Тревога нам в помощь
«Школа ораторского мастерства», последнее контрольное выступление. В который раз наблюдаю любопытную картину: оратор, который во время занятий говорил монотонно и сбивчиво, будто пересказывал зазубренный текст на школьном уроке, на контрольном выступлении внезапно преображается. Его глаза блестят, от былой монотонности ни следа, интонация живая, паузы исчезли, а эмоции, наоборот, появились. Что случилось? Каждый раз я слышу примерно один ответ: «Я волновался/лась, поэтому стал(а) говорить быстрее и эмоциональнее».
Когда я готовила первый коучинг по ораторскому, пропускала через себя и отфильтровывала много информации из разных источников: из книг, статей и сайтов. И часто на глаза попадалось следующее: «как побороть/победить/убрать тревогу/страх публичного выступления»?
Еще тогда меня смущала такая формулировка, но теперь я с ней совершенно не согласна. Не то чтобы придираюсь к словам, скорее, хочу внести ясность. Опять же, это мой взгляд. И он не претендует на истину в первой инстанции! Я уверена, что кто-то рассуждает иначе и при этом эффективен.
Теперь вернусь к «ясности».
Во-первых, готовясь к выступлению, мы имеем дело все-таки с тревогой. Опасность не конкретная, в реальности еще ничего не произошло, то есть, нас пугает неопределенность: «что будет происходить, когда я появлюсь на сцене? Как меня примет аудитория?» и т. д.
Пример, который я привожу на занятиях: если после неудачного выступления на сцену летят помидоры, и вы боитесь, что они угодят в вас, тогда это уже страх.
«Большой психологический словарь» подтверждает: «В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы».
В общем, до выступления мы имеем дело все-таки с тревогой. Хотя понятия эти часто могут использоваться как взаимозаменяемые.
Вы спросите: «И что? Какая разница, как называть это состояние — страхом или тревогой — от этого легче ведь не станет?» Согласна с вами! Поэтому продолжаем.
Мысль, ради которой я затеяла написание поста, такова: с тревогой не нужно бороться — ее энергию нужно направлять в нужное нам русло.
Давайте вспомним физиологию. Когда мы начинаем тревожиться, по теории Кеннона, запускается механизм «бегство-нападение». Мозг, а точнее, гипоталамус, посылает сигналы надпочечникам, благодаря чему выделяются адреналин и норадреналин. Они, в свою очередь, способствуют мгновенной подготовке всех мышц к усиленной активности, повышению выносливости и скорости реакции. А мы ощущаем, как сердце бьется чаще, дыхание становится поверхностным, мы потеем, бледнеем, дрожим (всё от того же напряжения в мышцах) и т. д.
То есть, организм мобилизуется. И это способно помочь нам на сцене. Благодаря умеренной тревоге мы будем бодры, полны энергии, сосредоточенны и эмоциональны. Так как же направить энергию тревоги в мирное русло хорошего выступления? Реальной угрозы при запуске механизма «бегство-нападение» нет: на нас никто не нападает и нам не на кого нападать. И убегать со сцены — не совсем адекватная реакция оратора и профессионала. Поэтому сразу отметаем эти варианты развития событий.
Но только телу этого не объяснишь. Адреналин уже в крови, и ему нужно быть израсходованным. И совершенно естественно при этом начать двигаться — ведь таким образом мы «сожжем» лишний адреналин. Вот почему все преподаватели ораторского мастерства советуют делать любые физические упражнения: приседания, бег на месте, взмахи руками и т. д.
Еще наши помощники в управлении энергией тревоги: дыхательные техники, визуализации, упражнения на осознание и пр. Но это уже совсем другая история.
В общем, наша цель — управлять энергией эмоций, а не избавляться от них. То же касается и тревоги, которая может быть полезна (в зависимости от дозировки, конечно).
Для пущей убедительности приведу свою любимую цитату Дейла Карнеги: «Оратор должен быть напряжен, как породистая лошадь, натянувшая поводья».
Тогда и энергия появится, и монотонность сменится эмоциональностью.