Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Орфоэпия. Дикция. Артикуляция. Что это?

Орфоэпия. Дикция. Артикуляция. Что это?

На самом деле это довольно тонкие понятия, которые нельзя рассматривать в отрыве от контекста. Они очень взаимосвязаны с другими вещами, которые касаются ораторского искусства, развития голоса и вокала.

Сами по себе слова довольно весомые, но чаще всего человеку, который не занимался пением, ораторским или актерским мастерством, непонятно, о чем идет речь.

Давайте возьмем толковый словарь и посмотрим, что говорится там.

Орфоэпия — искусство правильной речи. Это свод литературных норм и произнесение всех букв и слогов по правилам того языка, на котором говорит человек. Верное употребление падежей, падежных окончаний, ударений, корней слов при склонениях глаголов и т. д.  Бывает, человек правильно говорит падеж и неправильно произносит окончание, например, «Сказка про Колобок» (правильно «про Колобка»). Другой пример орфоэпической ошибки: ты сидишь — я сижу, но: ты бежишь — я бегу (а не «бежу»). Или такие ошибочные формы, как «углУбить», «обезбАлить», «звОнит», «дОговор» и так далее. Лексических ошибок в устной речи, конечно же, встречается гораздо больше, и правилами орфоэпии они не ограничены.

В английском языке есть слово «iron», которое переводится как «железо». Если мы скажем:«I iron with an iron iron», — это будет переводиться как «я глажу железным утюгом». Здесь одно и то же слово, написанное одинаково, имеет разный смысл в зависимости от места в предложении. В первом случае оно будет глаголом, во втором — прилагательным, а в третьем — существительным.

Это почти уникальный пример даже для английского языка, с юмором иллюстрирующий важность норм произнесения слов, что становится особенно актуальным при отсутствии окончаний. А вот электронный переводчик не уловит этой тонкости и переведет словосочетание примерно так: «у меня утюг с утюг». Чтобы избежать этой буквальной механистической нейтральности и не создавать друг другу «трудностей перевода», нам нужно детально и с любовью изучать свой родной язык.

Если взять разные регионы нашей страны, то понятно, что на огромной территории люди будут говорить на разных диалектах, каждый регион будет отличаться своими индивидуальными особенностями произнесения звуков речи и даже целых слов. Например, про москвичей говорят, что они тянут букву «а», про вологжан — что букву «о». Но при этом есть совокупность литературных норм произношения, которые мы соблюдаем в деловом общении, на дебатах, в выступлениях и т. д. От того, насколько соблюдены эти нормы, будет зависеть, насколько серьезно нас будут воспринимать собеседники и насколько весомой будет наша речь на уровне всей страны. Поэтому эти правила специально изучаются и в политической карьере.

Теперь давайте разбираться, что такое дикция.

Дикция — ясное и отчетливое произнесение слов, слогов и отдельных звуков. Это одна из характеристик языка, которая отвечает за внятность нашего произношения, за отсутствие так называемой каши во рту.

Например, с недавнего времени принято считать, что британский разговорный английский более «флегматичен», более труден для понимания, нежели «энергичный» американский. Про британцев говорят, что их произношение менее четкое, менее эмоциональное и внятное, и даже менее громкое, чем у американцев.

Мы как иностранцы конечно, можем догадаться, что сказал британец, хорошо распознавая американское произношение, а можем сразу и не догадаться или понять неправильно.

Дикция — это в первую очередь способ произнесения звуков. Когда мы занимаемся развитием дикции, нужно ответить себе на вопрос «Зачем?».

Как человеку, который любит свой язык и уважает его законы, мне кажется это очень важным. В зависимости от ответа на этот вопрос будет выстраиваться дальнейший план действий при работе над дикцией.

Допустим, человеку хочется поражать других своим умением очень быстро говорить. Это здорово, но опять же — «Зачем?» Важно, чтобы человек сам себе ответил на этот вопрос, потому что, возможно, ему хочется каких-то других вещей, совсем далеких от развития навыка быстрой и внятной речи.

Дикцию можно натренировать так, что буквы будут блестяще «отлетать» от языка, голос станет звонким, полетным. Но необходимо знать, для чего нам это нужно, чтобы использовать этот навык уместно по отношению к ситуации.

Если я оратор, выступающий на сцене, или человек, который часто делает презентации и продает свой продукт, или я, например, Владимир Высоцкий, то способы применения дикции у нас будут совершенно разные, как и задачи, стоящие перед нами.

Если брать высокую скорость речи с сохранением хорошей дикции, как, допустим, при произнесении скороговорок, то это скорее спецэффект, которому можно научиться со временем. Но если человек просто хочет выделяться из толпы, есть более простые и быстрее применимые способы управления своей речью с целью привлечь к себе внимание.

Если человек общается с детьми, ему нужно говорить так, чтобы дети его понимали и при этом не начинали беспокоиться. То есть четко и уверенно, но не так, чтобы от него «звенело в ушах». Напротив, если человек выступает как аниматор — тут уже нужен звонкий, громкий голос. При этом важно уметь говорить так, чтобы голос не уставал.

А еще стоит уметь часто менять интонации, быть смешным, веселым, чтобы дети не утомлялись. Аниматор для взрослой аудитории должен уже владеть другими приемами привлечения внимания и вовлечения зрителей в сценическое действо.

Если речь идет об исполнении авторской песни, то, например, Сергей Никитин и Владимир Высоцкий совершенно по-разному работали с дикцией. У одного дикция формировала слова и складывала их в мысли-наблюдения, а у другого способствовала передаче полярных эмоциональных состояний и «рисовала» образы.

Поэтому четкая дикция — это особый прием, который нужно учиться использовать осознанно и уместно. И каждому человеку, в зависимости от рода его деятельности, нужно нарабатывать собственные приемы, знать свои речевые особенности, расширять уникальную палитру возможностей своего голоса и уметь это правильно применять.

Перейдем теперь к артикуляции.

Артикуляция — это работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. То есть если дикция отвечает за качество тех звуков речи, которые слышит наш собеседник, то артикуляция относится к выполнению той же задачи (быть понятым, услышанным и внятным), чему способствует формирование этих звуков внутри нашего рта. Это работа мышц ротовой полости: языка, язычка, мягкого неба, глотки, а также гортани, зубов и всех других элементов, которые помогают формированию букв. Наша задача — быть внятными. Но если мы будем неправильно двигать мышцами, буква получится не та, которую мы собирались произнести, мы быстро устанем и, соответственно, понять нас будет непросто.

На наших курсах мы разбираем, как правильно формировать и соединять буквы внутри рта, как «лепить» артикуляцию шаг за шагом, изучаем и узнаем мышцы, которые задействованы в этом процессе. Это очень веселое и полезное исследование.

Давайте проведем сейчас небольшое наблюдение за собой. Закройте рот и уприте кончик языка под нижние зубы. Попробуйте с закрытым ртом выдать букву «у», как будто бы говорите ее, не произнося вслух. Вы почувствуете, что положение гортани и глотки поменялось, все пространство внутри рта вытянулось вверх и вниз (если описывать эти непривычные ощущения простыми словами). Мы специально делаем упражнение с закрытым ртом, чтобы не подключать внешние элементы дикции, а понаблюдать за работой артикуляционного аппарата.

Теперь давайте снова упрем кончик языка под нижние зубы и произнесем сначала «у», а потом «а». Поменялось ли что-то? Конечно! Пространство немного расширилось по вертикали.

Мы видим, что для каждой буквы характерно свое положение мышц, артикуляционный аппарат работает при произнесении букв совершенно по-разному. Когда мы произносим букву «э», наш рот не должен принимать то положение, которое он принимает, например, при букве «ы».

Снова закройте рот и попробуйте сказать «э», представив, что говорите «ы», то есть замрите в положении «э» и проговорите «ы». Трудно, верно?

Неправильно формируя и произнося буквы, мы заставляем свои мышцы трудиться в двойном объеме. Это все равно, как вместо того, чтобы стоять, мы бы прыгали на месте, приседали и ложились на пол, а потом опять бы вскакивали, и все повторялось бы заново. А потом еще стали бы удивляться, почему наш голос устает к концу рабочего дня. Можно ли такое использование голоса считать заботливым? Ведь если бы мы бежали многокилометровый марафон, то точно бы не делали таких странных хаотичных телодвижений.

Так и наш голос при правильном использовании способен «разогреваться» и становиться звонче и ярче, лишь тренируясь при многочасовых нагрузках.

Выстраивая правильную артикуляцию для каждой буквы, мы учим свои мышцы говорить, учим их работать. Это отражается и на дикции в том числе. Даже логопедические дефекты речи (не все, конечно) становятся не такими явными и могут при длительных тренировках исчезнуть вовсе.

Таким образом, все эти понятия — дикция, артикуляция, орфоэпия — взаимосвязаны как звенья одной цепи. Они влияют на нашу способность говорить так, чтобы быть услышанными и более понятными. Рассматривая эти понятия, мы остаемся в рамках изучения своего голоса, но в данном случае детально изучая КАК, а не только ЧТО говорить, чему, например, в переговорном или ораторском направлении как жанре часто не уделяется пристальное внимание.

Когда мне задают вопрос о том, что первично: артикуляция, дикция или орфоэпия, я спрашиваю, а что первично, когда мы учимся играть на рояле: правильно поставленная рука, движение пальцев или осанка?

Наверно, вы догадались, что здесь нельзя выделить что-то более важное. Мы учимся играть на рояле, сначала привыкая к положению правильно поставленной руки при правильной осанке. Что потом в дальнейшем отразится на качестве извлечения звука и беглости пальцев. Конечно, мы можем играть по-разному, даже сидя неправильно, искривляя руки, и пьесы все равно будут звучать. Как говорится, бумага все стерпит. Но большой вопрос, КАК они будут звучать. Будет ли нам удобно и сколько лет мы сможем продолжать играть на рояле, издеваясь над своим телом? Именно потому, что эти вопросы техники остаются главными в традиции русского исполнительского искусства (как в хореографии и спорте, кстати), наша отечественная школа по сей день считается сильнейшей во всем мире.

Такой же кодекс правильного «поведения» существует и для нашего голоса. Если мы безграмотно употребляем слова, неправильно ставим ударения, то нет совершенно никакой разницы, владеем ли мы правилами хорошей дикции или нет. И, наоборот, грамотная, но невнятная речь тоже раздражает собеседника. Наш язык и наша речь выдают нас на всех уровнях. Когда мы не знаем свой язык, неправильно на нем разговариваем, нам не спрятаться за имиджем, прической, эффектными, по-дизайнерски разработанными слайдами презентации.

Если человек заявляет себя профессионалом в какой-то области, выступает как эксперт, а сам не знает правил родного языка, то уровень доверия к такому профессионалу резко падает. Схоже с тем, как, например, внимательного родителя будет «напрягать» учитель русского языка, не умеющий правильно выговаривать слово «сольфеджио», или пациента начнёт раздражать врач, который предложит «ставить уколы».

Современный темп жизни, современные реалии и навязываемая тенденция к тотальной безграмотности диктуют нам правила игры, которые мы не можем игнорировать. Чтобы подтверждать почетное звание профессионала и Человека, нам жизненно необходимо следить не только за содержанием нашей и чужой речи (ЧТО мы говорим), но и за ее формой (КАК мы говорим).

Так что, на мой взгляд, из круга разбираемых нами понятий — дикция, артикуляция и орфоэпия — нельзя выделить что-то более важное. Правильно используемые технические элементы нашей речи влияют на нашу способность быть убедительными, понятными и услышанными. А также на возможность внимательнее слушать и слышать других.

Всем этим мы будем заниматься на курсе «Идеальная дикция», который стартует уже совсем скоро. И я с удовольствием приглашаю участвовать в нем всех, кто хочет лучше узнать свой голос и раскрыть в себе новые возможности экологичного влияния на мир!

 

Перейти к следующей статье Кому и зачем нужно заниматься дикцией?

Об авторе
Евгения Федяшева
-->