Мероприятия
Библиотека
Библиотека Клуба КРОСС
Авторские статьи, методики, видеоуроки, рекомендации
Учимся общаться. 9 элементов коммуникации

Элементы коммуникации в системе Бодинот

Модель Бодинот рассматривает 9 элементов коммуникации, которые проходит человек в процессе общения. С помощью них мы можем проанализировать какие навыки развиты, а какие нет. Что является причиной конфликта и недопонимания.

0. Первый элемент — контекст, фон и базовое настроение

Что это такое? Это те условия, в которых происходит общение. С кем вы общаетесь, что это за человек, какая цель общения. Из какой он культуры, какого он возраста и социального статуса и т.д. Все это влияет на взаимодействие. Дружеская встреча это или деловые переговоры, ограничено время или нет — это все контекст общения. И его необходимо учитывать.

Фон – это наша личная история, наши личные переживания и опыт, который мы всегда несем с собой. Это так же наше мнение и ценности, через которые мы смотрим на мир.

И базовое настроение — это то состояние, с которым мы приходим в общение прямо сейчас. Например, человек приходит на работу после того, как дома был скандал. Тут кто-то начинает рассказывать ему о радостных известиях. Он может ответить сердито. Не потому, что он сердит на этого человека, а просто он уже пришел сердитым. Это может повлиять на контакт. Здесь важна способность к эмпатии: насколько мы по позе, мимике, интонации человека можем предположить в каком состоянии он сейчас находится. И тогда контакт происходит лучше, а точнее, он вообще происходит.

Те элементы, о которых мы будем дальше говорить, не обязательно идут друг за другом. Они описываются последовательно, но это не значит, что все контакты развиваются линейно: сначала первый, второй, третий элемент и т.д. Обычно в общении они могут смещаться: то один элемент, то другой. И для нас не так важна последовательность, как просто разобраться в этих «кирпичиках» из которых строятся отношения.

1. Первый «кирпичик» – факты

Это наши чувства, которые могут сообщить нам, где наше внешнее чувственное восприятие. На этом этапе человеку необходимо научиться рассказывать о том, что он реально видит, чувствует и ощущает. И не переходить на интерпретации. Тогда это помогает людям говорить на одном языке.

Например, «Я вижу, что вы сейчас выпрямились», «Я слышу, что вы быстро дышите», «Я слышу, как вы барабаните пальцами по столешнице стола» — это реальность. Очень важно, чтобы каждый участник так конкретно и ясно описывал свои ощущения и просил другого приводить конкретные примеры, вместо общих описаний. Например: «Я вижу, что с вами все нормально». А что на самом деле с человеком происходит, когда «нормально» — непонятно. Неправильно будет сказать: «Я вижу, что вы волнуетесь». По каким факторам это видно — неясно. И возникает путаница: это интерпретация или это действительно факт? Поэтому, второй элемент коммуникации, это интерпретация фактов.

2. Интерпретация фактов

Что такое интерпретация? Это когда мы придаем происходящему какой-то смысл. Обычно мы делаем это с помощью фраз: «Я думаю», «Я полагаю», «Я считаю». И это не описание фактов, а толкование происходящего. Когда мы общаемся с другими людьми, правильнее использовать сначала факты, а потом интерпретировать их. Например: «Я вижу, как вы потягиваетесь и считаю, что вы это делаете, потому что устали». И я дальше я проясняю: «Это верно?» Вместо того, чтобы просто сказать: «Я вижу, что вы устали». Во втором случае, человек может даже испытать злость и неприязнь, потому что на него как будто наклеили ярлык и не спросили, что он на самом деле чувствует. Злость будет относиться к тем «узлам» напряжения, которые возникают в коммуникации, и которые мы ликвидируем с помощью Бодинот. Недопонимание вызывает напряжение в отношениях и в теле. И с этим нужно работать.  

На первых порах нужно учиться эти напряжения считывать. Потом, когда человек уже получит навык отслеживать свои реакции, тогда ему уже не придется каждый раз напрягаться и думать: «А что у меня сейчас происходит в теле? Где именно?», «Что я сейчас чувствую?». Это будет моментальная реакция, которая выдается в мозг, и он уже начинает это анализировать.

3. Третий элемент — это наши ощущения

Если чувства — это внешнее чувственное восприятие, то ощущения – это внутреннее восприятие, которое проявляется в теле. Мы оцениваем, что у нас сейчас происходит: физиологический или физический дискомфорт, удовольствие или раздражение; холод в каких-то частях тела, изменения пульса, какое-то напряжение мыщц; чувство легкости или тяжести – это все описание телесных ощущений. И для ясной коммуникации нужно учиться развивать способность четко и понятно их описывать. Не создавать какие-то образы, а именно описывать ощущения. Например, человек говорит: «У меня как будто голова взрывается», — это непонятно. А на самом деле у человека ощущение давления в области висков. Когда мы это знаем, мы можем работать именно с висками.

Важно отслеживать телесные ощущения еще и для того, чтобы понимать, когда именно появляется напряжение. Тогда мы можем понимать, где и в каком элементе сложности, с чем нужно работать. Например, у человека сводит живот в конфликтной ситуации. И это будет телесный «маркер», что происходит что-то неблагоприятное. С помощью этого «маркера» он может отслеживать, что за тема затрагивается и анализировать почему на нее такой отклик.

4. Четвертый элемент — эмоции

Это те чувственные реакции, которые идут вслед за ощущениями. В модели Бодинот мы рассматриваем восемь основных базовых эмоций: радость, горе, гнев, страх, сексуальность, стыд, отвращение и гордость. И опять-таки, здесь важно опираться на факты, а не на интерпретации. Потому что, если вы скажите человеку: «Я вас боюсь», то интерпретация непонятна. Можно сказать: «Когда вы так громко кричите, я вас боюсь». Или: «Когда вы приближаетесь на такое близкое расстояние, мне становится страшно». Тогда человеку понятно, и он не уходит из контакта. Когда просто «боюсь», контакт теряется, потому что каждый фантазирует в рамках своего основного фона восприятия и своей негативной или положительной истории.

Иногда люди путают ощущения, эмоции и чувства. Не могут отделить одно от другого. Поэтому можно пользоваться личными утверждениями. Это я-высказывания, которые повышают доверие в контакте, и снижают уровень тревожности. То есть, вместо обезличенного «это хорошо», можно сказать: «мне это нравится» или «я доволен».

5. Импульс к действию

Когда человек разобрался в своих ощущениях и чувствах, тогда внутри него появляется импульс к действию. Внутренний импульс — это еще не действие, но уже какое-то побуждение. Иногда бывает так, что действие, которое совершается, не соответствует первоначальному импульсу. Либо, наоборот, есть импульс и люди действуют исходя из него, но совсем не анализируют и не думают о последствиях.

Например, человек общается с начальником. Возникает какая-то трудная ситуация и у человека есть импульс уйти из этой ситуации, но он его осознает, контролирует и остается в контакте для того, чтобы полнее разобраться в ситуации. Или, девушка чувствует сильное влечение, но осознанно решает не допускать до действий, потому что понимает, что другой человек находится в сложившихся отношениях, и не стоит импульс переводить во что-то большее.

Здесь очень важно не отказываться от ощущения этих импульсов. Многие пугаются их и стараются не замечать. Но ведь не обязательно их реализовывать, а считывать нужно. Так мы остаемся в контакте с самими собой. Понимаем, что с нами происходит. Дальше уже выбираем, что нам делать или не делать. В случае, если мы не осознаем свои побуждения, то не мы управляем ими, а они нами.

Исследование и озвучивание своих импульсов позволяет лучше понять свои потребности. Если импульс часто появляется, то это говорит о том, что какая-то потребность не удовлетворена. Дальше можно задать себе вопрос: что это за потребность? В чем причина того, что не получается ее удовлетворить?

«Я хочу», «Мне надо», «У меня возникло желание» — это слова, с помощью которых описываются импульсы, желания и потребности. И здесь нет неправильных слов. Наоборот, бывает, что слов совсем нет. То есть, человек не понимает, чего он хочет и как об этом говорить. Поэтому наш курс будет побуждать людей понимать свои желания и осознавать свои потребности.

6. Подготовка к выбору, какое действие нам совершать

Для начала мы анализируем различные потребности. Рассматриваем какой импульс будем реализовывать в первую очередь. Какой импульс больше всего соответствует нашим базовым ценностям и целям. И выбираем именно то, что сейчас наиболее актуально. Это как стратегические цели, они могут быть не срочными, но очень важными. Если я осознаю их важность, то могу сделать выбор и пойти в эту сторону.

Для того, чтобы понять, что сейчас стоит реализовывать в первую очередь и уметь взвешивать последствия, нужна рефлексия и это тоже навык. Если навыка нет, то человек будет поступать импульсивно, терять контакты, избегать трудного взаимодействия. Возможно, переходить с одного места работы на другое, уходить из одних отношений в другие.

Стоит отметить, что, принимая решение, человек должен получать телесные подтверждения в теле в пользу этого решения. Это те индивидуальные реакции, которые говорят о том, что вам комфортно и хорошо. Это может быть тепло в какой-то области, ощущения расслабленности, «расширения» и т.п.

7. Действие

Когда человек сделал выбор на основании базовых ценностей и телесных реакций, то следующим элементом в коммуникации будет непосредственно действие. Это последнее звено в модели Бодинот. На первый взгляд, довольно простой элемент. Но здесь бывает несколько моментов.  

Может быть очень большой разрыв между выбором и действием. Ситуация запутывается и действие может оказаться забытым. То есть, человек сделал выбор, но за ним ничего не последовало. Это происходит с людьми очень часто: «Я понял, как надо, но я не пошел и не сделал того, что понял». И с каждым конкретным человеком нужно разбирать с чем связано подобное поведение. Может быть с негативным опытом, с фоном, в котором находится человек или с чем-то другим.

Иногда решение может меняться, например, изменились факты. Но очень важно все-таки принять решение, и совершать действия по его выполнению. И всегда свое решение можно пересмотреть, не обязательно действовать жестко. В отношениях так же нужно развивать способность быть гибкими.

Важно отметить, что все эти элементы взаимосвязаны и нет какого-то более важного. Мы разбираем их детально, чтобы посмотреть, где у человека напряжение.

В заключение отмечу, что модель Бодинот применяется к конфликтным ситуациям. Когда у человека общение затруднено, то оно разбирается по элементам с целью понимания причин напряжения. А когда оно не затруднено, то можно не следовать никакой модели, потому что спонтанность всегда приветствуется. Мы естественны, искренни именно когда мы спонтанны и ничего не анализируем, а просто говорим о своих эмоциях и чувствах.

Если же возникают трудности и людям сложно установить контакт, стать более близкими друг для друга, то мы применяем эту модель. Убираем узлы напряжения, которые возникают в отношениях и в теле, снижаем недопонимание и тревожность. И с помощью этого достигаем более эффективного и ясного взаимодействия между людьми.

                                                   Курс по теме ⇩⇩⇩

Вернуться к предыдущей статье ➯ Почему нам сложно понять друг друга? 
 

Об авторе
Ирина Созонова
Тренер клуба КРОСС, телесно-ориентированный терапевт
-->