Когда тревога настигла во время выступления… Будь внимателен!
На то ораторское и искусство, что все правила и законы в нем преломляются через каждую конкретную ситуацию. И, пожалуй, из незыблемых «законов» есть только один — быть подлинным, искренним и настоящим. Со всем остальным можно играть и добавлять на холст выступления в разных соотношениях, как краски,— в зависимости от целей и задач.
Но всё же, есть сложности, с которыми все сталкиваются из раза в раз. Например, тревога, которая накрывает оратора во время выступления. То есть, ДО выхода на сцену все нормально — он справился с эмоциями, поработал с волнением и даже прекрасно начал говорить. Но через несколько минут произошло нечто необъяснимое, и мысли его начали прыгать, голос — дрожать, а текст речи улетучился. В общем, привет, тревога! И что же в таком случае делать? Приседать, выполнять дыхательные упражнения или визуализировать на сцене ты не станешь. Как же справиться с тревогой ВО ВРЕМЯ самого выступления?
Когда участник задает такой вопрос, мы вместе начинаем исследовать его состояние. И через время приходим к тому, что сердцевина такой бурно разрастающейся на сцене тревоги — страх. Страх оценки со стороны людей в зале. И узнать его можно по таким мыслям-признакам: «Как звучит мой голос?», «Боже! Я отступил(а) от текста и говорю что-то не то!», «Почему этот парень во втором ряду на меня так смотрит? Наверное, это платье меня полнит!» или «Зачем я нацепил этот дурацкий галстук?» и так далее. Вариаций множество, но у этих мыслей есть кое-что общее. Заметили, что?
Верно! Все они говорят о том, что в данный момент спикер сосредоточен на собственной персоне. А на что должно быть направлено внимание? Снова верно! На смысл речи, на само выступление и контакт с людьми в зале.
Вот почему так важно много репетировать и готовиться к выступлению (что, кстати, редко делают ораторы. Каюсь, сама такой бываю!) Ведь так Вы продолжите произносить речь на автопилоте, а когда придете в себя (каким образом, сейчас расскажу), сконцентрируетесь на речи. Кстати, писательница Джоан Роулинг (да-да, автор всеми любимого «Гарри Поттера») призналась, что на TED конференции ее спасла заученная наизусть речь. Потому что в первые минут пять она не понимала, что происходит, и говорила на автомате.
Но давайте будем честными! Самым настоящим решением проблемы будет работа со страхом чужой оценки и над принятием себя. Ведь чем больше ваше отношение к себе зависит от окружающих, тем сложнее вам будет выступать. Согласна, процесс такой работы непростой и довольно долгий. Но ведь и тема эта пронизывает все сферы жизни, а выступления на сцене — это всего лишь одно из ее проявлений.
Но ПОКА вы работаете над собой, помочь вам может до безобразия простая вещь. Тут я вспоминаю, как во время дежурств на кризисной линии у нас, начинающих консультантов, во время телефонной консультации случались приступы тревоги. И в таких случаях супервизоры (да, психологи психологов) задавали простой, но дико отрезвляющий вопрос: «Где было твое внимание в момент, когда ты волновался?» И, мысленно возвращаясь в тот момент, ты понимаешь, что думал о чем угодно, только не об абоненте и консультации. И в следующий раз, испытывая тревогу, задаешь себе этот чудодейственный вопрос, и, поймав свое внимание за хвостик, направляешь его в нужное русло. А тревога сама куда-то исчезает. Просто эта дама не любит, когда ей не уделяют внимания и, обидевшись, тут же уходит.
В общем, смещение фокуса внимания с себя любимого (или скорее, к сожаленью, нелюбимого) на тему и само выступление, действительно, — штука рабочая. Могу это подтвердить опытом не только психолога-консультанта, но и ведущей на радио. А также студентки-режиссера, играющей в спектаклях. Психологическая консультация, эфир на радио, спектакль или выступление на сцене есть своеобразный поток, из которого важно не выпадать (по крайней мере, надолго). А для этого, в свою очередь, необходимо научиться управлять своим вниманием. Возможно, у вас тоже есть похожий опыт.