Почему эмоциональный интеллект определяет нашу жизнь?
Все мы знакомы с понятием «уровень интеллекта» и тестами, его измеряющими. Ещё мы знаем, что люди с высоким IQ добиваются больших высот. Ведь IQ направлен на то, чтобы обрабатывать информацию, производить расчёты, классифицировать, делать выводы и пр. Однако этот познавательный интеллект формируется позже, чем другой, не менее важный вид интеллекта — эмоциональный.
В реальности IQ не сильно влияет на достижения человека. За примером далеко ходить не надо: троечники и двоечники чаще всего оказываются более успешными, чем неприспособленные к жизни отличники. И всё это напоминает поговорку «Что же ты такой умный и при этом такой бедный?».
Суть эмоционального интеллекта не в том, чтобы уметь произвести впечатление, как думают многие. EQ соединяет в себе два важнейших компонента: уровень сознания и уровень развития эмоциональной сферы. Последняя присутствует у маленького человека ещё во внутриутробный период жизни.
Что я подразумеваю под эмоциями? Это сигнальная система организма. Искра, запускающая определённые действия в человеке. Но что запускает саму эту искру? В организм ребёнка будто бы вшита базовая программа управления работой сердца, лёгких, всех органов. Это тоже часть интеллекта, но та часть, которой невероятно сложно управлять. Да, есть методики, благодаря которым можно научиться замедлять работу сердца, но они очень сложные. Поэтому считается, что этими вещами мы не управляем, — они как бы вшиты в BIOS.
Когда мы вырастаем, у нас появляется возможность думать и перерабатывать информацию, формировать новые импульсы и желания. И когда появляется «хочу/не хочу это делать», срабатывает сигнал, вспыхивает искра — эмоция. Если два эти компонента идут вместе, мы получаем то, что хотим. Это и есть эмоциональный интеллект.
Можно воспользоваться аналогией, связанной с полушариями:
EQ — это когда оба полушария (и правое, и левое) работают синхронно и их сигналы не противоречат один другому. А человек понимает процессы и механизмы, по которым в жизни происходит то или иное событие, осознаёт, что его действия обусловлены его же мыслями и эмоциями.
Итак, умение управлять собой, понимать себя, добиваться того, чего хочется, и не делать то, чего не хочется, — результат развитого EQ.
От чего же зависит уровень эмоционального интеллекта и по каким параметрам его можно определить?
Тестов для определения уровня EQ нет. Таким образом, можно измерить только уровень познавательного интеллекта. Но результат не будет определять то, какой вы человек. Проводили специальные эксперименты и выяснили, что многие заключённые (большой процент) в США, причём осуждённые за тяжкие преступления, имеют высокий уровень IQ. А вот если у человека достаточно развит эмоциональный интеллект, он никогда не будет его использовать против других и окружающего мира.
Уровень эмоционального интеллекта, в отличие от IQ, можно определить только по тому, что происходит в вашей жизни и до какой степени вы удовлетворены этим, как можете управлять своими действиями в разных сферах и насколько честны с собой. Тесты точно не покажут всю эту картину целиком.
Как можно понять, есть ли проблемы с эмоциональным интеллектом?
Есть основные признаки: вы не можете контролировать собственные действия, не отвечаете за них, многим в жизни недовольны, постоянно сравниваете себя с другими и не в состоянии управлять своим настроением, более того, оно зависит от случайных факторов: погоды, внешнего мира. Всё это означает, что вы живёте на автоматических программах. Теперь главный вопрос: как развить эмоциональный интеллект? Что самое сложное в этом? Камень преткновения в процессе развития — то, что нас никогда этому не учили. В школе не развивают эмоциональный интеллект, так же как и не учат зарабатывать деньги. Человек задумывается о том, где и как добывать средства для проживания, когда ему 23 и больше. То же и с эмоциональным интеллектом.
Начнём с того, что злиться у нас в обществе нельзя, обижаться тоже. А вот девушкам — наоборот, положено. И опаздывать им хотя бы на 15 минут тоже принято. А мужчинам нельзя расстраиваться и тем более упаси бог плакать. Так вот, проблема в том, что у человека к окончанию той же школы уже сформирован набор эмоций относительно себя и того, что происходит в жизни. И когда даже 35-летние мужчины и женщины приходят на коучинг по развитию эмоционального интеллекта, им показываешь систему и даёшь инструменты, многим тяжело отказываться от своих убеждений. Ведь тяжело принять тот факт, что они прожили эти 20-30 лет не так, как могли бы. Сложно осознать потери, которые случились, цели, которых не достигли, и возможности, которые из-за своих же действий упустили. Невыносимо признавать, что они за это ответственны.
Поэтому основная проблема заключается в том, чтобы: первое — осознать всё вышеперечисленное, второе — дисциплинировать себя. Потому что процесс развития интеллекта эмоционального будет происходить через интеллект сознательный, т. е. через IQ.
Последовательность действий такая: первое — это теория, второе — практические задания (дневники, проективные упражнения). Это и есть то, что называется безопасной средой: есть контроль, но нет опасностей и угрозы. И уже третье — реальная практика.
Приготовьтесь к работе длиною в жизнь. Все мы привыкли жить на автопилоте. А развитый эмоциональный интеллект предполагает уход от автоматизмов и привычек, когда вы начинаете действовать осознанно даже при выполнении обычных рутинных дел.
Для начала хотя бы при чистке зубов двигайтесь в другом направлении! Или задание посложнее: попробуйте после пробуждения не тянуться по привычке к телефону. И вообще неделю (в отпуске, например) поживите без него. Вы заметите, что постоянно чего-то не хватает, будто забыли сделать что-то очень важное. Это и есть работа автоматических программ. А эмоциональный интеллект подразумевает понимание, для чего вы совершаете то или иное действие. А когда управляете процессами, то получаете результат.
Недаром мудрецы советуют жить в «здесь и сейчас». Для чего теперь многие ставят себе будильники, есть даже такая специальная программа «Помидорка» («Pomodoro»). Она призвана каждые полчаса выдёргивать человека из потока автоматических программ. Есть определённые технологии, как возвращать себя в настоящий момент, в осознанное состояние.
То есть человек с развитым эмоциональным интеллектом живёт осознанно, он управляет своими действиями, не стремится что-то кому-то доказать. И если он целый месяц ничего продуктивного не совершает, значит, ему именно так и надо. Он себя за это не ругает, потому что понимает, зачем он это делает.
При целенаправленном развитии эмоционального интеллекта в первую очередь учатся понимать свои эмоции. Ведь часто спрашиваешь у человека, как он сейчас себя чувствует, а в ответ всегда — «нормально». Ему тяжело понять свои чувства. Во-первых, родители не научили и даже, более того, могли какие-то эмоции запрещать. Ребёнок вырастает и не понимает своих чувств и эмоций или утверждает, что он вообще безэмоциональный человек, поэтому ничего не испытывает. Но так не бывает! Эмоции есть у всех людей, пока они живы.
Зная и понимая себя, на основе этой информации можно понять другого и выстроить систему коммуникации. Например, когда видите, что человек злится, вы понимаете: не стоит в этот момент давить на его рациональную часть: «Иван Иваныч, как Вы себя ведёте? Вы же порядочный человек!» Вы не станете так говорить, потому что понимаете: эти слова только усилят его агрессию.Когда же мы умеем правильно выстраивать коммуникацию, то знаем, как справиться с гневом Ивана Ивановича и добиться нормального разговора.
Ещё важный момент.Те, кто уже занимаются развитием EQ, часто спрашивают, что делать, если при занятиях произошёл «откат», то есть состояние, когда при целенаправленном поступательном развитии возвращаются на несколько шагов назад?
На самом деле никаких откатов не существует. Вот вы работаете над собой, развивая тот же эмоциональный интеллект, и внезапно снимаете верхний слой проблем. В этот момент вам кажется, что это победа: «Пару месяцев — и я решил свою проблему!» Но через пару-тройку месяцев приходит что-то отдалённо напоминающее то состояние, которое было раньше. И тогда вы думаете: «Ну вот! Всё, я откатился назад!»
Так вот, это не откат. Когда работаете над собой, избавление от чего-то не означает, что ушла вся проблема, — собственно, ушла только её часть. Суть любых убеждений, сценариев, черт характера можно представить как корни дерева. В зависимости от проблемы, корни эти прорастают на разную глубину. Почему я говорю, что работа над собой — этот процесс всей жизни? Потому что, выдернув один корешок, вы можете оставить отросток от него, который через время разрастётся.
Работа над собой — это труд в огороде. Любая благородная культура растёт долго, за ней нужно специально ухаживать. А сорняки не надо поливать, им нужна только почва, и они прорастают мгновенно. Так вот, многие напоминают огородников, которые пропололи грядки, и всё. Им говорят: «А завтра тоже надо прийти!» — «Как? Зачем? И так нормально! Приду через неделю!» Приходят через неделю, а там уже бурьян разросся. Где картофель, где клубника — непонятно, и человек уже шагает по всему подряд: и по сорнякам, и по ягодам.
Сорняки будут появляться всегда. Если в прошлом у вас были какие-то установки, то придётся теперь постоянно следить за тем, чтобы они не проросли. Но это не откат, а просто моменты, которые остались недоделанными. Поэтому стоит работать регулярно, а не в течение одного месяца.
В фильме «Мирный воин» есть хорошая фраза, отражающая эту взаимосвязь: «Знание не есть мудрость. Мудрость есть умение использовать полученные знания на практике».
Вот это как раз таки и есть эмоциональный интеллект. То есть умение действовать в заданном направлении для достижения выбранной цели. Это про умение жить, действовать и получать результат.