Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
7 правил ораторского искусства вне времени и пространства

7 правил ораторского искусства вне времени и пространства 

Время меняет всё вокруг: границы стран и очертания материков, общество, его образ жизни и мышления. В искусстве одни направления расцветают, потом исчерпывают себя и входят в мировую историю, уступая место другим. И ораторское не исключение — оно меняется вместе с нами.

Еще вчера спикер вещал с трибуны и был недосягаем, возвышен над публикой. Сегодня он спустился с пьедестала и искренне раскрывает душу перед слушателем, как будто ведет с ним дружескую беседу. И задумывается о том, что важного и полезного может дать людям в аудитории… По крайней мере, хочется верить, что таких ораторов большинство!

Но есть то, что, на мой взгляд, будет всегда. Как всемирный закон тяготения, эти правила ораторского мастерства будут действовать независимо от того, в каком году/веке и часовом поясе мы живем.

Итак, какие же это правила и законы?

 

Правило 1. Речь должна быть простой и ясной

Как майское небо поутру. (Конечно, если перед Вами не стоит задача запутать людей в аудитории!)

Итак, 3 кита, на которых базируется ясность: 

- знать своих слушателей и говорить с ними на одном языке (подстраиваться под них);

- чётко знать цель и средства выступления (куда и как Вы будете идти, вести за собой);

- использовать простые слова и предложения (без специальных терминов, аббревиатур и обилия деепричастных оборотов).

Теперь чуточку подробнее.

Чтобы говорить с людьми на одном языке, нужно знать их особенности: возраст, пол, род занятий, религиозную и политическую принадлежность и т. д. Одна и та же лекция о безопасности дорожного движения для учащихся 3 «Б», старшеклассников и для учителей школы превратится в три разных лекции. Ведь материал Вы будете доносить по-разному. Для детишек добавите больше примеров и интерактива, возможно, проведете лекцию в игровой форме. Взрослых порадуете историями из жизни, метафорами и сравнениями. И, конечно, язык повествования! Он будет кардинально различаться во всех трех случаях.

Христос делал сложное простым для обычных людей, связывая его с тем, что им знакомо, с чем они сталкивались каждый день. Он сравнивал Царство Небесное с закваской или с заброшенным в воду неводом. Поэтому людям становился ясным высокий смысл, заложенный в притчах. Давайте, как Христос, будем подстраивать свою речь под слушателей в аудитории! Иначе риск быть непонятым высок.

Еще ясность боится специальных терминов. Я бы даже сказала, она от них гибнет. Если я выступаю перед людьми, далекими от моей профессии, никогда не буду их мучить «каузальной атрибуцией», «фиксацией на оральной стадии» и даже «социализацией». (Здесь Вы с легкостью вспомните не менее страшные словечки из своей профдеятельности!) Итак, я буду выражаться настолько простым языком, чтобы смысл был ясен даже первоклашке.

Серьёзно! Поймайте ребенка лет восьми и выступите перед ним. А потом внесите правки в свою речь в соответствии с его вопросами. Это прекрасное упражнение! Если оно Вам кажется несколько экстремальным (или боитесь перегрузить ребенка информацией), возьмите в слушатели своего друга, который далек от темы Вашего доклада, и выступите перед ним.

И пару слов о простоте.

У «радийщиков» есть такое правило: корреспонденты и ведущие в радио сюжетах должны пользоваться языком, который будет понятен человеку с уровнем интеллекта ниже среднего. Почему, как думаете?

Верно! Чтобы речь была доступна всем и каждому (ведь умный поймет и так). И еще потому, что на слух информацию воспринимать сложнее. Читая газетную статью, можно вернуться к предыдущему абзацу и просмотреть его еще раз. Здесь такой возможности нет. Поэтому речь произносимая должна быть максимально простой для восприятия.

Возможные препятствия на пути к простоте и ясности:

* желание показаться слишком умным и компетентным;

* путаница в мыслях по теме выступления.

Как бороться:

Обуздать своё эго и разобраться в теме.

 

Правило 2. Чтите закон. Закон композиции

Начиная со времен Аристотеля, речь выступления делится на начало, конец и то, что между ними, — вступление, заключение и основную часть.

Закон композиции встречается повсеместно: в искусстве, природе, жизни… Его нужно учитывать и оратору. Практика показывает, что чаще всего у спикеров (не только начинающих) «страдают» вступление и заключение. А ведь они — показатель мастерства! Потому что по вступлению Вас встречают, как по одёжке. А заключение больше всего запоминается слушателям.

Возможные сложности:

* желание сразу перейти к основной теме, минуя вступление;

* и нежелание отрепетировать финал (в надежде, что подходящие слова в нужный момент придут сами).

 

Правило 3. Воздействуйте на зрительное восприятие людей в аудитории.

Реквизит, картинки, сравнения и метафоры — в помошь!

Пробежимся по основным моментам!

Создавая образы, будьте определёнными. Вместо неопределенного слова «обезьяна» лучше сказать: «старый рыжий орангутан». Ибо каждый представит своё. Детально прорисованные картинки лучше запоминаются.

Используйте сравнения и метафоры — одни из основных инструментов спикера. Они не просто украсят речь, но и прочными канатами свяжут старое и привычное с новым и неизвестным.

Если называете цифры, особенно важно использовать сравнения! Так как цифры тяжело воспринимаются на слух. Что легче себе представить: «50 тонн картофеля» или «целый ж/д вагон корнеплода»?

Факты рисуют картинку.

Лучше общую абстрактную фразу «Курение убивает» сделать наглядной при помощи подробностей: «Рак легких убивает каждого десятого курильщика. Это связано с тем, что в табачном дыме кроме пугающих мышьяка, свинца и аммиака содержится еще около 45 канцерогенов».

Сложности: могут возникнуть с подбором подходящих метафор и сравнений. И лучшее упражнение в таком случае — чтение художественной литературы.

 

Правило 4. Повторяйте Ваши главные мысли, но формулируйте их по-разному

Одну и ту же мысль можно донести многими способами.

Например, вот два разных предложения с похожим смыслом: «Вам не удастся объяснить что-либо, если вы сами в этом не разобрались. Чем лучше Вы ориентируетесь в теме, тем проще Вам будет донести суть другим людям».

Знаком вам такой прием? Наверное, большинство сейчас вспомнили школьные учебники, в которых он постоянно используется… «Повторенье — мать учения», — говорили наши учителя.

Возможные сложности: неумение грамотно строить предложения и находить синонимы. И в таком случае на помощь может прийти всё то же упражнение из предыдущего пункта!

 

Правило 5. Не беритесь освещать сразу большое количество вопросов

За ограниченное время нельзя нормально, качественно разобрать больше одного-двух аспектов большой темы или проблемы. Это факт. Поверьте моему горькому опыту и смиритесь! :)

 

Правило 6. Читать или заучивать речь? Выбор за Вами!

Михаил Ефимович Литвак говорит, что читать можно. Карнеги утверждает, что записи в руках оратора на 50% уничтожают интерес к выступлению. Решать — Вам. На мой взгляд, лучше держать краткие записи (в виде структуры или плана) для уверенности, но заглядывать в них изредка. Даже в TED конференциях используют карточки.

В общем, лучше выступить, поглядывая в записи, чем не выступить вообще. (Представляю лицо перфекциониста, читающего эти строки. Но да, это факт, доказанный на практике!)

Качество наращивается постепенно. И складывается оно из количества разных выступлений: удачных и не очень. Спросите любого спикера со стажем или доверьтесь философскому закону перерастания количества в качество.

Полезный совет: выступайте, как можете, и работайте над памятью!

 

Правило 7. Последнее, самое главное!

Невозможно завоевать интерес слушателей путём механического соблюдения правил. Это не инструкция по применению пылесоса! В первую очередь важны эмоции и настроение! Думаю, Вы согласны!

Здесь полезно поразмышлять над тем, а цепляет ли Вас тема Вашего выступления? Интересна ли она Вам? А если нет (и такое, к сожалению, бывает нередко), то что можно в ней найти интересного? Что важного и полезного Вы можете дать людям?

Честно ответив себе на эти вопросы, можно найти источник эмоций и вдохновения.

И, в качестве заключения, возможно, слегка высокопарное, но полное смысла изречение Дейла Карнеги: «Речи, в которых больше всего пользы, — те, в которых Вы больше всего раскрыли себя».

 

Перейти к следующей статье ➯ Оживляем выступление
 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Какой Вы оратор? Три типа ораторов 

Об авторе
Анастасия Ступникова
Тренер по ораторскому мастерству КРОСС, психолог, радиоведущая
-->