Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
12 мифов о голосе

12 мифов о голосе

Сегодня мы с вами рассмотрим 12 мифов о голосе, которые довольно распространены и часто мешают человеку раскрыть свои речевые и певческие способности в полную силу. Мне хочется, чтобы после прочтения статьи вы наметили для себя ориентиры, по которым будете развиваться и изучать свой голос. Больше поняли, как правильно заниматься голосом, беречь этот ресурс, развивать, как ему не вредить и просто наслаждаться собственным звучанием.

Итак, первый миф о голосе:

1. «Мне не дано петь: "медведь на ухо наступил"…»

Это довольно распространенное убеждение: «Я не могу петь, не хочу изучать свой голос. У меня нет слуха».

Наверняка вы слышали это утверждение от других людей, которые стесняются своего голоса, и сами, вероятно, махали на себя рукой: «Мне не дано петь. Наверно, это не мое».

Так вот, кому знакомы эти внутренние посылы, ограничивающие установки, хочу спросить: если вы слышите, что ваш голос звучит фальшиво, что вы не попадаете в ноты, то все-таки, как вы думаете, есть у вас слух или нет?

Если вам трудно в это поверить, то не переживайте, вы можете опираться на осознание того факта, что слух у нас есть от природы, он нам дан каждому при рождении. И даже, если мы не поем, не развиваем голос, он у нас есть.

Думаю, с этой мешающей петь установкой мы разобрались.

2. Наш голос — это мышца

Двигаемся ко второму довольно распространенному убеждению, что голос — это мышца. Уверена, вы тоже об этом слышали. И возможно, представляете, что когда человек начинает учиться ораторскому мастерству, то он тренирует свой голос как мышцу в спортзале. Как бы накачивает силу, после чего и начинает хорошо звучать. Может быть, кого-то я разочарую, а кого-то удивлю этой информацией, но голос, наши голосовые связки — это не мышца.

Более того, если интересно, я вам предлагаю залезть в анатомический словарь и самим узнать, что же это такое, если не мышца. Некий небольшой квест вам от меня для самопознания.

И небольшой комментарий на этом пути. Подумайте, что происходит, когда мы начинаем тренировать мышцы в спортзале? Они начинают расти, крепнуть, появляются объемные четкие контуры. Представьте, если бы голосовые связки, находящиеся внутри шеи, тоже были бы мышцей. Что в этом случае происходило бы с ними? Ну наверно, они бы тоже начали контурироваться и расти.

Думаю, вы представляете, что мы нанесли бы своим связкам колоссальнейший урон, если бы пытались развивать их как мышцы. И, например, узлы на связках не считались бы травмами, а свидетельствовали бы о том, что голосовые связки мы как раз хорошо накачали.

Уставший голос на первых порах при таком подходе обязательно нас будет предупреждать: «Дзынь-дзынь, я тут! Будь осторожен, внимателен, я устал». Тогда мы вынуждены молчать, восстанавливая свой голосовой аппарат. Для голоса это основная практика восстановления, чего нельзя сказать о перекачанных мыщцах. Травмы мышц лечатся несколько по-другому.

Именно из-за того, что мы неправильно рассуждаем и относимся к голосу, чаще всего случаются травмы голосовых связок. В конечном итоге, голос перестает нас слушаться, и можно надолго забыть его звучание в полную силу.

3. Голос рождается в связках

Плавно вытекающее из второго мифа и неправильного представления о голосе утверждение гласит о том, что звук рождается в связках.

Маленький тест. Попробуйте с закрытым ртом произнести звук «Н». А теперь попробуйте, не открывая рта сказать «НЭ», потом звук «Г», звук «Р». Попробовали?

Где вы произносите эти звуки? Явно не в горле, где находятся связки. Интересное наблюдение и осознание получит тот, кто задастся вопросом, как так получается, что с закрытым ртом мы можем отчетливо произнести довольно большое количество звуков нашего алфавита.

Прямого ответа на этот вопрос в статье я давать не буду, чтобы не лишать вас удовольствия узнать, почувствовать и полюбить свой голос в полной мере, а это довольно длительный и увлекательный процесс.

4. Сила голоса заключается в том, чтобы петь и говорить громко

В связи с тестом в предыдущем абзаце хочется отметить, что сила нашего голоса — это отнюдь не громкий крик. У нас часто бытует представление о том, что именно крик делает нас более внушительными, солидными, услышанными.

Много ответов и подсказок дает нам разнообразие живой природы и звуков, ее наполняющих естественным образом. Есть животные, например, слоны, которые могут громко трубить, но делают это для каких-то определенных целей и не постоянно. А нам, например, хочется быть похожим на слона и уметь громко трубить в рог, чтобы озвучивать миру свою мощь и силу.

Вопрос к вам, нужно ли такому большому животному, как слон, выглядеть или казаться сильным? И второй вопрос: зачем это нужно вам? И третий вопрос: а вдруг, ну просто из-за того, что у вас нет хобота, рев мамонта как способ звукоизвлечения и проявления своей силы вам категорически не подходит?

Мне хочется, чтобы вы поразмыслили о том, что важнее: быть сильным или казаться сильным. Я думаю, что нужно использовать те приемы для усиления собственного голоса, которые помогают быть серьезным и весомым изнутри. Иметь внутреннюю силу голоса, которая проявляется не только в громкости.

Например, теряет ли сила и весомость голоса, если перестать ненадолго говорить? Нет, это еще один прием, с помощью которого можно использовать силу голоса не напрягаясь, просто позволяя себе делать паузы в речи. 

Паузы в течение выступления или разговора нужно делать еще и для того, чтобы давать себе маленькие передышки, чтобы попить, увлажнить гортань. Таким образом вы сможете работать довольно долго, не перенапрягаясь.

5. Правильно дышать грудью

Возможно, вы замечали, что в детстве, после быстрого бега, было легко восстановить дыхание, высунув язык и двигая плечами. Этот эффект прерывистого, так называемого «собачьего», дыхания у нас запоминается на всю жизнь. Когда мы вырастаем, то продолжаем по привычке неосознанно дышать грудью, чувствуя себя при этом активными и бодрыми.

Если рассуждать логически, то это конкретный навык, который помогает нам только на каких-то определенных промежутках времени, когда мы получили физическую нагрузку и нам нужно быстро прийти в себя.

Как вы думаете, такое дыхание способствует тому, что наша речь будет литься, становиться плавной и красивой? Нет, звук также становится прыгающим, дерганым и рваным. Он становится точно таким же, каким становлюсь я, каким становится мое тело в это время.

Для того, чтобы дышать полноценно, чтобы наш собеседник нас хорошо слышал, чтобы звук до него долетал, для этого нам нужен рычаг посерьезнее, чем наши ключицы.

Может, для кого-то это не секрет, а для кого-то будет неожиданным, но дышать нужно животом. Наш живот работает как педаль газа для нашего голоса.

Конечно, какое-то время нужно будет привыкать к такому типу дыхания и тренировать этот навык. Это нужно не столько для пения, сколько для обычной жизни и речи, чтобы управлять своим голосом, уметь успокаиваться, контролировать свои эмоции и внутреннее состояние.

6. Чтобы хорошо (= громко) спеть, нужно набрать побольше воздуха в легкие

Следующий миф, это традиционное представление, что перед тем, как начать петь, чтобы сделать это внушительно, нам нужно набрать как можно больше воздуха в легкие. Но попробуйте после того, как вы это сделали, хотя бы что-то сказать, чтобы не закашляться, и чтобы у вас не запершило в горле.

По сути, это следствие того ограничивающего убеждения, о котором мы говорили выше, что дышать нужно грудью.

Предлагаю провести эксперимент. Прямо сейчас наберите воздух в легкие громким большим вдохом. Сможете ли вы хорошо спеть или сказать что-то громко?

7. Можно петь изредка, и это не отразится на голосе плохо

Некоторые считают, что можно петь от случая к случаю, и на голос это никак не повлияет. Но, дорогие друзья, если я занимаюсь развитием голоса, то мне, конечно, нужно заниматься этим регулярно, независимо от того, представляю ли я себе голос мышцей или не мышцей.

Более того, больше всего времени при тренировках голоса приходится на запоминание телом всего процесса правильного звукоизвлечения. А у тела очень «короткая» память на встраивание новых навыков. Подобно лайнеру на полном ходу, ему нужно много времени на перенастройку и согласование всех «участников» процесса на новый лад, на изменение основного курса.

Я предлагаю участникам своих семинаров и коучингов после завершения учебы регулярно выполнять упражнения на дыхание, осанку и дикцию.  Просто для того, чтобы использовать те навыки, которые нам необходимы ежедневно в жизни. Не обязательно для пения, может быть просто для речи, хотя и вокальные навыки мы тоже тренируем.

Так что, иными словами, от регулярных правильных тренировок звучание голоса становится только лучше, и он жаждет новых нагрузок как спортивных задач.

8. Звуки выходят через рот

На самом деле это не совсем так. Закрывая рот, мы тоже можем звучать, более того, наши звуки могут быть довольно понятными. Ранее мы уже произносили букву «Н», «Р» с закрытым ртом и убедились в этом.

Довольно слышно и понятно, что звук «Н» это не звук «А» или, например, «У», «Ы». Тело также помогает нам понять, какая это буква, когда мы смотрим на человека и видим, какие именно усилия требуются телу для произнесения того или иного звука.

Наш собеседник также совершенно четко способен считать посыл того, что мы хотим сказать, даже если мы издаем звуки с закрытым ртом. И это тоже про силу нашего голоса, это один из факторов убедительности.

9. В процессе пения опираться нужно на диафрагму

Все вы наверняка знаете, что диафрагма – это то место, которое отделяет нашу грудную полость от брюшной, делит наше туловище пополам. Условно её границу можно провести по нижнему краю ребер.

Представим шприц, у которого внутри есть поршень, который двигается. Если мы наберем воду в шприц, то с помощью поршня сможем вытолкнуть ее наружу. Вот этим самым поршнем для нашего организма является диафрагма. Она позволяет «выбрасывать» из себя воздух.

При опоре на диафрагму получается прямо противоположный эффект, как если бы мы шприц с водой тащили в обратную сторону (для того, чтобы как-то на него опереться). И, если бы мы так опирались на диафрагму, куда бы пошел воздух в этом случае?

10. В процессе пения и разговора тело не участвует

Это следующий миф о нашем голосе. Если звук не живет в нашем теле, то тогда что же выходит из нас? Зачем нам дышать животом, обращать внимания на ключицы, грудь и т. д.? Зачем весь этот путь, если в процессе пения и разговоров не участвует ни наше тело, ни дыхание животом, а задействованы, например, только наши связки (возвращаемся к третьему мифу)?

Наше тело непосредственно участвует в процессе звукоизвлечения. Замечали ли вы, что голос изменяется в зависимости от того, сидите вы ровно или склонились на бок, положив ногу на ногу? Звук голоса действительно меняется. Если вы сидите ровно, то издаете звук более звонкий, полетный, он распространяется по всему пространству. Более того, при этом вы не напрягаете связки. Если вы склонились на бок, то звук получится более глухой, связки будут напрягаться сильнее.

11. Звук не живет в теле

Этот миф вытекает из предыдущего. Если звук не живет в теле, то что я делаю в процессе звукоизвлечения? Ведь занимаюсь именно развитием своего голоса как процессом звукоизвлечения. Тогда из чего я его извлекаю?

Если бы звуки жили сами по себе в пространстве, просто как волны, то тогда было бы совсем не важно, на скрипку натянуты струны или на контрабас – все бы звучало примерно одинаково. Богатство тембров как одной из основополагающих характеристик звука напрямую связано с разнообразием материалов и форм и их способностью пропускать и отражать звуковые волны.

12. Научиться петь сложно

Довольно распространенное убеждение, что научиться владеть своим голосом через пение и постановку голоса сложно, и для повседневной жизни это не нужно. А для обычного человека это попросту блажь. 

Лично я считаю, что научиться владеть своим голосом не сложнее, чем водить автомобиль. Когда мы учимся водить машину, мы ведь тоже не сразу начинаем ездить. Нам сначала рассказывают про устройство автомобиля, технику безопасности, правила дорожного движения и т. д. Примерно подобный процесс происходит и при развитии голоса.

Теперь ответьте себе на вопрос: если бы мы пользовались этими простыми правилами, этой нехитрой навигацией, которую я постаралась изложить как принципы и основы звучания, сложно ли научиться петь и говорить? Сложно ли пользоваться этими приемами в своей обычной повседневной жизни для того, чтобы голос был более гибким, пластичным, насыщенным красками и более управляемым для нас?

Звук нашего голоса – это природное явление, основанные на движении звуковой волны и наша задача как ораторов, людей звучащих, весомых, которые хотят донести информацию до собеседника (если бы мы этого не хотели, мы бы не коммуницировали, а просто молчали), так вот, наша задача научиться максимально пользоваться всеми теми приемами, которые нам доступны.

Все эти приемы естественны и вписаны в законы природы, все они находятся в нашем теле. Я предлагаю об этом задуматься и начать погружаться в эти ресурсы.

Более подробно, мы с вами будем разбирать перечисленные приемы на моих коучингах и курсах, я всех с удовольствием приглашаю на занятия. Там мы будем говорить об осанке, дыхании, дикции, о процессах управления ими, процессах звукового потока «от и до». Мы будем заниматься проработкой конкретно взятых элементов, делая акцент именно на нюансы звучания голоса каждого участника.

Там будут индивидуальные упражнения для каждого, персональные домашние задания, поддержка и сопровождение в течение всего курса. Мы с вами будем следить за своим собственным ростом, за тем, как по мере продвижения, каждый из нас будет по-новому звучать. Будем учиться использовать новые фишки голоса, тренировать навыки и т.д.

Ведь именно музыка, пение, изучение полного диапазона возможностей своего голоса помогает быть полнозвучными и опираться на свои природные богатства как на внутреннюю основу, что весьма способствует укреплению цельности нашей личности и индивидуальности. А также помогает быть Человеком, в принципе.

Перейти к следующей статье ➯ 4 важные вещи в близких отношениях

Вернуться к предыдущей статье ➯ Какое значение имеет наша речь?

Об авторе
Евгения Федяшева
Тренер по клуба КРОСС, специалист по постановке голоса.
-->