Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Публичное выступление. Как запасть в душу слушателям?

Публичное выступление. Как запасть в душу слушателям?

Как «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», так путь к разуму наших слушателей лежит через их ощущения. Безусловно, смысл нашей речи очень и очень важен. Но чего он будет стоить, если люди в зале не заинтересуются и не воспримут информацию, которую мы хотим донести? Да-да, КАК не менее важно, чем ЧТО!

Допустим, вы с этим итак согласны. Тогда возникает вопрос: и что дальше? Как достучаться до сознания людей через их ощущения? Скажу одно слово, сложное, но красиво звучащее, — «мультимедийность»! Оно означает, что, создавая картины в воображении слушателей, нужно задействовать несколько органов чувств. Ведь мультимедийность (объемность и живость этих картин) способствует усвоению и запоминанию информации.

Психологи проводили эксперименты: студентам читали традиционные лекции и мультисенсорные (с текстом, анимацией и видео). Результат был неизменным: учащиеся из второй группы ВСЕГДА воспроизводили информацию более точно, чем студенты, которые только читали или слушали преподавателя. Когда мозгу предоставляют информацию в вербальной и визуальной формах, возникающие ментальные связи становятся в разы более сильными. А если добавить еще и осязание, то информация поселится в памяти чуть ли не навсегда.

Итак, создавая мысленные картины, воздействуем на несколько органов чувств.

Давайте подумаем, как можно задействовать ощущения в выступлении?

Сначала вкус и запах. Нет, я не стану предлагать вам устраивать дегустацию (хотя, если речь в выступлении пойдет о еде или парфюмерии, почему нет?). С этими ощущениями всё гораздо проще. Скажите слово «лимон» и попробуйте нарисовать его в своем воображении. Особенно стараться не пришлось, правда? Чувствуете, как во рту появился соответствующий вкус и выделилась слюна? Всё потому, что вкус и запах можно стимулировать даже без физического воздействия. Когда мы воображаем, как пахнет лимон и каков он на вкус, у нас активизируются те же области мозга, что и при откусывании настоящего лимона. Это по истине — чудо!

Так что, для того, чтобы добавить в выступление вкус и запах, достаточно описать их в красках и деталях. Теперь поговорим о тех информационных каналах, которые мы чаще всего задействуем в своих выступлениях — о зрении, слухе и осязании.

Откройте глаза вашим слушателям

Нет, не на правду, а на выступление вообще.

Ученым давно известно, что информация, преподнесенная в форме изображения, а не текста, легче запоминается и воспроизводится. «Картинки» помогают запомнить в шесть раз больше информации, чем при восприятии на слух. Только один нюанс. У корреспондентов на ТВ и радио есть правило: слова должны дополнять звук и видео в сюжете, а не повторять их. Тогда визуальный ряд будет усиливать слова. В качестве примера используйте сюжет из Новостей, который увидите сегодня вечером по ТВ. «Вот Катя и Денис. В этом году они в числе ста школьников идут в новые классы для детей со специальным новым оборудованием…»

Число подкрепляется конкретным примером и картинкой, иллюстрацией. Почему бы не воспользоваться таким журналистским приемом?

Вывод: при любой возможности используйте слайды с фото и картинками вместо текста.

Помогите им услышать

Слух также очень и очень важен. Во-первых, манера речи оратора (высота голоса, скорость, интонации, смысловые ударения) может глубоко затронуть людей в аудитории. А во-вторых, наша психика обладает удивительной способностью видеть как наяву воспринятую на слух информацию.

Нейробиологи обнаружили, что зрительная зона коры головного мозга не различает реальное и воображаемое. То есть, когда мы слышим описание чего-либо и представляем себе это, в мозге активизируются те же области, что и при реальном наблюдении этого предмета или ситуации. Вот почему конкретные примеры, яркие метафоры и сравнения так эффективны. 

Вывод: создавайте яркие образы в воображении слушателей! Используйте их при любой возможности. Ведь наш мозг не приспособлен воспринимать абстрактные понятия. Больше конкретики, больше ярких, детально прорисованных картинок — и на слайдах, и в устной речи.

Помогите им почувствовать

Продавцы знают эту человеческую особенность и всегда предлагают потрогать или примерить, подержать в руках то, чем вы заинтересовались в магазине. Помните известную статистику: забывается 90% того, что мы слышим, 60% того, что видим, и лишь 10% того, что делаем? Подержал в руках — считай, запомнил… и присвоил. Если есть такая возможность, включите в выступление демонстрацию с возможностью потрогать тот продукт, о котором вы говорите. Информация и впечатления, полученные таким путем, буквально въедаются в память.

В общем, слушатели запомнят ваше выступление наверняка, если вы будете стимулировать несколько органов чувств. Постарайтесь затронуть в своем следующем выступлении перечисленные выше ощущения посредством рассказываемых историй (слух), демонстрируемых изображений (зрение) и реквизита (осязание). И вы убедитесь, что быть незабываемым не так уж сложно! :)

Перейти к следующей статье ➯Тревога нам в помощь 

Об авторе
Анастасия Ступникова
-->