Как установить личные границы на работе
Личные границы важны как в личных, так и в рабочих отношениях. Но иногда в деловых отношениях выстроить границы правильно несколько сложнее.
Что такое личные границы
Для начала стоит разобраться с самим понятием границ. В психологии личными границами считают понимание своего «я» и умение отделять его от других. Другими словами, это забота о своих психологических комфорте и состоянии, понимание личного пространства, навык отделять собственные эмоции от чужих и, конечно, умение сообщать другим о нарушении границ.
Самые распространенные нарушения границ в рабочем коллективе
Для того чтобы глубже разобраться в данной теме, стоит привести несколько примеров нарушения границ на работе:
• начальство просит выйти в выходной, во время отпуска или задержаться дольше, хотя ненормированный график не оговаривался изначально;
• никто точно не знает свои обязанности, большую часть работы перекладывают на одного работника;
• кто-то из коллег позволяет себе неуважительное отношение (повышение тона, пассивная агрессия и другое);
• начальство постоянно обесценивает сотрудников;
• нарушение личного пространства (коллеги подходят слишком близко, задают личные вопросы или прикасаются); • кому-то из сотрудников приходится доделывать работу за опоздавшими, заболевшими или за теми, кто никак не может научиться выполнять свои обязанности;
• постоянные звонки в нерабочее время.
Конечно, это только небольшая часть возможных нарушений границ.
Важно понимать, что любые действия, которые приносят дискомфорт, обижают или мешают строить личную жизнь, — зачастую являются тем, что негативно влияет на самооценку, психологический комфорт и даже здоровье в долгосрочной перспективе.
Как устанавливать и защищать личные границы на работе
Понимание, что кто-то постоянно вторгается в личное пространство или причиняет психологические неудобства разного рода, — первый шаг к тому, чтобы исправить ситуацию.
Но часто возникает вопрос, почему же люди мирятся с таким дискомфортом. Обычно это связано с менталитетом в странах постсоветского пространства. Люди привыкли позволять вторгаться в свое пространство посторонним, а тактичная просьба прекратить вызывает в лучшем случае искреннее непонимание. А в худшем — спор и даже обиды. Второй распространенной причиной является нестабильная самооценка и страх оскорбить собеседника.
В рабочем коллективе выстроить границы порой бывает и того сложнее. Это связано еще и со страхом потерять работу или испортить отношения с коллегами.
Но все же стоит пойти навстречу себе и научиться защищать свои комфорт и личные границы.
Как установить здоровые границы на работе
1. Для начала следует определить, какое поведение коллег или начальства является недопустимым. Что может стать грубым нарушением для одного, вполне приемлемо для другого. Потому сперва следует хорошо разобраться в себе.
2. Заявить о своих границах. Научиться говорить о факте нарушения границ другим людям — важный этап на пути к собственному психологическому благополучию. Важно постараться донести собеседнику, что определенные его действия вызывают обиду или любые другие чувства, которые в данной ситуации можно расценивать как неприятные.
3. Попросить прекратить нарушение. В некоторых случаях можно сразу перейти к этому пункту. Но при наличии конструктивного диалога все-таки стоит попытаться объяснить собеседнику, что вызвало дискомфорт и по какой причине.
4. Можно предложить компромисс или диалог. Часто удается найти решение, комфортное для всех.
5. Научиться говорить «нет». Это важный навык, освоив который можно избавить и себя, и коллег от ряда трудностей.
Итак, для большинства работа имеет важное значение. Сотрудники проводят в офисе большую часть своей жизни. И они должны понимать, что от правильно выстроенных границ зависит не только отношение к ним в коллективе, но и собственное эмоциональное состояние, здоровье, а часто даже отношения в семье.