Манипуляции: как распознать и защититься
Давайте определимся для начала, что можно считать манипуляцией, потому что иногда просьбу, договор, хороший сервис считают манипуляциями, а это не так.
И поговорим о том, что такое манипуляции, почему они так называются, когда и для чего применяются.
Манипуляция — преднамеренное и скрытое воздействие на другого человека для достижения собственных целей. Это побуждение к переживанию определенных состояний, принятию решений, выполнению каких-либо действий, нужных манипулятору.
Важный момент в этой теме — точки уязвимости или мишени манипуляции. Любое манипулятивное воздействие совершается через уязвимость, которая есть внутри человека. Если механизма уязвимости нет, то попытки манипулировать закончатся ничем, человек не поймет, что от него хотели.
Того, кто подвергается манипуляции, мы будем называть адресатом, то есть это тот, на кого направлено воздействие.
Высший пилотаж манипулирования — когда человек считает, что ему повезло. Он проиграл, но выходит с ощущением, что победил.
Многие манипулятивные приемы направлены, в том числе, на введение адресата в такое психоэмоциональное состояние, чтобы повысилась его уступчивость.
Когда адресат подвергается манипуляции, в его голове происходят некие процессы — меняется восприятие, мышление, моделируются те или иные эмоции, меняется картина мира, и он начинает плохо соображать.
Поэтому очень важная часть в изучении данной темы — диагностика манипуляций и устранение точек уязвимости. Важно понимать, что сейчас происходит и что делает партнер. Когда вы это видите, вам несложно найти ответ и придумать, как реагировать.
Если сразу давать эмоциональную реакцию, то, как правило, потом сложно что-то предпринять, найти подходящий ответ. Потому что вы начинаете погружаться в свои эмоции, оправдываться, воспринимать ситуацию иначе, чем есть на самом деле.
Виды манипуляций
Манипуляции могут быть направлены на вызывание каких-либо эмоций, и этого достаточно. Например, мать вызывает у взрослого ребенка чувство вины, чтобы просто проверить, работают ли рычаги управления. Такой тип манипуляций называется гедонистическим и заканчивается тем, что адресат испытывает определенные чувства.
А могут быть манипуляции, которые нацелены на материальный выигрыш: адресат оказал какую-то услугу, дал деньги, потратил свое время, приложил усилия и т. д. Такой тип манипуляций называется прагматическим.
Часто эти два типа используются вместе. Прежде чем перейти к прагматической манипуляции и получить какой-то материальный выигрыш, манипулятор создает те или иные чувства у адресата.
Есть неосознаваемые манипуляции, которые мы все используем в жизни, а есть осознаваемые. Первые используются чаще в личной жизни, а вторые — в деловой сфере.
Как распознать манипуляцию? Что мы чувствуем при воздействии?
- Двойственность, противоречивость эмоций, дисбаланс. Например, сочетание радости — недоверия, тревоги — умиления, гордости — обиды. Скажем, вам говорят на работе: «Сделай, пожалуйста, вот это». Ты такой ответственный, и только ты сможешь с этим справиться». С одной стороны, возникает гордость, вас хвалят. А с другой — не радует, что нужно работать в неурочное время.
- Странность эмоций. Резкий всплеск эмоций, которые вроде бы не соответствуют ситуации. Бывает, что будто ничего не предвещает сильных эмоций, но внезапно у вас возникает вспышка гнева или страха, тревоги. Нужно остановиться и разобраться, что в действиях оппонента могло спровоцировать такую реакцию.
- Повторяемость эмоций — систематическое возникновение одних и тех же эмоций рядом с определенным человеком. Допустим, начальник проходит мимо вашего рабочего места и постоянно говорит фразы по типу: «О, а ты опять сидишь без дела». Рядом с ним вы будете чувствовать потребность оправдаться, вину, даже если ничего не сделали и хорошо работали.
- Ощущение, что что-то не так. Обычно это кратковременное ощущение непонятности, будто какие-то пазлы не сходятся.
- Возникает чувство неопределенности. Мозг плохо переносит неопределенность. Если нам что-то непонятно, но нужно как-то реагировать, быстро отвечать, то это вызывает дискомфорт. Поэтому сигнал «что-то не так» мы стараемся «задавить», объяснить себе, что все в порядке.
Что происходит дальше, если мы закрываем глаза на сигнал «что-то не так»?
- Если принимаем картину такой, какой ее представляет манипулятор, не подвергая критике и анализу, то манипуляция проходит. Если мы не останавливаемся и не думаем: «А где и что здесь не так?», то дальше все пойдет по тому сценарию, который расписал для нас манипулятор.
- Теряется системное видение ситуации и восприятие сужается. Видение становится туннельным.
Приведу простой и наглядный пример. Ответьте сейчас на вопрос: А вы все еще пьете коньяк по утрам? Обратите внимание, что вы почувствовали.
Вероятно, вы ощутили, что что-то не так. Это вопрос закрытого типа, и он строится так, что на него хочется ответить «да» или «нет».
Но если вы отвечаете «нет», это значит, что соглашаетесь с первой частью: когда-то пили коньяк по утрам. Такой вот алкоголик в завязке. А если отвечаете «да», то алкоголик в настоящее время. Это манипулятивный вопрос.
Постманипуляционный остаток
Бывает так, что только через время вы понимаете, что поддались на манипуляцию. Тогда формируется постманипуляционный остаток. Это подобно вирусу в компьютере — появляется неприятное отношение к себе, падает самооценка.
Чем чаще человек попадался на манипуляции и находился в роли жертвы, тем больше он подвержен тому, чтобы и дальше попадаться под воздействие.
Поэтому человек, который подвергался манипуляциям со стороны родителей, попадает в отношения, где им манипулируют. Родители заложили мишени уязвимости. Теперь в человеке есть четкий механизм, по которому им можно управлять. И много постманипуляционного остатка.
Как еще проявляется этот остаток? У многих в жизни такое было: вы регулярно общались с человеком, который является манипулятором. И потом, когда вы только видели этого человека, уже формировалось тоннельное видение и появлялось ощущение, что нужно оправдываться. Он еще ничего не сказал, а вы уже чувствуете рядом с ним свою слабость.
С постманипуляционным остатком тоже нужно работать — необходимо разбирать и анализировать ситуации, в которых вы попадались на манипуляции. Это снизит влияние остатка на вас и в целом уменьшит подверженность манипуляциям.
Что делать, чтобы не попадаться на манипуляции?
1. Внимательно относиться к тихому и кратковременному внутреннему сообщению «что-то не так».
2. Повышать толерантность к ощущению дискомфорта.
3. Учиться тому, чтобы замечать дискомфорт, осознавать и анализировать его.
4. Не отвечать автоматически.
5. Анализировать, что происходит, если наблюдаете какие-то признаки манипуляционного воздействия.
6. Определять, чего хотел человек от вас и каким способом вы можете противодействовать манипуляции.
7. Знать свои мишени и точки уязвимости. Понимать, в каких случаях вы можете быть подвержены манипуляциям.