Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Что делать, чтобы не убить инициативу и активность ребенка?

Что делать, чтобы не убить инициативу и активность ребенка?

Каждый здоровый ребенок проявляет стремление к самостоятельности. Это очень ценные ростки, которые нужно увидеть и не затоптать.

Самостоятельность ребенка обычно рождается раньше, чем у родителей созревает необходимость передавать ему ответственность за мелкие бытовые дела, самообслуживание или обучение. И погубить эту самостоятельность, к сожалению, можно тоже довольно рано.

Выделю наиболее частые и популярные причины, по которым инициатива у детей может снижаться:

1. Чрезмерно активные и настойчивые родители. Такие родители записывают своих детей на всевозможные кружки («ребенка ведь надо развивать!»), причем желание ребенка далеко не всегда учитывается. В такой ситуации у него заполняется все время и просто не остается ни пространства, ни уже желания что-то хотеть самому.

И через какое-то время родители начинают сокрушаться: «ну вот, он же сам ничего не хочет», «ему ничего не интересно». В этом случае ребенок своими пассивностью и нежеланием что-либо делать начинает защищать себя от переизбытка информации, которой его напитывают взрослые.

Да, в редких случаях бывает, когда ребенок (особенно дошкольник) справляется с достаточно серьезной активностью, но обычный среднестатистический ребенок в ответ на множество инициированных родителями активностей просто свернет свою собственную активность и станет инертным.

2. Классическое «Не трогай, я сама лучше сделаю». В этом случае родители, скорее всего, замечают инициативу ребенка. Но по различным причинам, например, не имея достаточного терпения, прерывают активность ребенка — гораздо проще и быстрее сделать все самому родителю.

3. Неоднократные скрытые послания типа «Не делай!» или «Не делай это сам!». Эти послания называют скрытыми, т. к. их даже не всегда оформляют в прямые высказывания. Обычно они передаются косвенно — через язык тела, особую интонацию и даже взгляд. Подобным образом ребенок впитывает эту установку, и ему ничего другого не остается, как стать пассивным, сидеть тихо и не высовываться. Самое интересное, что скрытые послания часто являются бессознательным явлением и совершенно не осознаются и самими родителями.

4. Обесценивание результатов. Когда ребенок что-то делает впервые, ему важно получить одобрение и поддержку. Многие родители допускают ошибки в этот момент. В лучшем случае игнорируют старания ребенка, в худшем — обесценивают.

Например, фразами по типу «ты мог бы лучше», «в следующий раз будь аккуратнее/внимательнее», «посмотри, как красиво вышло у Маши, постарайся как следует, чтобы сделать так же».

Систематически сталкиваясь с подобным обесцениванием, ребенок может сформировать для себя установки наподобие «то, что я делаю, — плохо», «у меня всегда получается хуже, чем у других» и т. п. 

Что делать, чтобы не подавить инициативу?

  • Учитывайте интересы и желания

Общайтесь со своим ребенком и спрашивайте, нравится ли ему ходить в те секции, которые он посещает. Что именно ему нравится, а что нет? Хочет ли продолжать?

Если пока никуда не ходит, помогите ребенку понять, что может его заинтересовать. Наблюдайте за ним: чем он занимается чаще всего? Что вызывает у него много эмоций? Предлагайте и обсуждайте с ним возможные варианты.

  • Давайте возможность пробовать

Это непросто. Но если хотите, чтобы он вырос самостоятельным, запаситесь терпением и дайте ребенку возможность выполнять разную деятельность. Пусть медленно и неправильно — это нормально. Чтобы научиться, малышу понадобится какое-то время.

Например, разрешите помочь в уборке или приготовлении еды: вытереть пыль, полить цветок, пожарить яичницу. Доверяйте ту часть работы, с которой ребенок может справиться самостоятельно.

Обязательно похвалите за помощь и старание, обратите внимание на то, что получилось хорошо.

  • Поощряйте начинания и замечайте результаты

Вместо фраз «у тебя не получится», «я же говорил (-а), что ты сам не сможешь» постарайтесь найти слова поддержки. Например, «попробуй», «я объясню, и ты поймешь, как это делать», «в следующий раз обязательно получится!».

Если ребенок пришел к вам с результатом своего труда, не отмахивайтесь словами, что заняты, а выслушайте внимательно, отнеситесь с одобрением. Похвалите то, что вам искренне нравится. Например, «здесь ты так здорово придумал!», «тут так хорошо получилось!».

Ваши реакции важны и формируют то, как в будущем ребенок будет относиться к начинаниям в своей жизни: будет испытывать страх и тревогу или подходить к ним с интересом и азартом.

Перейти к следующей статье ➯ Самозванцы среди нас

Вернуться к предыдущей статье ➯ 50 оттенков лени 

Об авторе
Александра Трофимова
-->