Как воспитание влияет на наше тело и характер?
Давайте для начала определимся, что такое характер. Это отношение к себе самому, другим людям, деятельности и тому, что происходит вокруг. Он очень устойчив, сохраняется в течение жизни и может лишь незначительно меняться в зависимости от обстоятельств.
Казалось бы, как он может быть связан с нашим телом?
Дело в том, что характер — это приспособительная реакция человека. Он формируется в течение всего детства, начиная с момента появления на свет. Малыш последовательно проходит все этапы развития. И узнает мир, приспосабливается к нему как раз с помощью тела: сначала лежит, потом начинает ползать, сидеть, стоять и ходить. Любое движение ребенка развивает определенную структуру головного мозга.
Все движения связаны с удовлетворением потребностей: поесть, поспать, почувствовать себя комфортно, сухо и тепло. Позже к биологическим добавляются потребности более высокого уровня: в уважении, принятии, потребность быть в контакте с другими людьми, чувствовать любовь. И когда ребенок начинает удовлетворять их, в определенные периоды жизни у него включаются разные группы мышц.
Тело развивается вместе с психикой. У человека одновременно формируются характер и соответствующий ему мышечный панцирь: в каких-то частях тела мышцы зажаты, а где-то, наоборот, расслаблены.
Та поза, в которой вы обычно сидите, присущая вам походка и манера двигаться, разговаривать, водить машину, есть — во всем этом проявляется характер, а также определенные стереотипные движения.
Можно сказать, какой у человека характер, такое и тело. И, чтобы сделать характер более гибким, выносливым, сильным и т. д., нужно менять и тело, обращая при этом внимание на те его части, которые связаны с развитием психики. Например, если у вас есть проблемы в общении с людьми, тогда нужно нарабатывать этот навык и одновременно активировать мышцы, которые помогут им овладеть. Или вы не умеете говорить «нет», показывать свои границы, или не можете понять, чего хотите. Для решения этих и любых других задач в телесной терапии работают с определенными мышцами в теле.
Какие этапы формирования тела и психики существуют в телесной терапии и какой характер может появиться на каждом из них?
На первом этапе закладываются чувства безопасности и доверия к миру. Это базовая потребность, которая есть у каждого. И, если она не удовлетворена, личность не может нормально развиваться. На этом этапе могут появиться два типа характера и связанные с ними состояния мышц. В начале любого периода мышцы только начинают активироваться, в конце они уже достаточно сформированы. Если имело место неправильное воспитание: ребенок не получил чувства безопасности, были некомфортные условия, отсутствовали эмоциональное принятие, физический контакт, прикосновения, тепло и пр., то его мышцы и связки будут ослаблены. И сформируется характер ментального человека, который при любой опасности будет прятаться в мире собственных мыслей. Такие люди умны, креативны, но редко воплощают свои идеи. У них достаточно пассивное отношение к жизни.
Если же какая-то психотравмирующая ситуация случается в конце периода, то мышцы ребенка склонны напрягаться. У него формируется потребность постоянно быть в контакте с другими. Такие люди теплые, дружелюбные, разговорчивые, но немного навязчивые.
У людей с ментальным типом характера могут возникать проблемы с позвоночником, они плохо чувствуют свое тело и никогда не обращают внимания на симптомы болезней вовремя. А у эмоциональных из-за их привычки сильно реагировать на происходящее бывают проблемы с артериальным давлением и различные заболевания органов.
Второй период связан с кормлением, заботой и уходом за ребенком. Важную роль на этом этапе играет мама — она называет потребности малыша, и он начинает в них разбираться. «Вот, мой хороший, ты сейчас поел. Поэтому довольный и улыбаешься. А теперь мы поменяем подгузник, и тебе будет сухо и комфортно». Ребенок запоминает интонации, слова и начинает различать, чего ему хочется: есть, спать или на ручки.
На этом этапе формируются также два типа характера. Если родители не понимают и не удовлетворяют потребности ребенка, то он привыкает испытывать чувство отчаяния, которое закрепляется в его характере. Если это приходится на начальный период, когда его мышцы расслаблены, то он занимает пассивную жизненную позицию: склонен удовлетворять чужие потребности, знает о них лучше, чем о своих.
Если родители удовлетворяли потребности ребенка, но не те, которые ему были нужны, тогда он не доверяет другим, боится просить о чем-то, потому что знает: сделают все равно не то и не так. Формируется недоверчивый тип характера.
Третий период: ребенок начинает уползать от мамы, чтобы исследовать пространство вокруг, а затем возвращается к ней. Когда он начинает ходить, его возможности изучать окружающий мир и быть самостоятельным расширяются еще больше. Активно формируется потребность в автономии и независимости, и, конечно, задействуются новые группы мышц. Рук — при ощупывании, спины — при ползании, бедер и колен — при вставании, мышц вдоль позвоночника — при ходьбе и т. д.
Если родители позволяли изучать мир, то ребёнок вырастает активным. Если же ограничивали возможности, он становится пассивным, не чувствует радости от жизни.
В четвертый период малыш учится двигаться к цели, овладевает силой. При ходьбе он опирается на всю ступню, начинает топать, делать активные жесты, громко смеяться и разговаривать — в общем, чувствует свою мощь. Многих родителей это пугает, и они начинают ограничивать его, запрещать активно проявлять себя. Тогда ребенок вынужден сдерживать свою силу. В этот период многие от нее и вовсе отказываются, чтобы родители их принимали. В итоге ко мне на прием приходят взрослые люди, у которых нет сил что-либо делать. И нам приходится возвращаться в эти периоды детства и восстанавливать двигательную, мышечную активность, выстраивать поведенческие реакции.
Когда появляется сила и ребенок учится идти к своей цели, также могут сформироваться два типа характера: жертва и преследователь,известные всем, кто знаком с треугольником Карпмана.
Следующий период — любви и сексуальности, когда ребенок начинает ощущать возбуждение, влечение. Любовь и сексуальность для него едины. А родители в этот период чаще всего могут принимать только проявления любви и отвергают сексуальность, которая может быть заметна даже в телодвижениях ребенка. Родители (особенно противоположного пола) пугаются и не знают, что с этим делать. В то время как просто нужно выстраивать четкие границы и объяснять ребенку, что свою сексуальность он будет проявлять потом с ровесниками, а не с папой и мамой.
В этот период дети активно изучают гениталии, свои и сверстников. И это тоже не стоит замалчивать. Нужно создавать безопасные условия для такого изучения. Например, вместе читать специальную литературу. Главное — не заострять внимание на этом естественном интересе ребенка, ни в коем случае не стыдить и не высмеивать его. Иначе может произойти фиксация.
Например, малыш дотрагивается до своих гениталий, а мама бьет его по рукам: «Не смей! Это нехорошо!» А ведь он таким образом изучает свое тело. Пройдет время, и он оставит это место в покое. Важно понимать, что интерес к интимным местам и проявления сексуальности — это нормально. Кстати, в этом возрасте дети получают удовольствие от прикосновений не только к своим гениталиям, но и к телу вообще. В головном мозге активируется карта ощущений, выстраиваются связи между кожей, органами, телом и мозгом. Таким образом человек развивается.
На этом этапе может появиться романтический характер, со склонностью ценить любовь и отрицательно относиться к сексу. И соблазняющий тип характера, при котором человеку важен секс и неважно, любит ли его партнер. Таким людям сложно устанавливать близкие отношения.
На следующем этапе ребенок учится формировать, выражать, менять и отстаивать свое мнение. Делает он это на основе новой информации: «Раньше я считал, что бабушка хорошая, ведь она мне все разрешала. А теперь, когда она заставляет меня делать уроки, я думаю, что она плохая». На этом этапе появляются два типа характера. Первый — угрюмый замкнутый, когда человек не высказывает своего мнения, зато постоянно критикует остальных. И второй, обладатель которого считает, что в мире существуют две точки зрения: его и неправильное.
Потом начинается более активная социализация — ребенок идет в школу. Он выбирает свое место в группе сверстников (становится лидером, антилидером, изгоем и т. д.), учится дружить и заниматься совместной деятельностью с другими детьми. И во всех процессах задействованы конкретные мышцы.
В этот последний период формируются способность дружить и стиль взаимоотношений с окружающими: характер человека, подстраивающегося под остальных, старающегося быть наравне со всеми и теряющего при этом свою инициативность, креативность. И второй тип характера — конкурирующий, из-за которого человек старается быть лидером, подстраивающим под себя остальных.
Благодаря знаниям об этапах развития и типах характера, мы можем понять, почему во взрослой жизни на то или иное событие у нас возникают одни и те же телесные реакции. Можем оценить: это просто наша индивидуальная особенность или в себе нужно что-то исправлять.
А что же такое здоровые характер и тело? Это наша способность применять разные стратегии. Романтический характер — это неплохо. Но стоит уметь и соблазнять. Неплохо быть пассивным и расслабленным, но иногда нужно напрячься, собраться и действовать, быть активным в жизни.
Здоровый характер — это гибкость, когда человек может быть разным, пользоваться всеми стратегиями в зависимости от ситуации.
Конечно, в детстве мы не вполне отвечали за наше развитие. Но есть хорошая новость: головной мозг пластичен. И теперь мы способны «перезаписать» формы поведения через работу с мышцами. А это значит, что все полученное нами в детстве может трансформироваться во взрослом возрасте. Необходимы только время и регулярные тренировки.
Получить видеокурс ⇙⇙⇙
