Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Кому и зачем заниматься дикцией?

Кому и зачем нужно заниматься дикцией, артикуляцией и тем более орфоэпией?

В арсенале грамотного культурного человека, на мой взгляд, обязательно должны присутствовать навыки и знания в области логики, музыки, особенно пения (как искусства работы с голосом), декламации и многих других направлений, продиктованных современным уровнем развития общества.

Наша родная речь, звуки, которые мы издаем осознанно, учат нас быть более сфокусированными и внимательными. По сути, работа с голосом — один из путей стать осознанным человеком. Прийти к лучшему себе и повысить качество своей жизни.

Дополнительные личностные компетенции, особенно психологическая грамотность, очень способствуют тому, что законы правильной речи встраиваются в жизнь человека, повышая степень его здоровья на всех уровнях.

Обратите внимание, как записаны сказки на советских пластинках. Какими хорошо поставленными голосами четко и чисто они прочитаны. Наши советские актеры умело рисовали звуками волшебство сказки. Своими голосами, богатством их интонаций и эмоций мастера создавали целые картины и даже своего рода звуковые фильмы с убедительно продуманными образами персонажей. Что дорисовывалось прекрасной композиторской музыкой, специально написанными песнями, высококачественным исполнением оркестра и работой дирижера.

Когда слушаете «Золушку», «Спящую красавицу», «Аленький цветочек», «Кошкин дом», «Бременских музыкантов», «Алису в стране чудес», «Голубого щенка» и т. д. в исполнении потрясающих актеров: Андрея Миронова, Владимира Высоцкого, Ростислава Плятта и других, тем самым вы прививаете себе и своим детям хороший вкус, приучаете их к правильной речи, развиваете их свободную фантазию для собственного творчества.

Так кому же нужно заниматься дикцией, артикуляцией и орфоэпией?

Всем. Ведь все с младенчества начинают говорить на своем родном языке и затем пользуются им в течение жизни: с близкими и друзьями, с коллегами и партнерами. Даже на работе человек, который невнятно что-то бубнит себе под нос, чаще будет получать нагоняй от начальства, нежели тот, кто четко и ясно излагает свои мысли поставленным голосом, с хорошей дикцией и логически выстроенной речью.

Конечно, часто за хорошей дикцией и хорошо поставленной артикуляцией может не быть «начинки», стоящего содержания. Внятная дикция может остаться просто приемом, формой речи. Некоторые люди могут умело прикрывать этим бездействие на своем рабочем месте.

Мы таких людей с вами встречаем по жизни, более того, чувствуем отсутствие должного содержания безошибочно и быстро теряем к ним интерес. Хотя, бывает, вынуждены мириться с их присутствием в своей жизни. Можно и на ответственной должности через голос «нарисовать» свою роль как ответственную, используя голос в качестве прикрытия, создавая себе такой образ как имидж. В каждом отдельном случае это вопрос умения быть ответственным и экологичным, брать на себя ответственность, достойно и мудро распоряжаться вверенной властью. Или отсутствия этого умения.

Как опытный переговорщик, не могу сказать, что содержание важнее формы. Нет, на наших курсах мы стараемся объединить два этих начала. Мы учитываем и содержание, и форму и работаем над ними параллельно для того, чтобы стать хорошими и грамотными собеседниками, специалистами, начальниками.

В интернете есть множество статей по развитию дикции и артикуляции.

Безопасно ли начинать заниматься по ним самостоятельно?

Лучше не вырывать упражнения из контекста, а читать именно специализированную литературу. Это безопаснее и даст понимание цели и задачи в целом. Важно понимать контекст, задачи каждого упражнения, то, как и зачем их применять. Это можно найти именно в книгах, а не в статьях. Статья должна заинтересовать темой, вызвать желание заниматься, взять и начать изучать книгу. И в начале этой книги обязательно будут фундаментальные и базовые вещи, которые важно знать перед тем, как приступить к занятиям.

Следует начинать с начала, потому что, выучив с середины, все равно придется вернуться к истокам, только переучиваться и ломать нейронные связи будет уже гораздо сложнее.

Произнесение всех скороговорок и чистоговорок подразумевает изначально правильное произношение слов, букв, звуков.

Кстати, абстрактные буквосочетания и слоги сложнее произносить, чем скороговорки. А в скороговорках разворачивается целая история, и смысл тут не в том, чтобы произнести их механически без запинок, максимально быстро. Смысл — нарисовать картинку. И сделать это к тому же виртуозно чисто.

Я не думаю, что отдельно взятые, вырванные из контекста упражнения могут сильно навредить человеку. Потому что тот, кто захочет заниматься глубоко всем этим, не сможет далеко продвинуться на них. И он будет вынужден начать с постановки правильного дыхания. Потому что от качества этого навыка зависит управление силой звука, скоростью и громкостью.

Но плюс таких статей в том, что они привлекают внимание и вызывают интерес людей, заставляют их двигаться дальше.

 

Перейти к следующей статье ➯ Какое значение имеет наша речь? 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Орфоэпия. Дикция. Артикуляция. Что это?

Об авторе
Евгения Федяшева
-->