Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Депрессия: причины и симптомы

Депрессия: причины и симптомы

Достоверно известно, что каждый человек переживает свое бессилие по-разному: один ищет силы в других (и тогда собственная несостоятельность становится способом борьбы за их силу), другой обвиняет себя или окружающих. Бывает и так, что от бессилия человек становится сильнее других. Печаль является уделом человека. Даже у самых невозмутимых людей случаются периоды депрессии, когда мир вокруг них тускнеет и самих себя они видят в темных тонах. Именно поэтому появление депрессии на клинически значимом уровне можно ожидать у каждого четвертого человека в любой период жизни.

Депрессия в глобальном масштабе является скрытой эпидемией, поскольку лечение получает лишь незначительное количество людей. В Европе 43% из 75 тыс. взрослого населения, страдающего от депрессии, никогда не обращались к врачу. Потеря трудоспособности в связи с этим психическим расстройством превышает аналогичные показатели при таких хронических заболеваниях, как артрит, гипертоническая болезнь, заболевания желудочно-кишечного тракта и легких.

Ухудшение качества жизни, связанное с депрессией, впечатляет. Почти у всех, кто перенес депрессивный эпизод, сохраняется высокая вероятность возникновения повторных приступов болезни, в таких случаях 20% продолжительности жизни занимает депрессия.

В последнее время понятие «депрессия» приобрело широкое потребление. В клиническом смысле этим термином описывают различные состояния пониженного настроения, связанные с невротическими и реактивными состояниями, расстройствами личности или теми, причина которых является эндогенной(из-за внешних факторов).

Существующие классификации направлены прежде всего на разделение депрессивных расстройств по выраженности симптоматики, а методы терапии в каждом отдельном случае отличаются жонглированием дозами препаратов.

Почему возникает депрессия? Причины

Психопатологические расстройства можно рассматривать с двух разных аспектов: феноменологического и психодинамического.

Феноменологический подход к психопатологии является описательной дисциплиной, которая занимается разграничением, определением, категоризацией и взаимосвязями симптомов при различных патологических синдромах, которые составляют психические болезни.

Некоторые клиницисты пытаются не только описывать клинические феномены, но и делают попытки найти им объяснение с точки зрения глубинных психологических процессов, обусловливающих возникновение этих явлений. Данный подход заключается прежде всего в выявлении психологического конфликта и психологических механизмов, лежащих в основе психических расстройств.

В настоящее время не существует универсальной психодинамической гипотезы, характерного типа личности, стрессовых событий в жизни или травматических переживаний в процессе психологического развития, специфических для депрессивных состояний, способных объяснить основы всех форм депрессий. Психодинамическая концепция, опираясь на признанные в настоящее время клинические классификации, использует для понимания депрессии подход, основанный на изучении субъективной реальности человека, в которой возникло заболевание. 

Первую попытку понять психологическую подоплеку депрессии сделал Фрейд в начале ХХ в. В своей книге «Скорбь и меланхолия» он указал на связь между потерей значимого объекта и возникновением скорби и меланхолии. Этим объектом, по его мнению, можно считать эмоционально значимое для пациента лицо. Согласно Фрейду, скорбь возникает из-за потери такого объекта, в который были «инвестированы» силы, надежды, устремления. То есть скорбь является, так сказать, возвращением «акций» эмоциональной заинтересованности в потерянном объекте для того, чтобы через некоторое время вложить их в другой.

Депрессию сопровождают ощущения подобные горю, но понять, что именно потеряно бывает чрезвычайно трудно. Важным открытием основателя психоанализа было то, что и скорбь, и меланхолия возникают после потери объекта любви вследствие смерти или в результате отталкивания. Однако существует разница между грустью нормального человека и переживаниями депрессивного пациента. Важным было наблюдение Фрейда об утрате самооценки при меланхолии — «пациент обвиняет и наказывает сам себя». Пациент действительно теряет интерес и, как он сам утверждает, не способен любить.

Во время депрессии человек испытывает внутреннюю пустоту, все переживания возвращаются назад, к прошлому, без всякой перспективы и надежды на лучшее будущее. Главным защитным механизмом при депрессии является отрицание или искажение реальности в соответствии с внутренними переживаниями и конфликтами.

Причины депрессивного состояния, как правило, не осознаются. Попытка их проанализировать позволяет выделить четыре важных концепции:

  1. Переживание потери, при которой субъект теряет важного с точки зрения эмоциональных отношений человека, или переживает разочарование в людях, с которыми предварительно связывал свои ожидания.
  2. Переживание вины. Вина — еще одно негативное переживание, которое играет чрезвычайно важную роль в иллюзорном сохранении отношений с потерянным объектом, не дает возможности отпустить его («пока не искупишь вину или не извинишься»). Кроме того, за чувством вины скрывается желание уничтожить того, перед кем виноват, и тогда не чувствовать ее.
  3. Переживания агрессии и ненависти. Эти чувства никогда не находили общественного одобрения, напротив, вызывали осуждение. Чаще всего данные переживания как непристойные вытесняются из сознания или направляются на самого себя. Поэтому одним из симптомов депрессии могут быть идеи самообвинения, греха, с помощью которых человек словно защищает дорогой ему объект от обвинений.
  4. Проблемы самооценки. Они возникают тогда, когда ожидания одобрительной оценки и хорошего отношения сталкиваются с несправедливым обвинением, недооценкой, ограничением прав и высмеиванием.

Теоретические подходы к изучению последнего вопроса были сформулированы последователями Фрейда: Х. Когутом, А. Гольденбергом и теории М. Клайн и Д. Винникот. Так, наблюдая за младенцами, М. Клайн пришла к выводу, что каждый ребенок в своем развитии проходит депрессивную фазу. Эта фаза совпадает с периодом осознания малышом своей обособленности от мамы. Так же сюда присоединяется осознание, что женщина, которая кормит, заботиться и гарантирует безопасность, не всегда доступна. Это драматическое переживание может вызвать беспокойство и страх, ведь вместе с недоступностью ребенок теряет тепло и еду. Кроме того, могут появиться фантазии, что мама может быть злой и способна наказать из-за присущей ей злобы за какие-то недосягаемые желания. Такой травматический опыт может стать первым переживанием депрессии, которая затем будет всю жизнь, если родителям не удастся убедить ребенка в ошибочности переживаний. Став взрослыми, такие люди чувствуют себя брошенными, малостоящими, такими, которые не заслуживают внимания и любви. Они остаются с неудовлетворенными потребностями и, как правило, не могут обеспечить себе в собственном окружении доброжелательную, безопасную атмосферу.

Е. Бибринг предложил еще одну концепцию возникновения депрессии. Главным чувством, вокруг которого концентрируются переживания, он считал беспомощность. Именно она характерна для младенца, когда он всеми возможными способами информирует окружение о своих потребностях. Плач и страх ребенка сигнализирует о его желании быть защищенным. Если после многократных попыток малыш не достигает желаемого результата, возникает стойкое ощущение беспомощности и депрессии. Даже кратковременное чувство голода для него — это переживание, сигнал угрозы его существованию. Если усилия удовлетворить потребность остаются неэффективными и такая ситуация повторяется, ребенок будет воспринимать себя как личность, не способную достичь цели и удовлетворить свои основные потребности. К этим потребностям относятся:

  • желание быть важным, любимым и уважаемым, а не худшим и малостоящим;
  • желание безопасности и силы, а не слабости и беззащитности;
  • желание быть хорошим, любящим, а не агрессивным, ненавистным и деструктивным.

Если в своей жизни кто-то попадает в ситуации, которые делают невозможным достижение этих целей, возникает движение в сторону беспомощности и депрессии, которая скрыта в психике каждого человека.

Социальное взаимодействие

У депрессивных людей имеется постоянное ожидание ощущения покинутости и унижения. Они готовы что-то делать или чем-то пожертвовать, чтобы только удовлетворить лицо, которое боятся потерять. Однако эти люди не способны поддерживать близкие отношения и положительно реагировать на проявления любви и одобрения. Их проблема — это отсутствие уверенности в возможности сохранения позитивного отношения к себе в течение длительного промежутка времени. Депрессивные личности могут чувствовать себя достаточно комфортно в ситуации, определенным образом напоминающую ту, в которой они выросли. Часто эти люди продолжают жить с родителями и пытаются поддерживать такие же отношения, как в детстве. Депрессивный человек женится на женщине, которая относится к нему как его мать, и наоборот, депрессивная женщина выходит замуж за мужчину, который относится к ней как ее отец. Даже в профессиональной сфере такие люди комфортно чувствуют себя в роли ребенка. Они легко становятся подчиненными или постоянно пытаются вызвать к себе проявления восторга, которые ребенок ожидает от родителей.

Депрессивные личности имеют базовую проблему чрезмерной враждебности. Но они направляют эту агрессию на себя и страдают от чрезмерного чувства вины. Значительное количество депрессивных людей не проявляют признаков враждебности, пока серьезно не нарушится равновесие в их отношениях с ближайшим окружением. У многих имеется амбивалентное отношение ко всем, кого они любят.

Личностные факторы

Многие расценивают потерю физической силы или привлекательности как фиаско или катастрофу. Особенно, когда это случается внезапно, в результате несчастного случая, болезни или потери близкого человека (вследствие смерти или разлуки). У некоторых людей это может привести к дезадаптации. Достаточно часты кризисы середины жизни. У тех, кто имеет хорошие и надежные отношения, развиваются невротические депрессии, а если отношения и привязанности ненадежны, могут развиться тяжелые депрессии.

Как депрессивным личностям, имея такие трудности в поддержании отношений с окружающими, удается довольно успешно жить и работать до возникновения депрессии? Каким образом они способны вызывать положительное впечатление? Как после перенесенной депрессии они восстанавливают эмоциональное равновесие? Можно указать две причины.

  1. Последовательное отношение в детстве. Как бы ни было трудно адаптироваться к строгой дисциплине и послушанию, это становится возможным при условии, если родители относятся к ребенку последовательно. Последовательность является необходимым условием для формирования ожиданий ребенка. Тогда требования и строгость родителей являются предсказуемыми и понятными. Ребенок, который постоянно ожидает строгости, чувствует себя лучше, чем когда он не знает чего ему ожидать, несмотря на то, что он страдает от скрытого гнева.
  2. Эмоциональное принятие и близость. В качестве компенсации за послушание депрессивная личность в детстве вознаграждается эмоциональным принятием и близостью. Такой ребенок способен построить достаточно реалистичные отношения с окружающими, в том числе близкие эмоциональные. Главной силой самооценки ребенка является идентификация с силой и достоинствами родителей.

Особенность депрессивного процесса — аффективное состояние бессилия, неспособности и беспомощности. Можно сказать, что это —общечеловеческий способ реагирования на фрустрацию, который имеет такие же основания, как и реакция страха на угрозу. Каждый из нас стремится быть любимым и чувствовать уважение к себе. Каждый пытается чувствовать себя важным, сильным и уверенным в себе. Каждый хотел бы любить. Фрустрация этих трех потребностей реактивно приводит к депрессии, поскольку именно они составляют ядро самооценки и самоуважения. Можно отметить, что чем больше дистанция между личными идеалами и реальным поведением, тем более приближенной к психотической становится депрессия. В таких случаях душевный дискомфорт достигает уровня невыносимого. Депрессивный человек чувствует себя абсолютно ничтожным и ни на что не способным.

Следует отметить, что в большинстве психоаналитических исследований, посвященных депрессиям, игнорируется биологическое основание депрессии, а клинико-феноменологическое понимание депрессивной болезни носит описательный характер и является симптоматическим. Эти две позиции имеют преимущественно характер монолога и адресуются к разным кругам специалистов. Сегодня возможен диалог различных подходов: биологического, психодинамического и психосоциального, что значительно расширяет представление о патогенетических механизмах возникновения депрессии, а затем позволяет отойти от чисто биологической точки зрения возникновения депрессии и рассматривать терапию как метод социального, биологического и динамического воздействий.

Перейти к следующей статье ➯ Как стать сильнее физически и духовно 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Женщина должна. Про ненужные жертвы 

Об авторе
Игорь Науменко
Тренер-консультант CROSS. Эмоциональный интеллект
-->