Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Пройти курс бесплатно!
Как сделать речь вкусной? Выразительные средства языка

Как сделать речь вкусной? Выразительные средства языка

Если поднапрячься и извлечь из памяти уроки русского языка, можно вспомнить, что выразительные средства украшают и проясняют речь, помогают говорящему рисовать картинки и образы. А образность — это один из главных инструментов оратора. Иначе говоря, речь будет скучной и пресной, если ее не приправить выразительными средствами.

Вот далеко не полный их список: метафора, повтор, разъяснение, рафинирование (обобщающий повтор), призыв (восклицание), цитирование, перекрещивание (хиазм), повышение напряжения, противопоставление (антитеза), промедление, неожиданность, намек, описание (парафраза), преувеличение (гипербола), кажущееся противоречие (парадокс), мнимый вопрос (риторический), переименование (синекдоха).

Готова поспорить, вас напугал этот хоть и не полный, но весьма внушительный список, и вы уже собираетесь закрыть эту статью. Подождите! Конечно, полезно изучить их все. Но для начала можно вооружиться самыми необходимыми и часто употребляемыми средствами. Давайте сделаем это прямо сейчас!

Только помните, что все вместе их использовать не стоит — всё хорошо в меру. Поговорка «Кашу маслом не испортишь» не про этот случай.

Пример и сравнение

Важнейшее правило гласит: всё абстрактное нужно представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, а также образов и коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок (например, ваша аудитория — малыши), то речь должна быть особенно наглядной.

Сравнения и примеры вносят ясность. Они — как мостики между новой информацией и уже известным нам фактом. Эта связь (мостик) и помогает пониманию. (Кстати, найдёте краткое сравнение в этом абзаце?)

Если я скажу: «Ростовская область большая и занимает примерно 101 тысячу квадратных километров», — вряд ли это о чем-то вам скажет. А если употреблю сравнение: «Ростовская область достаточно велика: ее площадь почти равна площади Греции (132 тыс. кв.км) и гораздо больше Латвии (64,5 тыс. кв.км)». Так звучит впечатляюще, правда?

Отсюда правило: понятия и цифры ВСЕГДА делаем наглядными.

Наряду с развернутыми сравнениями используют сравнения краткие. «Предприятия нашей экономики, как увядшие листья, лежат на земле», — изрек однажды пример такого сравнения известный оратор Франклин Рузвельт.

Метафора

Метафора — особая форма сравнения, работающая также по принципу «неизвестное соединяется с известным».

Конечно, метафоры не создаются искусственно. Они приходят на ум, когда у нас есть опыт наблюдения за явлениями природы, отношениями между людьми, жизнью вообще.

Почему нужно использовать их в речи? Как правило, яркие метафоры остаются в памяти людей.

Но с ними нужно обращаться аккуратно, т.к. они могут разрушаться. Такое случается, когда оратор допускает логическую ошибку или смешивает два несовместимых образа. «Зуб времени уже осушил много слез», — закончил надгробную речь один оратор, чем и вошел в историю.

Короткие рассказы

Небольшие воспоминания о пережитом, вставленные в речь анекдоты — все это разнообразит речь, вдыхает в нее жизнь.

Еще хорошо действуют подробности. «Иногда богатые люди получают от высоких доходов мало счастья». Высказывание абстрактно. Но подробности и конкретный пример творят чудеса: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более 1 миллиона долларов, но мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что болел и питался кашей и картофельным пюре».

Сухие факты или описание событий можно выразить через диалог. Прямая речь всегда оживляет.

Очень ярко продемонстрировал это доклад британского политика Ллойда-Джорджа, произнесенный в начале Первой мировой войны. Вместо скучного описания политической ситуации, политик разыграл мини-спектакль, в котором каждое государство рассказывает о своих мотивах и планах: «Бедная маленькая Бельгия говорит: "Мне не нужно никаких французских корпусов, я полагаюсь на обещание кайзера"» И всё в таком духе.

Еще один «оживляющий» прием: все события из прошлого переносить в настоящее время. Не: «Пять лет назад я шла по улице и увидела его». Лучше сказать: «Это было пять лет назад. (а дальше продолжить повествование, как будто ты переживаешь всё заново, здесь и сейчас) Иду я после работы и вдруг вижу его»...

Повтор

Он особенно важен в ораторском искусстве и используется для привлечения внимания к основной мысли. Благодаря этому важная информация не тонет в зыбучих песках речи, а закрепляется в памяти слушателей. «Повторение — мать учения», — твердили нам учителя, и ведь не зря!

Основных видов повтора много, и смысла разбирать их сейчас нет. Стоит только сказать, что дословный повтор только что сказанного хорош при восклицании. Но в целом, с ним нужно быть аккуратным: его частое употребление может создать эффект «зомбирования», из-за чего пропадают искренность речи и доверие аудитории.

Лучше использовать варьируемые повторы: то же содержание, но в новом словесном оформлении. Это удовлетворит даже самого взыскательного слушателя. Тем более, такой повтор он скорее всего и не заметит.

Призыв (восклицание)

Обычно им пользуются под занавес своего выступления, когда хотят добиться от слушателей каких-то действий.

«Так давайте исправим ситуацию, друзья!» И если Вы действительно хотите, чтобы «друзья» это сделали, не призывайте часто. От этого волшебное действие этого приема исчезает.

Перекрещивание (хиазм)

Очень повышает убедительность и наглядность. Это расположение четырех членов предложения крест-накрест. Фраза Станиславского «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве», — всем известный пример хиазма.

Промедление (запаздывание)

Самый настоящий возбудитель любопытства слушателей. Когда главную мысль мы не раскрываем сразу, а немного оттягиваем момент. Например, только намекаем на решение проблемы. В зале повисает ожидание, все разгадывают ребус: что же будет дальше?

Правда, есть одно НО: прием работает, если оратор до этого уже завоевал внимание аудитории.

Цитирование

Некоторые ораторы любят украшать свою речь множеством цитат и не уйдут, не обрушив на слушателя припасенный список мирового кладезя мудрости. Цитаты — это прекрасное средство! Только они непременно должны быть к месту, и их количество не должно раздражать.

«Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза», — изрек в тему врач и философ 16 века Парацельс.

И, наконец, риторические вопросы. Как же без них?

Это вопросы, ответа на которые не ждут. Но, задавая их, оратор стимулирует слушателя к размышлению и ставит его во взрослую позицию, говорит честно и на равных.

Только, использовать этот, как, впрочем, и остальные приемы, нужно так, чтобы аудитория самостоятельно догадывалась, что имеется в виду.

В общем, будьте проще в прямом смысле слова. И помните закон психологии масс: уровень интеллекта аудитории всегда ниже уровня интеллекта каждого человека, ее составляющего.

                                                   Курс по теме ⇩⇩⇩

Об авторе
Анастасия Ступникова
Тренер по ораторскому мастерству КРОСС, психолог, радиоведущая