Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
12 мифов о голосе

12 мифов о голосе

Сегодня мы с вами рассмотрим 12 мифов о голосе, которые мне хотелось бы развенчать. Мне хочется, чтобы после прочтения статьи вы наметили для себя точки, по которым будете развиваться и изучать свой голос. Больше поняли, как правильно заниматься голосом, беречь этот ресурс, развивать, как ему не вредить и просто наслаждаться собственным звучанием.

Итак, первый миф о голосе:

1. «Мне не дано петь: "медведь на ухо наступил"…»

Это довольно распространенное убеждение: «Я не могу петь, не хочу изучать свой голос. У меня нет слуха».

Наверняка слышали это от других людей, которые стесняются своего голоса. И вы сами, наверно, частенько махали на себя рукой: «Мне не дано ни петь, ни звучать, я все это не хочу. Наверно, это не мое». Я обращаюсь к тем, кому знакомы эти посылы, ограничивающие установки. Вы же слышите, что ваш голос звучит фальшиво и вы не попадаете в ноты. А теперь ответьте: есть у вас все-таки слух или нет, если вы это слышите?

Скорее всего, это говорит о том, что слух у вас есть. Поэтому — ура! — вам можно петь. Если сложно в это поверить, то можете отталкиваться от той информации, что слух у нас есть априори, он нам дан от природы. И даже если мы не поем, не развиваем голос, тем не менее он у нас есть. Думаю, с этой ограничивающей установкой мы разобрались.

2. Наш голос — это мышца

Двигаемся ко второму довольно распространенному убеждению, что голос — это мышца. Уверена, вы тоже об этом слышали. И возможно, представляете, что когда человек начинает учиться ораторскому мастерству, то он тренирует свой голос как мышцу в спортзале. Как бы накачивает голос, после чего он начинает хорошо звучать. Может быть, кого-то я разочарую, а кого-то удивлю этой информацией, но голос, наши голосовые связки — это не мышца.

Более того, если интересно, я вам предлагаю залезть в анатомический словарь и самим узнать, что же это такое, если не мышца. Некий небольшой квест вам от меня для самопознания.

Давайте просто немного порассуждаем логически. Подумайте, что происходит, когда мы начинаем тренировать мышцы в спортзале? Они начинают бугриться, появляются четкие контуры. Представьте, если бы голосовые связки, находящиеся внутри шеи, тоже были бы мышцей. Что в этом случае происходило бы с ними? Ну наверно, они бы тоже начали контурироваться и расти.

Думаю, вы представляете, что мы нанесли бы своим связкам колоссальнейший урон. И если бы все было бы именно так, как в этом мифе, то узлы на связках и заболевания не считались бы травмами. А как раз свидетельствовали бы о том, что мы как раз накачали голосовые связки. Так как голос на первых порах всегда нас предупреждает: «Дзынь-дзынь, я тут! Будь осторожен, внимательнее, я устал».

Это голос дает нам первое предупреждение, и мы вынуждены молчать, восстанавливать свой голосовой аппарат. И главная практика восстановления — это прежде всего молчание, чего нельзя сказать о мышцах, которые мы накачиваем. Они лечатся несколько по-другому. Именно из-за того, что мы неправильно рассуждаем и верим в этот миф, чаще всего и случаются травмы связок. В конечном итоге голос перестает нас слушаться, хрипнет и сипнет.

3. Голос рождается в связках

Это так же распространенный миф, плавно вытекающий из второго убеждения и неправильного представления о голосе.

Маленький тест. Попробуйте с закрытым ртом произнести звук «Н». А теперь попробуйте, не открывая рта, сказать «НЭ», потом — звук «Г», звук «Р». Попробовали? Где вы произносите эти звуки? Явно не в связках. Почему я обращаю ваше внимание на эти вещи? Мне хочется показать вам и объяснить, что сила нашего голоса — это отнюдь не громкий крик.

У нас часто бывает такое представление: для того чтобы быть внушительными, солидными, услышанными, нам нужно именно кричать. Но сила голоса живет далеко не в крике, а благодаря тому, что у каждого из нас есть уникальность.

Например, птица колибри поет не очень громко. Соловей поет тоже негромко, но настолько слышно, что, когда он поет ночью, вся остальная природа просто затихает. Есть вороны, более крупные птицы. Их звуки — это уже не про красоту. Они довольно громко каркают, что, конечно же, отличается от соловьиной трели. Или, например, посмотрим на павлина. Это красивейшая птица с прекрасным ярким оперением и огромным хвостом.

Все вы, наверно, прекрасно помните такой мультик, как «Приключения барона Мюнхгаузена». Там был момент, когда барон забрался к джину довольно высоко на башню и там просил павлина спеть. Даже собирался ему подыграть на гитаре. И вы, вероятно, помните, как ответила ему эта птица. Он мечтал услышать ее пение, так как считал, что это будет прекрасный, райский звук из райских садов. Но все оказалось далеко не так.

Для чего я делаю эти сравнения? Сейчас мы немножко прокачиваем наш слух и наши музыкально-слуховые впечатления вместе с музыкальной памятью. Для чего нам это нужно? Чтобы понять, что сила павлина совершенно не в голосе. Такой красивой птице в общем-то совершенно не нужно иметь голос как у соловья или вороны. Она привлекает внимание какими-то другими вещами, которых довольно много, они весомые и яркие. Это не значит, что не надо петь и не надо говорить, но вопрос — в чем сила?

А теперь представьте, что все птицы на планете, такие уникальные, разнообразные и красивые, одинаково бы каркали, как вороны. Наверно, мы бы сошли с ума. Так что нужно изучать, выведывать и обнаруживать внутри себя и своего голоса собственные персональные и уникальные силы.

4. Правильно дышать грудью

Следующим будет миф, что дышать нужно грудью. Многие из вас знают, что после бега можно очень быстро восстановить дыхание, если активно дышать и при этом двигать плечами. Этот эффект формируется еще в детском возрасте. После активности, когда малыши побегали, поносились, с помощью прерывистого, так называемого собачьего дыхания, они довольно быстро восстанавливаются. И вот благодаря этому эффекту мы постепенно начинаем привыкать к такому типу дыхания, которое можно назвать грудным или ключичным. И начинаем пользоваться им постоянно.

Это конкретный навык. Он помогает нам только на каких-то определенных промежутках времени, когда мы получили физическую нагрузку и нам нужно быстро прийти в себя. Когда вы просто разговариваете с кем-то, общаетесь, ведете переговоры, получаете ли вы такую же физическую нагрузку, как от бега? Скорее всего, нет.

Да, переговоры бывают нервными, напряженными, а публичные выступления иногда довольно волнительные. Но это не та физическая нагрузка, после которой нужно было бы так прерывисто и энергично восстанавливать дыхание. То есть это не тот дыхательный прием, который нам нужно использовать постоянно.

Как вы думаете, такое дыхание способствует тому, что наша речь будет литься, становиться плавной и красивой? Нет, звук так же будет прыгающим, дерганым и рваным. Он становится точно таким же, какой становлюсь я, каким становится мое тело в это время. Для того чтобы дышать полноценно, чтобы собеседник нас хорошо слышал, чтобы звук до него долетал, для этого нам нужен рычаг посерьезнее, чем наши ключицы.

Может, для кого-то это не секрет, а для кого-то будет неожиданным, но дышать следует животом. Наш живот работает именно как педаль газа для нашего голоса. Конечно, какое-то время нужно будет привыкать к новому типу дыхания и тренировать такой навык. Это нужно не столько для пения, сколько для обычной жизни и речи. Для того чтобы управлять своим голосом, уметь успокаиваться, контролировать свои эмоции и внутреннее состояние.

5. Чтобы хорошо спеть, нужно набрать побольше воздуха в легкие

Следующий миф — это традиционное представление. Якобы перед тем, как начать петь, да ещё и внушительно, нужно набрать как можно больше воздуха в легкие. Но попробуйте с такими лёгкими хотя бы что-то сказать, чтобы не закашляться и чтобы у вас не запершило в горле. По сути, это следствие того ограничивающего убеждения и представления о голосе, о котором мы говорили выше, что дышать нужно грудью.

Предлагаю провести эксперимент. Прямо сейчас наберите воздух в легкие громким большим вдохом. Сможете ли вы хорошо спеть или сказать что-то громко?

6. Сила голоса заключается в том, чтобы уметь петь и говорить громко

Ранее мы уже рассуждали о птицах, о том, что у них есть красивые голоса, а некоторые поют громко и пронзительно. Но при этом их пение не отличается красотой. Есть животные, например, слоны, которые могут громко трубить. Но они это делают для каких-то определенных целей и непостоянно. Вопрос к вам: нужно ли такому большому животному, как слон, для кого-то выглядеть или казаться сильным? Мне хочется, чтобы вы поразмыслили, что важнее: быть сильным или казаться сильным?

Я думаю, нужно использовать приемы для усиления собственного голоса, чтобы быть серьезным и весомым изнутри. Иметь внутреннюю силу голоса, которая проявляется не только в громкости. Например, теряет ли сила и весомость голоса, если перестать ненадолго говорить? Нет, это еще один прием, с помощью которого можно использовать силу голоса не напрягаясь, просто позволяя себе делать паузы в речи. Паузы в течение выступления или разговора нужно делать еще и для того, чтобы давать себе маленькие передышки, попить, увлажнить гортань. Таким образом вы сможете работать довольно долго, не перенапрягаясь.

7. Можно петь изредка, и это не отразится на голосе

Некоторые считают, что можно петь от случая к случаю и на голос это не повлияет. Но, дорогие друзья, если я занимаюсь развитием голоса, то мне, конечно, нужно заниматься этим регулярно. Независимо от того, как я представляю себе голос: мышца это или не мышца. Особо интересующиеся все-таки посмотрят определение голоса в анатомическом словаре и узнают, как же все-таки называется та самая голосовая складка и чем она является в нашем организме (возвращаемся ко второму мифу). Тем не менее петь от случая к случаю все-таки не рекомендуется.

Я предлагаю участникам своих семинаров и коучингов регулярно выполнять упражнения на дыхание, на осанку и дикцию. Просто для того, чтобы использовать те навыки, которые нам необходимы ежедневно в жизни. Не обязательно для пения. Может быть, просто для речи. Хотя и вокальные навыки мы тоже тренируем.

8. Звук выходит через рот

Следующий миф о нашем голосе звучит как представление, что звук выходит через рот. На самом деле это не совсем так. Закрывая рот, мы тоже можем звучать. Более того, наши звуки могут быть довольно понятными. Ранее мы уже произносили букву «Н», «Р» с закрытым ртом и убедились в этом. Довольно слышно и понятно, что звук «Н» — это не звук «А» или, например, «У», «Ы». Тело также помогает нам понять, какая это буква.

Когда мы смотрим на человека, то видим, какие усилия требуются в теле для произношения того или иного звука. Наш собеседник так же совершенно четко способен считать посыл того, что мы хотим сказать. Даже если мы издаем звуки с закрытым ртом. И речь тут тоже про силу нашего голоса, это один из факторов нашего звучания.

9. В процессе пения опираться нужно на диафрагму

Все вы наверняка знаете, что диафрагма — это то место, которое отделяет нашу грудную полость от брюшной, делит ее пополам. Условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер. Представим шприц. У него внутри есть поршень, который двигается. Если мы наберем воду в шприц, то с помощью поршня сможем вытолкнуть ее наружу. Вот этим самым поршнем для нашего организма и является диафрагма. Она позволяет «выбрасывать» из себя звук или воздух.

Теперь интересно мнение тех, кто занимался вокалом либо просто любит петь или изучать свой голос. Представьте, что при пении вас учат опираться на диафрагму. На самом деле это неправильно. Получается прямо противоположный эффект, как если бы мы шприц, опираясь на поршень, тащили в обратную сторону (для того чтобы как-то на него опереться).

Большой вопрос: если бы мы опирались на диафрагму, куда бы пошел звук в этом случае?

10. В процессе пения и разговора тело не участвует

Это следующий миф о нашем голосе. Если звук не живет в нашем теле, то тогда что же выходит из нас? Зачем нам дышать животом, обращать внимания на ключицы, грудь и т. д.? Зачем весь этот путь, если в процессе пения и разговоров не участвует ни наше тело, ни дыхание животом, а задействованы, например, только наши связки (возвращаемся к третьему мифу)?

Наше тело непосредственно участвует в процессе звукоизвлечения. Замечали ли вы, что голос изменяется в зависимости от того, сидите вы ровно или склонились на бок, положив ногу на ногу? Звук голоса действительно меняется. Если вы сидите ровно, то издаете звук более звонкий, полетный, он распространяется по всему пространству. Более того, при этом вы не напрягаете связки. Если вы склонились на бок, то звук получится более глухой, связки будут напрягаться сильнее.

11. Звук не живет в теле

Этот миф вытекает из предыдущего. Если звук не живет в теле, то что я делаю в процессе звукоизвлечения? Ведь занимаюсь именно развитием своего голоса как процессом звукоизвлечения. Тогда из чего я его извлекаю, если он не живет в теле? Не будем надолго останавливаться на этом пункте, перейдем к следующему.

12. Научиться петь сложно

Десятый миф — это распространенное убеждение, что научиться владеть своим голосом через пение и постановку голоса сложно. Довольно спорный вопрос, потому что это не сложнее, чем водить автомобиль. Когда учимся водить машину, мы ведь тоже не сразу начинаем ездить. Нам сначала рассказывают про устройство автомобиля, технику безопасности, правила дорожного движения и т. д. 

Примерно подобный процесс происходит и при развитии голоса. В качестве принципов и основ звучания я постаралась изложить такие простые правила, эту нехитрую навигацию. Теперь ответьте себе на вопрос: если бы мы пользовались этим, то сложно было бы нам научиться петь и говорить? Тяжело было бы использоваться эти приемы в своей обычной повседневной жизни, для того чтобы голос был более гибким, пластичным, насыщенным красками и более управляемым для нас?

Звуки нашего голоса — это природные явления, основанные на движении звуковой волны. И мы как ораторы, люди звучащие, весомые, хотим донести информацию до собеседника (если бы этого не хотели, мы бы не коммуницировали, а просто молчали).

Так вот, наша задача — научиться максимально пользоваться всеми теми приемами, которые нам доступны. К тому же все эти приемы естественны и вписаны в законы природы, все они находятся в нашем теле. Я предлагаю вам всем об этом задуматься и начать погружаться в эти ресурсы.

Более подробно мы с вами будем разбирать упомянутые приемы на наших коучингах и курсах. Всех приглашаю на занятия. Там поговорим об осанке, дыхании, дикции, о процессах управления ими, процессах звукового потока от и до. Мы займемся проработкой конкретно взятых элементов, делая акцент на нюансы устройства именно вашего голоса. На занятиях будут индивидуальные упражнения для каждого, индивидуальные домашние задания, поддержка и сопровождение в течение всего курса. Мы с вами проследим за своим собственным ростом. За тем, как по мере продвижения каждый из нас сможет звучать по-новому. Будем учиться использовать новые фишки, тренировать навыки и т. д.

Вернуться к предыдущей статье ➯ Какое значение имеет наша речь?

Об авторе
Евгения Федяшева
Тренер по клуба КРОСС, специалист по постановке голоса.
-->