Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Как мы формируем свой сценарий жизни?

Как мы формируем свой сценарий жизни? 

Начнем с того, что такое сценарий (для тех, кто не знаком с этим понятием). Просто объяснить это можно на примере.

Допустим, есть человек и в процессе жизни он проходит некий цикл, который постоянно повторяется. Его окружают разные люди, и он попадает в различные ситуации. Но в конце концов приходит к одному и тому же результату.

Например, он устроился на работу. Через время увольняется по причине того, что его не ценят и не повышают. Других повышают, а его нет. Человек уходит разочарованный и устраивается в другое место, но там повторяется то же самое, и он снова уходит.

То же самое может происходить и в отношениях.

Я думаю, у каждого есть такие знакомые, которые находятся в отношениях, потом расстаются, начинают новые отношения, а ситуация остается прежней: возникают все те же проблемы и конфликты. Самое главное — отношения развиваются по одной и той же схеме.

Вот это и есть сценарный цикл. В его основе лежит сценарное решение. Рассмотрим, что это такое, снова на примере.

Есть девушка Маша. Она воспитывалась в семье, где отец с матерью жили плохо. Отец вел себя агрессивно, мать все время плакала. Маша видела, что мама постоянно расстроенная и запуганная. Плюс отец к ней самой относился не очень хорошо. Маленькая Маша решила, что мужчина — человек, от которого исходят агрессия и опасность. А сами отношения — что-то дискомфортное, потому что хорошо она себя чувствовала только тогда, когда оставалась одна.

Поэтому и приняла сценарное решение, что:

  • мужчинам доверять нельзя,
  • лучше быть одной.

Дальше Маша вырастает. Как и все девушки, она пытается строить отношения. Здесь проявляется нехорошая закономерность: почему-то ее привлекают только женатые мужчины.

Почему так происходит?

Суть сценария заключается в том, что есть сценарное решение. И это сценарное решение человек стремится подтвердить. И так как у Маши сценарное решение — одиночество и подтверждение того, что мужчинам доверять нельзя, то она выбирает мужчин, которым действительно не стоит доверять и которые ведут себя по отношению к ней не очень корректно. Женатые мужчины подходят под ее сценарий и помогают его реализовывать.

Как это происходит? Маша знакомится с каким-нибудь Петей, и у них завязываются отношения. Почему-то она не сразу выясняет, что он женат, хотя были «звоночки». Он какое-то время обещает уйти из семьи, но затем и это прекращается. Пять лет они встречаются, и затем он говорит: «У меня появился второй ребенок, и теперь я точно останусь в семье».

Маша решает, что надо прерывать отношения. В результате она остается в одиночестве, обижена на Петю и подтвердила свое сценарное решение, что отношения — это боль и мужчинам доверять нельзя.

Далее происходит следующее. Вроде бы уже есть опыт, но по странному стечению обстоятельств Маша знакомится с Колей, который внезапно оказывается женат. Таким образом, Маша избегает близких отношений, потому что в ее голове убеждение: близкие отношения — боль.

Встречаясь с женатыми, она как бы «убивает двух зайцев": с одной стороны, создает иллюзию отношений, то есть это такой гостевой брак, но отношения все равно не близкие, а с другой стороны, отношения заканчиваются расставанием («лучше быть одной»).

Когда сценарный цикл заканчивается, человек испытывает те эмоции и чувства, которые он испытывал в детстве, и относится к окружающему миру и себе так же, как и в более раннем возрасте.

Как же все-таки формируется сценарий?

Конечно, это происходит в детстве. Здесь нужно пояснить, как именно.

Часто сталкиваюсь с убеждением людей, что есть четкая линейная зависимость между тем, какие воздействия оказывались на ребенка, и результатом, который в итоге получается. Но это не совсем так.

Да, сценарий действительно формируется под влиянием родителей, бабушек, дедушек, то есть тех людей, которые окружали ребенка.

Но здесь очень важно понять, что они только воздействуют. Формирует сценарий и принимает сценарное решение сам ребенок. Какое это будет решение — зависит и от силы воздействия, и от генетики, и от того, как ребенок воспринимает саму ситуацию, как он тестирует реальность.

Бывают же люди, которые воспитывались в семьях, где родители вели себя агрессивно. У одних формируется сценарий жертвы, то есть, будучи взрослыми, такие люди постоянно считают, что к ним придираются, их не ценят, не любят, и во всех ситуациях они это подтверждают.

И есть люди, которые воспитывались в таких же или даже более жестких условиях, но у них не возникает сценария жертвы. У них в ответ на агрессию, наоборот, может формироваться агрессивное поведение.

Тогда сценарное решение будет не «я жертва», а, например, «человек человеку волк». Человек будет агрессивным, манипулирующим, давящим. У него даже могут появляться садистические наклонности.

То есть воздействие одно и то же, а результат совершенно другой. Поэтому здесь важно понять, какое сценарное решение принял именно этот человек, когда был ребенком. В зависимости от этого и будут развиваться события в жизни.

Как понять, есть ли у вас сценарий, какой он?

У вас уже были различные отношения, не только личные, но и дружеские, деловые. Вы сталкивались с разными ситуациями и уже имеете определенный опыт. И основной инструмент для диагностики и понимания того, какое сценарное решение сформировалось, — это взгляд на события в своей жизни, а также на то, в какой психологической игре они реализуются.

Если у человека сценарий жертвы, то он будет реализовываться в игре «Побейте меня». То есть подсознательно будет провоцировать ситуации, где по отношению к нему будут проявлять агрессию, некорректное поведение.

Человек, у которого сформировался сценарий агрессора или преследователя, будет играть в другую игру, например «Попался, мерзавец». Он будет ловить всех на противоречиях, придираться, если кто-то что-то сделал не так, обязательно обратит на это внимание, сделает замечание.

Кроме психологической игры нужно рассмотреть, как эти механизмы сформировались. «Отмотайте ленту» на несколько лет назад и попробуйте понять, какое решение было принято.

По сути, это проявляется уже в детстве. После 5 лет можно уже довольно четко отследить сценарное решение. Как правило, с возрастом оно только укрепляется и можно отследить, как оно проявляется в отношениях, карьере, дружбе и разных жизненных ситуациях.

Поэтому основной инструмент диагностики сценария — это биографический анализ.

На своих курсах мы даем ряд заданий, где можно отследить различные механизмы и их воздействие на жизнь человека. Это первый этап, и с него начинается работа по сценарному перепрограммированию.

У всех есть сценарии?

Если рассматривать сценарий жизни как некие психологические механизмы, которые влияют, а в некоторых случаях и определяют наше поведение, то сценарий есть у каждого. Другой вопрос, какой это сценарий.

Эрик Берн, создатель сценарной теории, говорил, что есть сценарий победителя — человека, который ставит цели и достигает их, причем делает это в состоянии психологического комфорта; есть банальный сценарий — человек плывет по течению и не управляет своей жизнью; есть трагический или драматический сценарий, который ведет к возникновению проблем в жизни. Это разводы, разорение, увольнение и пр.

Тот или иной набор механизмов есть у любого человека. Вопрос в том, к чему эти механизмы ведут. Если они ведут к возникновению повторяющихся проблем, то такой механизм, безусловно, нужно корректировать.

Поэтому проанализируйте события в своей жизни и отследите повторяющиеся моменты. Посмотрите, что в этих ситуациях общее. Какой механизм, какое убеждение могло привести к такому исходу?

Признаком сценария будут как раз повторяющиеся моменты: люди и ситуации разные, а результат взаимодействия всегда один и тот же. 

Сценарные решения принимаются в детском возрасте неосознанно, и, чтобы от них избавиться, нужно их обнаружить и пересмотреть.

Хорошая новость в том, что сценарий формируем мы сами (но под воздействием близких) и избавиться от него тоже в наших силах. Достаточно пересмотреть старые механизмы.

Вернуться к предыдущей статье ➯ Кто такой лидер и как им стать? 

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.
-->