Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Оживляем выступление

Оживляем выступление

Давайте представим, что Ваше выступление — это блюдо. Если из ингредиентов в нем будут присутствовать исключительно факты, умозаключения, примеры и статистика, то на вкус оно точно получится пресным. Если в нем будут несвежие, всем известные факты и старая, прошлогодняя статистика, то никто его даже не станет есть, а если кто-то из слушателей и рискнет, то наверняка получит несварение.

Вывод: «Выступление — это блюдо, которое нужно подавать горячим и вкусным». То есть, интересным, ярким и, как следствие, запоминающимся. Но как это сделать? Что поможет нам привлечь внимание людей к нашей речи? И что поможет запомнить наши слова? Давайте поразмышляем вместе!

Мы, люди, так устроены, что никогда не пройдем мимо новой и интересной информации. Мы непременно обратим на нее внимание, порадуемся ей, возьмем и примем к сведению, а потом уже будем решать, важна она для нас или нет. Причиной всему — «вшитая» в нас программа выживания. Новая информация — это возможность адаптироваться к внешнему миру. «Ага, вот мамонт. Это вкусно. А вот саблезубый тигр. Он вчера съел соседа по пещере Васю — значит, он  опасен». Примерно так информация о мире помогала нашим предкам выживать раньше. Так  же трепетно мы относимся ко всему новому и сегодня. Правило распространяется абсолютно на всю новую информацию. Это закон: всё неизвестное сразу же привлекает внимание и подвергается изучению и исследованию. Получается, в выступлении новой должна быть либо информация, которую Вы собираетесь донести, либо форма подачи.

Как привлечь внимание, стало более или менее понятно. Но как сделать выступление запоминающимся? И на помощь снова приходит знание физиологии. Как утверждают нейробиологи, у нас с вами в организме есть кнопка «сохранить» (запомнить). Это нейромедиатор дофамин, который выделяется всякий раз, когда наш мозг сталкивается либо с новой (это мы обсудили выше), либо с эмоционально окрашенной информацией. То есть, с той, что вызывает любые сильные эмоции и переживания: негативные (расставание с любимым, психологическая травма, ссора с лучшим другом) или позитивные (рождение ребенка, первый поцелуй, успешно сданный экзамен). Всё это, благодаря дофамину, запомнится если не навсегда, то уж точно надолго.

Теоретическую часть мы усвоили. Теперь как применить это на практике?

Такие эмоционально окрашенные моменты можно и нужно создавать в выступлении. Они, словно приправы, придают речи вкус, цвет и запах. Вот несколько простых способов их добавить.

 

- Использовать реквизит.

Помните выступление Билла Гейтса, который, рассказывая про борьбу с малярией в бедных странах, выпустил из банки комаров?

«Так вы сможете лучше понять бедных, умирающих от малярии», — сказал он. По залу прокатилась волна шока и недоумения, потом — облегчения (после известия о том, что комары не инфицированы). А это выступление в сети быстро набрало миллионы просмотров. Нестандартный подход и сила страха сделали свое дело.

Конечно, Вам не стоит нести на деловую презентацию насекомых в банке, но какой-нибудь реквизит в тему точно оживит выступление.

 

- Неожиданные, шокирующие факты и статистика.

Да, данные и числа тоже могут быть интересными. Если они касаются каждого или дают новое видение окружающей действительности, то точно вызовут эмоции. Так, автор книги «Психопат-тест» Джон Ронсон ошарашил аудиторию на одной из TED конференций: «Каждый сотый человек является психопатом. В этом зале 1500 человек. Пятнадцать из собравшихся — психопаты».

 

- Фото, видео, слайды

Помните, каким образом мы черпаем основную информацию о мире? Верно, посредством визуального канала. Яркий, эмоциональный слайд, забавный или серьезный видеоклип, запоминающаяся демонстрация — всё это точно пойдет на пользу выступлению.

Нет возможности подключить визуальные средства? Рисуйте картинки и образы своей речью! Ученые доказали, что эффект от воображаемых картин практически такой же, как и от реальных. Проверьте прямо сейчас! Скажите лимон, опишите его подробно и детально, и почувствуете, как выделяется слюна.

 

- Запоминающиеся цитаты и реплики.

«Цифры — музыкальные ноты, которыми пишется симфония Вселенной», — изрек австралийский шоумен Адам Спенсер в своем выступлении, и фраза тут же стала популярной цитатой.

 

- Юмор.

Если продолжить сравнение с приправами и добавками, то можно сказать, что юмор — это сахар. Его любят все, однако тут очень важно не переборщить. Еще обязательное условие: оратору нужно обладать чувством юмора. Проверьте его сначала в обычной жизни, а потом уже используйте на сцене.

И лучше отказаться от анекдотов (если Вы не юморист с федерального канала). Забавные случаи из жизни, метафоры и сравнения, слайды в презентации — выглядят гораздо изящнее.

 

- Личные истории.

Пожалуй, самый беспроигрышный вариант. Искренне поведав свою историю, Вы решите сразу несколько задач: раскроетесь как личность, станете для аудитории «живым» человеком, из крови и плоти, установите контакт с людьми и сделаете выступление незабываемым. Потому что воспринимать настоящие, искренние «живые» истории от соплеменников — часть нашей человеческой природы.

 

Вот несколько ингредиентов и приправ, которые гарантированно сделают Ваше выступление вкуснее. Их можно смешивать и получать неповторимые сочетания. Конечно, как и во всем, при этом важно соблюдать меру.

И, самое главное, каким бы способом Вы не решили приправить свое выступление, делайте это искренне и с любовью — как истинный шеф-повар!

 

Об авторе
Анастасия Ступникова
Тренер по ораторскому мастерству КРОСС, психолог, радиоведущая
-->