Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Как воспитание влияет на наше тело и характер?

Как воспитание влияет на наше тело и характер?

Давайте для начала определимся, что такое характер. Это отношение к себе самому, другим людям, деятельности и тому, что происходит вокруг. Он очень устойчив, сохраняется в течение жизни и может лишь незначительно меняться в зависимости от обстоятельств.

Казалось бы, как он может быть связан с нашим телом?

Дело в том, что характер — это приспособительная реакция человека. Он формируется в течение всего детства, начиная с момента появления на свет. Малыш последовательно проходит все этапы развития. И узнает мир, приспосабливается к нему как раз с помощью тела: сначала лежит, потом начинает ползать, сидеть, стоять и ходить. Любое движение ребенка развивает определенную структуру головного мозга.

Все движения связаны с удовлетворением потребностей: поесть, поспать, почувствовать себя комфортно, сухо и тепло. Позже к биологическим добавляются потребности более высокого уровня: в уважении, принятии, потребность быть в контакте с другими людьми, чувствовать любовь. И когда ребенок начинает удовлетворять их, в определенные периоды жизни у него включаются разные группы мышц.

Тело развивается вместе с психикой. У человека одновременно формируются характер и соответствующий ему мышечный панцирь: в каких-то частях тела мышцы зажаты, а где-то, наоборот, расслаблены.

Та поза, в которой вы обычно сидите, присущая вам походка и манера двигаться, разговаривать, водить машину, есть  — во всем этом проявляется характер, а также определенные стереотипные движения.

Можно сказать, какой у человека характер, такое и тело. И, чтобы сделать характер более гибким, выносливым, сильным и т. д., нужно менять и тело, обращая при этом внимание на те его части, которые связаны с развитием психики. Например, если у вас есть проблемы в общении с людьми, тогда нужно нарабатывать этот навык и одновременно активировать мышцы, которые помогут им овладеть. Или вы не умеете говорить «нет», показывать свои границы, или не можете понять, чего хотите. Для решения этих и любых других задач в телесной терапии работают с определенными мышцами в теле.

Какие этапы формирования тела и психики существуют в телесной терапии и какой характер может появиться на каждом из них?

На первом этапе закладываются чувства безопасности и доверия к миру. Это базовая потребность, которая есть у каждого. И, если она не удовлетворена, личность не может нормально развиваться. На этом этапе могут появиться два типа характера и связанные с ними состояния мышц. В начале любого периода мышцы только начинают активироваться, в конце они уже достаточно сформированы. Если имело место неправильное воспитание: ребенок не получил чувства безопасности, были некомфортные условия, отсутствовали эмоциональное принятие, физический контакт, прикосновения, тепло и пр., то его мышцы и связки будут ослаблены. И сформируется характер ментального человека, который при любой опасности будет прятаться в мире собственных мыслей. Такие люди умны, креативны, но редко воплощают свои идеи. У них достаточно пассивное отношение к жизни.

Если же какая-то психотравмирующая ситуация случается в конце периода, то мышцы ребенка склонны напрягаться. У него формируется потребность постоянно быть в контакте с другими. Такие люди теплые, дружелюбные, разговорчивые, но немного навязчивые.

У людей с ментальным типом характера могут возникать проблемы с позвоночником, они плохо чувствуют свое тело и никогда не обращают внимания на симптомы болезней вовремя. А у эмоциональных из-за их привычки сильно реагировать на происходящее бывают проблемы с артериальным давлением и различные заболевания органов.

Второй период связан с кормлением, заботой и уходом за ребенком. Важную роль на этом этапе играет мама — она называет потребности малыша, и он начинает в них разбираться. «Вот, мой хороший, ты сейчас поел. Поэтому довольный и улыбаешься. А теперь мы поменяем подгузник, и тебе будет сухо и комфортно». Ребенок запоминает интонации, слова и начинает различать, чего ему хочется: есть, спать или на ручки.

На этом этапе формируются также два типа характера. Если родители не понимают и не удовлетворяют потребности ребенка, то он привыкает испытывать чувство отчаяния, которое закрепляется в его характере. Если это приходится на начальный период, когда его мышцы расслаблены, то он занимает пассивную жизненную позицию: склонен удовлетворять чужие потребности, знает о них лучше, чем о своих.

Если родители удовлетворяли потребности ребенка, но не те, которые ему были нужны, тогда он не доверяет другим, боится просить о чем-то, потому что знает: сделают все равно не то и не так. Формируется недоверчивый тип характера.

Третий период: ребенок начинает уползать от мамы, чтобы исследовать пространство вокруг, а затем возвращается к ней. Когда он начинает ходить, его возможности изучать окружающий мир и быть самостоятельным расширяются еще больше. Активно формируется потребность в автономии и независимости, и, конечно, задействуются новые группы мышц. Рук — при ощупывании, спины — при ползании, бедер и колен — при вставании, мышц вдоль позвоночника — при ходьбе и т. д. 

На этом этапе важно не мешать малышу овладевать новыми движениями, потому что формируется либо его активность, либо пассивность.

Если родители позволяли изучать мир, то ребёнок вырастает активным. Если же ограничивали возможности, он становится пассивным, не чувствует радости от жизни.

В четвертый период малыш учится двигаться к цели, овладевает силой. При ходьбе он опирается на всю ступню, начинает топать, делать активные жесты, громко смеяться и разговаривать — в общем, чувствует свою мощь. Многих родителей это пугает, и они начинают ограничивать его, запрещать активно проявлять себя. Тогда ребенок вынужден сдерживать свою силу. В этот период многие от нее и вовсе отказываются, чтобы родители их принимали. В итоге ко мне на прием приходят взрослые люди, у которых нет сил что-либо делать. И нам приходится возвращаться в эти периоды детства и восстанавливать двигательную, мышечную активность, выстраивать поведенческие реакции.

Когда появляется сила и ребенок учится идти к своей цели, также могут сформироваться два типа характера: жертва и преследователь,известные всем, кто знаком с треугольником Карпмана.

Следующий период — любви и сексуальности, когда ребенок начинает ощущать возбуждение, влечение. Любовь и сексуальность для него едины. А родители в этот период чаще всего могут принимать только проявления любви и отвергают сексуальность, которая может быть заметна даже в телодвижениях ребенка. Родители (особенно противоположного пола) пугаются и не знают, что с этим делать. В то время как просто нужно выстраивать четкие границы и объяснять ребенку, что свою сексуальность он будет проявлять потом с ровесниками, а не с папой и мамой.

В этот период дети активно изучают гениталии, свои и сверстников. И это тоже не стоит замалчивать. Нужно создавать безопасные условия для такого изучения. Например, вместе читать специальную литературу. Главное — не заострять внимание на этом естественном интересе ребенка, ни в коем случае не стыдить и не высмеивать его. Иначе может произойти фиксация.

Например, малыш дотрагивается до своих гениталий, а мама бьет его по рукам: «Не смей! Это нехорошо!» А ведь он таким образом изучает свое тело. Пройдет время, и он оставит это место в покое. Важно понимать, что интерес к интимным местам и проявления сексуальности — это нормально. Кстати, в этом возрасте дети получают удовольствие от прикосновений не только к своим гениталиям, но и к телу вообще. В головном мозге активируется карта ощущений, выстраиваются связи между кожей, органами, телом и мозгом. Таким образом человек развивается.

На этом этапе может появиться романтический характер, со склонностью ценить любовь и отрицательно относиться к сексу. И соблазняющий тип характера, при котором человеку важен секс и неважно, любит ли его партнер. Таким людям сложно устанавливать близкие отношения.

На следующем этапе ребенок учится формировать, выражать, менять и отстаивать свое мнение. Делает он это на основе новой информации: «Раньше я считал, что бабушка хорошая, ведь она мне все разрешала. А теперь, когда она заставляет меня делать уроки, я думаю, что она плохая». На этом этапе появляются два типа характера. Первый — угрюмый замкнутый, когда человек не высказывает своего мнения, зато постоянно критикует остальных. И второй, обладатель которого считает, что в мире существуют две точки зрения: его и неправильное.

Потом начинается более активная социализация — ребенок идет в школу. Он выбирает свое место в группе сверстников (становится лидером, антилидером, изгоем и т. д.), учится дружить и заниматься совместной деятельностью с другими детьми. И во всех процессах задействованы конкретные мышцы.

В этот последний период формируются способность дружить и стиль взаимоотношений с окружающими: характер человека, подстраивающегося под остальных, старающегося быть наравне со всеми и теряющего при этом свою инициативность, креативность. И второй тип характера — конкурирующий, из-за которого человек старается быть лидером, подстраивающим под себя остальных.

Конечно, в реальности чистых типов не бывает. Обычно в характере одного человека умещается целый «коктейль» из разных черт.

Благодаря знаниям об этапах развития и типах характера, мы можем понять, почему во взрослой жизни на то или иное событие у нас возникают одни и те же телесные реакции. Можем оценить: это просто наша индивидуальная особенность или в себе нужно что-то исправлять.

А что же такое здоровые характер и тело? Это наша способность применять разные стратегии. Романтический характер — это неплохо. Но стоит уметь и соблазнять. Неплохо быть пассивным и расслабленным, но иногда нужно напрячься, собраться и действовать, быть активным в жизни.

Здоровый характер — это гибкость, когда человек может быть разным, пользоваться всеми стратегиями в зависимости от ситуации.

Конечно, в детстве мы не вполне отвечали за наше развитие. Но есть хорошая новость: головной мозг пластичен. И теперь мы способны «перезаписать» формы поведения через работу с мышцами. А это значит, что все полученное нами в детстве может трансформироваться во взрослом возрасте. Необходимы только время и регулярные тренировки.

Если хотите узнать еще больше о своем теле и психосоматике, посмотрите бесплатный видеокурс Ирины Созоновой «Психосоматика. Как не допустить?»
Получить видеокурс ⇙⇙⇙

Перейти к следующей статье ➯ Как справиться с собственной агрессией? 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Психосоматика. К кому идти: психологу или врачу? 

Об авторе
Ирина Созонова
-->