким, бережным и в то же время глубоким воздействием.

Перейти к следующей статье ➯ Женские сценарии 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Архетипы для жизни

Об авторе
Анастасия Ступникова
-->